Терроризм. Отвергнутый ультиматум [ Редагувати ]

Джахар Дудаев, президент Ичкерии, записано осенью 1996 года: "Каждый из нас готов пожертвовать собой во имя Аллаха и независимости Чечни. Мы хотим умереть больше, чем вы - жить. - Есть ли у вас другой путь, у вас и у вашего народа? - Есть. Прекращать обороняться и начинать наступление"
Война. Теракт. Опасность. Сейчас, пожалуй, даже ребенок знает, что означают эти слова. И что за ними - захваты, спецоперации, спасенные и... убитые. Последние события в Москве заставили многих задуматься над вопросом - способен ли мир противостоять злу, название которому - международный терроризм. К этому 11 сентября прошлого года оказались не готовы Соединенные Штаты Америки. Неготовой оказалась и Россия. Трудно объяснить, как ФСБ и разведка допустили, чтобы в Москве четыре десятка вооруженных чеченских боевиков смогли захватить в заложники почти тысячу человек. Хотя так же трудно представить себе войну, исход которой был бы заранее известен противоборствующим сторонам. И, как правило, они слишком поздно осознают, что любая война - это война и против своего народа.
Война России с Чечней, похоже, перешла в новую стадию. Длящаяся с 94-го года, сегодня она приобрела другой масштаб. Россияне, украинцы и жители других стран шокированы происходящим.
14 июня 1995 года отряд Шамиля Басаева захватил в Буденновске больницу. Там находилось больше тысячи человек. Бойцам подразделения "Альфа" удалось занять первый этаж здания. Они смогли бы ликвидировать террористов, но тогдашний премьер России Черномырдин настоял на прекращении операции. Он пообещал начать мирные переговоры с чеченцами. Басаевцы вместе с заложниками ушли в Чечню.
1 июня 1996 года в начале десятого вечера на станции московского метро "Тульская" прогремел взрыв в полупустом вагоне поезда. Четверо погибли, двенадцать человек получили ранения. 11 июля был совершен теракт в троллейбусе 12-го маршрута на Пушкинской площади. Шестеро - ранены. На следующий день - взрыв в троллейбусе 48-го маршрута на проспекте Мира. Пострадали двадцать восемь человек. По Москве распространились слухи о причастности чеченцев к терактам. Мэр города Юрий Лужков заявил, что выселит из столицы всю чеченскую диаспору.
В сентябре 99 года в Москве, Буйнакске и Волгодонске произошли чудовищные террористические акты. 22 сентября в Рязани сотрудники ФСБ обнаружили мешки с гексогеном в подвале одного из домов микрорайона Дашково-Песочня. 31 августа 99 года - теракт в торговом комплексе "Охотный ряд" на Манежной площади. Погиб один человек, 40 получили ранения.
4-го сентября 99 года в Дагестане, в городе Буйнакске был взорван жилой дом. Погибли 64 человека. Этот теракт однозначно связывали с поражением отрядов чеченских боевиков в Дагестане. Хотя среди его исполнителей чеченцев не было, а обвиненные в организации взрыва люди утверждали, что невиновны. В тот же день в Буйнакске обнаружили заминированный автомобиль ЗиЛ-130. Машина находилась на стоянке недалеко от жилых домов и военного госпиталя.
9-го сентября 99-го в Москве сработало взрывное устройство в девятиэтажке по улице Гурьянова. Погибли 94 человека и 164 получили ранения. УФСБ по Москве и Московской области сообщило, что половина дома обрушилась в результате взрыва бризантного смесевого вещества массой около 350 кг. Адская машина находилось на уровне 1-го этажа.
12 сентября того же года взорван дом на Каширском шоссе в Москве. Из-под обломков были извлечены тела 119 погибших. Среди жертв - 12 детей.
Правоохранительные органы объявили в розыск 10 человек, которые подозревались в организации терактов. Один из них был убит во время операции в Чечне, еще один сейчас находится под следствием. Двое террористов приговорены к пожизненному заключению. Остальные - не найдены.
В минувшую субботу в Москве, возле ресторана McDonalds, взорвался автомобиль "Таврия". Представители МВД и прокуратуры сразу же отвергли версию теракта и поспешили объяснить случившееся криминальными разборками. Сегодняшние события заставляют думать, что субботний взрыв был предупреждением о новой волне терактов в российской столице.
