У потерпевшего катастрофу стратегического бомбардировщика не выдержало "сердце" [ Редагувати ]
У стратегического бомбардировщика Ту-160 "Михаил Громов" не выдержало "сердце". Так оценил произошедшую в четверг авиакатастрофу один из ответственных специалистов Казанского авиационного промышленного объединения (КАПО) имени Горбунова.
Именно здесь в 1984 году было начато производство этих самолетов, сюда же было решено отдать в прошлом году стареющих железных птиц на капитальный ремонт и модернизацию.
"Михаил Громов" - первый из двух десятков именных ракетоносцев, погибший (казанцы говорят о нем, как об одушевленном существе) в полете. "Несомненно, наши эксперты примут самое активное участие в выяснении причин этой трагедии, которую все мы восприняли как личную", - сказал источник.
Он не согласен с обозначением "Блэк Джек", который дали американцы туполевскому детищу, внешне похожему на огромную сказочную белую птицу. А поскольку сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 имеет крылья "изменяемой в полете стреловидности", проще говоря, подвижной формы, то иллюзия стремительно летящей в небе птицы только усиливается.
Ту-160 имеет четыре турбореактивных двухфазных форсажных двигателя НК-32 (разработка ОКБ Кузнецова), установленных попарно в гондолах под задней частью крыла. Экипаж ракетоносца (два пилота и два штурмана) размещен в двух 2-местных кабинах, оборудованных катапультными креслами. В полете самолет может находиться (с дозаправкой в воздухе) десятки часов, поэтому для экипажа предусмотрены кухня, откидная койка и другие удобства. Вооружение размещается в двух отсеках фюзеляжа и может состоять либо из бомб, либо из 12 крылатых ракет, либо из 24 ракет малой дальности. В оборонительное вооружение входят системы РЭБ.
Управление самолетом и системами его вооружения облегчено наличием более 100 ЭВМ, а навигационная и прицельная системы обеспечивают высокую точность вывода самолета в заданный район и поражение целей.
Названный в честь знаменитого летчика, совершившего трансполярный перелет, "Михаил Громов" вместе с другими 15 именитыми тяжелыми стратегическими бомбардировщиками "Ильей Муромцем", "Иваном Ярыгиным", "Александром Молодчим" и т.д. входил в 121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Севастопольский полк, базирующийся под Энгельсом (Саратовская область).
Самые старые из самолетов авиаполка относятся к выпуску 1986 года, более новые - 1997 года, а "Александр Молодчий" (на нем, кстати, в сопровождении "Михаила Громова" недавно летал на учения на Тихоокеанский флот министр обороны Сергей Иванов) был введен в состав дальней авиации в мае 2000 года.
Тогда же было принято решение провести глубокую модернизацию всего парка Ту-160, прежде всего, восемь машин, возвращенных Украиной России в конце 1999-начале 2000 года как плата за газ из тех 19 Ту-160, что после распада СССР остались на украинской территории на базе бывшего 184-го гвардейсткого тяжелого авиаполка (ТБПА) в Прилуках.
"Оставшиеся на Украине тяжелые бомбардировщики "пылились" на стоянке авиабазы, и только раз или два один из них поднимался в воздух для участия в параде, - рассказал источник.- Да и в России самолеты дальней авиации не летали с 1992 по 1998 годы".
"Когда вдруг после этого затишья в 1999 году на учениях "Запад-99" российские ракетоносцы пролетели над Исландией, натовское командование было в шоке, а у нас появилась надежда на возрождение дальней авиации", - отметил авиаспециалист.
2003 год стал для стратегической авиации знаменательным - в мае самолеты Ту-160 и Ту-95 участвовали в учениях в Индийском океане, а в августе - и в районе Дальнего Востока. Командир погибшего Ту-160 Юрий Дейнека вместе со своим самолетом "Михаил Громов" успешно выполнил поставленные перед дальней авиации в обоих учениях задачи.
По информации источника в штабе ВВС РФ, некоторые неполадки в одном из двигателей самолета были отмечены при возвращении с Тихоокеанских учений, поэтому двигатель был заменен.
"При его прогоне на земле, насколько мне известно, ничего подозрительного замечено не было, поэтому было дано разрешение на "облет" нового двигателя в обычном режиме технической проверки, - сообщил источник.- Пока трудно сказать, в чем дело - в конкретном замененном двигателе, в каких-либо принципиальных параметрах его работы или в режимах нагрузки..." Между тем, по данным специалиста КАПО, "еще в ходе двух первых лет опытной эксплуатации Ту-160 в середине 80-х годов с двигателем НК-32 были проблемы". "Однако после его доработки ресурс двигателя был увеличен до 750 часов при одновременном повышении надежности, - отметил источник.- Позже были планы установки на проекте Ту-160В нового двигателя повышенной экономичности НК-74, но они не были выполнены из-за прекращения финансирования работ в 90-е годы".
По мнению источника, принятое решение о прекращении полетов Ту-160 до выяснения причин катастрофы абсолютно правильное, "причем от исхода расследования во многом зависит дальнейшая судьба этого бомбардировщика, который предполагалось сохранить на вооружении ВВС РФ до 2030 года".