Судьбу Каспия решит саммит [ Редагувати ]

Президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении впервые соберутся 23 апреля в Ашхабаде в рамках саммита прикаспийской "пятерки".
Как сообщили в МИДе России, на рассмотрение президентов будет вынесены международные и региональные вопросы, каспийская проблематика, включая выработку нового правового статуса Каспия.
Встреча глав каспийской "пятерки" "впервые происходит в таком формате, что свидетельствует о наличии многих общих проблем и интересов, требующих совместных усилий для их решения и которые должны рассматриваться на высшем уровне".
В международном плане речь пойдет о построении здоровых двусторонних отношений с соседями по Каспию, нахождении взаимовыгодного баланса интересов в формате каспийской "пятерки" и, наконец, развитии эффективного сотрудничества с внерегиональными партнерами как государственными, так и деловыми.
При этом каспийская проблематика не ограничится вопросом о правовом статусе моря. Акцент будет сделан на таких аспектах, как экологическая безопасность и совместное использование биоресурсов.
Ожидается, что на саммите будет подписан итоговый документ - Декларация глав прикаспийских государств, предусматривающая сотрудничество пяти прикаспийских государств в области освоения ресурсов, рыболовства, защиты экологии.
Было бы "большой ошибкой" считать этот документ "итоговым по статусу Каспия, так как предстоящий саммит призван приблизить стороны к решению этого вопроса и дать четкие указания, как дальше вести переговоры по этой проблеме".
Вместе с тем, стороны не скрывают, что выработка формулы международно-правовой Конвенции Каспия является вопросом, нуждающимся в скором разрешении. Причиной тому - богатые запасы углеводродов водоема, освоению которых препятствует несовершенство ныне действующего на Каспии статуса.
Правовой статус Каспия пока регулируется международными договорами между Россией и Персией (Ираном) от 1921 года, а также договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 1940 года, которые номинально предусматривали общее пользование двумя государствами и дна, и акватории моря. Эти документы устарели, так как регламентируют только сферы судоходства и рыболовства, не затрагивая наиболее спорной на сегодняшний день проблемы - недропользования.
После распада СССР и увеличения числа прикаспийских государств возникла объективная необходимость в обновлении договоров, прежде всего в части пользования углеводородными запасами и биологическими ресурсами Каспия. Определение нового статуса в соответствии с международными нормами возможно только на основе консенсуса всех государств прикаспийской "пятерки", которые пока в этом вопросе выступают с разных позиций.
Россия, Казахстан и Азербайджан предлагают поделить только дно, оставив акваторию в общем пользовании. На первом этапе, во избежание коллизий по спорным участкам энергоносителей, дно предлагается делить по "модифицированной (условной) срединной линии", что предусматривает взаимный обмен богатыми углеводородами участками, которые ранее разрабатывались одной стороной, а в результате деления дна могут оказаться на территории другой.
Иную позицию занимает Иран, предлагающий или не делить ни дно, ни акваторию вообще по принципу "кондоминиума", либо делить все поровну. В этом случае Иран, имеющий 13 процентов Каспия, будет претендовать на 20 процентов и не позволит соседним странам вести работы в своем секторе, в который автоматически отойдут и ряд участков, ранее находившихся в "советской" зоне и ныне разрабатываемых Азербайджаном.
Четвертый прикаспийский субъект из постсоветских республик Туркмения до последнего времени соглашалась с тем, что надо делить дно в соответствии с государственными границами. Впрочем, инициатор саммита, президент Туркмении, планирует выступить на встрече с новыми предложениями по разграничению водной поверхности и деятельности в районе Каспия.
Позиция иранской стороны в этом вопросе близка к российской. Тегеран считает, что выработка окончательного согласованного решения по юридическому статусу Каспийского моря является длительным процессом и требует тщательного подхода. В Иране также считают, что только прикаспийские государства являются хозяевами Каспия и его судьба - в их руках.
Россия и Иран, а в последнее время к ним присоединился и Казахстан, неоднократно высказывали свою озабоченность все большей активностью Вашингтона в Каспийском регионе. При этом эксперты в российской столице обратили внимание на то, что эта активность носит не только политический и экономический характер, но и военный. США неоднократно объявляли каспийский регион зоной своих жизненноважных интересов. В частности, в 1999 году весь Черноморско-Каспийский бассейн был включен в сферу ответственности войск США в зоне Персидского залива.