Москва, вечер 23-го октября. В бывшем Доме культуры Подшипникового завода, а ныне - театральном центре на Дубровке идет мюзикл "Норд-Ост". К зданию подъезжают три джипа. Во время второго акта в партер врывается группа вооруженных людей. Мужчины и женщины в чадрах. Боевики делают несколько предупредительных выстрелов в воздух и приказывают всем оставаться на местах. В помещении театра находятся порядка тысячи человек. О захвате здания на улице Мельникова, 7 был немедленно проинформирован президент России Владимир Путин.
В Москве, в связи с захватом заложников, разрабатывается специальный план "Гроза". На место происшествия прибывают усиленные наряды милиции, бойцы ОМОНА и СОБРа, а также руководство столичного ГУВД. Операцию по освобождению людей возглавили первые лица ФСБ России.
Одному из авторов мюзикла, известному барду Алексею Иващенко и нескольким актерам удалось вырваться из гримерной комнаты, где они были заперты террористами, и бежать.
Позже боевики выпустили французского дипломата Катю Иванову-Терьян, мусульман и группу детей.
Освобожденный мальчик: "Шел второй акт, они вошли, один сразу же приблизился к сцене, выстрелил в воздух, приказал всем не двигаться, с ними были женщины, они были заминированы..."
Террористы выдвинули требования - прекратить военные действия и вывести российские войска из Чечни. А представители российских властей призвали общественность воздержаться от экстремистских действий в отношении проживающих в Москве чеченцев.
"Требования ряда депутатов о запрете кавказцам на посещение Москвы, высказанные в связи с событиями в среду, не только радикальны, но и нереальны".
"Война идет с терроризмом, а не с национальностями и народностями".
"Захватами заложников войны не заканчиваются, а только разгораются".
Из интервью заместителя руководителя аппарата правительства Российской Федерации Алексея Волина радио "Эхо Москвы"
Но общественность настроена агрессивно. И то, что теракт вызовет как минимум негативное отношение к так называемым лицам кавказской национальности, не вызывает сомнений.
Москвичи: "К нам домой пришли и захватили наших детей, а мы стоим и ничего не можем сделать - у себя дома. До каких пор мы будем так жить, как будто мы в своей стране не хозяева?!"
Между тем на захват заложников отреагировала организация, называющая себя Исполнительным комитетом автономного боевого отряда русской самообороны. Она распространила следующее заявление:
"Мы, автономный боевой отряд русской самообороны в Москве, обращаемся к чеченцам проживающим в столице. Отныне вы все будете нашей мишенью, никто из вас не будет чувствовать себя в безопасности. После того, что вы совершили, пощады вам не будет. Вы помогали и продолжаете помогать террористам-чеченцам. Без вас невозможно было бы совершить такой террористический акт.
Если пострадают москвичи, захваченные вашими соплеменниками, и вы не успеете убежать из Москвы, мы начнем убивать Вас группами и поодиночке, вне зависимости от действий каждого из вас. На всех вас лежит ответственность за действия ваших собратьев. У Вас есть возможность уехать из Москвы, тогда, может, вы спасете свои шкуры. Учитывая, что, скорее всего, вы пойдете на убийство мирных москвичей в захваченном ДК, мы начинаем подготовку к акциям возмездия против всех вас, находящихся в нашем городе".
В 23.05 на улицу Мельникова прибыл мэр российской столицы Юрий Лужков и члены московского правительства. Буквально через две минуты стало известно, что театр захвачен боевиками Мавсада Бараева - племянника известного террориста Арби Бараева.
Арби Бараев, родился в 1973 году в Чечне недалеко от Грозного. Образование среднее. После 91-го года работал охранником председателя СБУ Ичкерии. В 95-м возглавил отряд самообороны в селении Алхан-Кала, был командиром исламского полка особого назначения. Лично участвовал в нападении на сотрудников РОВД Заводского района Грозного в 96-м году. В первую чеченскую войну отряд Бараева подчинялся полевому командиру Хизиру Алхазурову. После Бараев занимался похищением людей. Для содержания заложников построил специальную тюрьму в Урус-Мартане.
В 97-м году на него неоднократно совершались покушения. Бараев непосредственно причастен к ряду похищений журналистов и отличается особой жестокостью по отношению к пленным. По данным правоохранительных органов, с января 95-го года он собственноручно казнил порядка двухсот человек. Арби Бараев подозревается и в организации покушения на Аслана Масхадова в июне 98-го.
Люди, которые были отпущены террористами, утверждают, что боевики избивают заложников. Чеченцы же заявили, что театр заминирован и будет взорван, если российские силовики попытаются взять здание штурмом. Они назвали себя смертниками 29-й бригады, которой командует чеченский полевой командир Мавсар Бараев.
Из примыкающего к театру здания - Института человека - эвакуируют сотрудников. Позже вывозят жителей окрестных домов, обещая разместить их в гостиницах. 24 числа учащихся школ, расположенных недалеко от театрального центра, освобождают от занятий. На место происшествия прибывают бригады Центра экстренной медицины.
Главное - сохранить жизнь заложникам. Поэтому решения о силовой операции не принимают. Хотя здание окружено бойцами спецподразделения "Альфа" и снайперы находятся наготове. Российские власти хорошо понимают, что на уступки террористы не пойдут. Скорее погибнут вместе со всеми заложниками. Не зря они пообещали, что за каждого убитого брата будут расстреливать по 10 человек.
Переговоры с российскими парламентариями, в том числе с чеченским депутатом Асланбеком Аслахановым, не принесли никаких результатов. Террористы не намерены отпускать заложников, и не дают людям возможности встретиться с представителями власти.
Асланбек Аслаханов, депутат Госдумы России: "Я готов сделать все возможное, чтобы было меньше негативных моментов. Более того, я готов отдать свою жизнь, чтобы не один москвич не пострадал... Я хотел бы сказать тем людям; которые захватили заложников, что таким образом мир не приблизится на чеченской земле, а ситуация в республике только усугубится. И я очень боюсь, что случившееся может привести к взрыву античеченских и антикавказских настроений".
С заложниками вроде бы обращались неплохо. Правда, еды не давали и от предложения Красного Креста накормить людей отказались - вероятно, из предосторожности. Около половины второго ночи 24 октября террористы освободили девушку, которой стало плохо, а позже - еще 2 беременных женщин. Затем - 15 детей. Депутат Госдумы Асланбек Аслаханов провел телефонный разговор с главой террористов Мовсаром Бараевым. Но это не принесло результатов. Тем временем боевики выдвинули новое требование - предоставить им крупную сумму денег. Выстрелы, которые периодически слышны из стен здания, производятся "в воздух". По-видимому, чеченцы пытаются воздействовать на психику людей и держать их в напряжении.
Правоохранительные органы до сих пор пытаются выяснить - как в здание театра попали взрывные устройства. Впрочем, предполагается, что каждый из боевиков надел так называемый "пояс шахида" - по примеру арабских террористов-смертников. В каждом поясе - 15 килограмм взрывчатки. Если это действительно так, то её общая масса составляет около полутонны. Последствия взрыва сорока бомб будут ужасными.
Известие о том, что террористы расстреляли женщину, посеяло панику и среди заложников, и среди представителей правоохранительных органов. Сначала информации не верили - предполагали, что 20-летняя девушка скончалась от сердечного приступа. Но после стало ясно - её действительно убили.
В начале шестого вечера 24 октября из захваченного здания вынесли труп женщины. У неё - огнестрельное ранение груди, а на руке сломаны пальцы. По предположению правоохранительных органов, заложница была убита при несанкционированной террористами попытке связаться по телефону с родными. Она не знала, что основное правило, которому нужно следовать, оказавшись в плену - не пытаться каким-то образом сообщить о себе на волю. Террористы расценят это как оказание сопротивления. И не пощадят. Главное для заложника - безукоризненно соблюдать режим содержания. Только так в этих условиях можно выжить.
Через полтора часа двум девушкам удалось бежать из здания дома культуры. Их попытались расстрелять из гранатометов. Одна из заложниц была ранена. Состояние второй врачи оценили как удовлетворительное. Условия содержания остальных пленных сразу же были ужесточены. Террористы стали угрожать людям скорой расправой, если правительство России не выполнит их требований. Между тем, действия боевиков осудили руководители мусульманских общин как в Российской Федерации, так и в Украине.
Шейх Ахмед Тамим, Муфтий Украины: "Вопрос борьбы за независимость это - один вопрос, а иметь дело с мирными гражданами, которые не имеют отношения к войнам - это другой вопрос. Мы знаем, что, так как и в других странах мира, есть и проблемы национальные и другие, и на Северном Кавказе тоже есть. Но есть такие, которые ищут, где огонь, и пытаются еще залить бензин или другое горючие средство в это место. Поэтому мы с момента нашего, с момента того, когда мы поняли, что есть такие элементы экстремизма, как движение Вахабизма или называем Джамат Ислаимия, или подобные экстремистские течения, стараются использовать всегда эти точки для разжигания враждебности и развития кровопролития, то мы понимаем, что в результате этого только есть страдания и продолжение войн и развитие неприятностей. Ислам не призывает нас к такому методу. Ислам и мусульмане призывают к тому, чтобы была справедливость, призывают к тому, чтобы не подходить к крайности, а люди, которые выступают таким методом, они не оценивают окружающую и не думают, что есть кроме них тоже люди".
Тем временем, представители силовых ведомств Украины заверяют, что у нас нет поводов для беспокойства, в связи с московскими событиями.
Корреспондент: "Насколько реально повторение такого сценария в Украине?"Марина Остапенко, пресс-секретарь главы Службы Безопасности Украины: "На сьогодняшнiй день пiдстав для неспокою у громадян України немає. Оскiльки на сьогодняшнiй день в Українi вiдсутнi міжетнiчнi, міжконфесiйнi протирiччя, якi б могли призвести то терористичних проявiв. СБУ саме попередженню таких проявiв придiляє найбiльшу увагу. Усi силовi вiдомства України працюють у посиленому варiантi оперативної роботи, i це пов'язано не тiльки у зв'язку з подiями у Москвi i в Росiйськiй Федерацiї, але й з важкою ситуацiєю в усiх гарячих точках свiту. Служба Безпеки України контролює ситуацiю, i жодних пiдстав для виникнення подiбного в Українi немає".
Тем не менее, 24-го октября в Украине введены усиленные меры безопасности. Особенно в аэропортах: ужесточен пропускной режим, проводится тщательнейший досмотр пассажиров, проверяются все авиационные грузы и бортовые припасы.
Заложники в театральном центре позвонили своим родственникам и сообщили, что террористы предъявили ультиматум. Срок истекает в 6 часов утра 26 октября. С этого времени они начнут расстреливать людей. Такую информацию редакция интернет-издания NEWSru.com получила от пресс-службы мюзикла "Норд-Ост". Заложники говорят, что боевики изначально решили - на обдумывание их требований они дают российским властям всего три ночи.
По официальной версии, штурм спровоцировали террористы. Спецназ взорвал тыльную стену и ворвался в здание Дома культуры. Как развивались события внутри - пока сложно сказать, но, похоже, большая часть террористов погибла от газа, а не от пуль. Посмотрите на мертвых женщин-террористок - они будто уснули. Огнестрельных ранений и луж крови, как возле других боевиков, рядом с ними нет.
А теперь посмотрим на заложников. Судя по тому, какую помощь им оказывают - у них отравление. Это уже признают и спецслужбы России. К сожалению, не известно, какой газ применялся, его марку не называют. В целом же, как утверждают специалисты, операция была проведена блестяще. Хотя не всех заложников удалось спасти. На то время, когда монтировалась наша программа, Россия признала гибель 67 человек. Каждый десятый - такова цена штурма. Но много это или мало - сказать сложно. Во всяком случае, для родственников погибших это невосполнимая утрата. Но не стоит забывать, что 67 заложников стали жертвами войны. Войны, которую начали политики.
Когда начинается война, её результат не может предвидеть никто. Каждая из сторон надеется на благоприятный для себя исход. Иначе, зачем вообще начинать боевые действия? Специалисты уверены - серии терактов по всему миру, в том числе и московский случай - это звенья одной цепи. Цепи или системы под названием Международный терроризм. У которой есть силы, и есть средства для ведения войны. Но те же чеченцы - смертники, как и противоборствующая им сторона, в конце концов должны понять - диверсиями, стрельбой, бомбежками, расстрелами, захватами добиться положительного для кого бы то ни было результата невозможно. Потому что любая война - это война и против своего народа.