Антимонопольные органы России пытаются навести порядок на рынке процессоров [ Редагувати ]

В конце прошлой недели в японских офисах производителя процессоров компании Intel были проведены обыски антимонопольными службами - сейчас многие страны начали бороться с монопольным положением крупных международных ИТ-компаний. В России пока не могут разобраться со своими монополиями, а до чужих тем более руки не доходят. Однако после реформирования антимонопольных служб вполне вероятно, что давление на крупные международные ИТ-компании будет усилено.
Типа Pentium
Японское антимонопольное ведомство называется не без восточной пафосности - Комиссия по честной торговле. Эта комиссия провела обыски в трех офисах Intel и посетила служебные помещения - уже без обыска - главного ее конкурента, компании AMD. Именно между этими компаниями разворачивается основная конкуренция, правда, процессор Intel все равно установлен в четырех из пяти персональных компьютеров. Есть, конечно, и другие производители - Motorola, VIA и другие, - однако Intel на этом рынке бесспорный лидер.
В России доля процессоров этой компании долго была почти стопроцентной - компьютеры на базе AMD пользовались спросом у любителей экзотики. После открытия офиса AMD в Москве конкуренция возросла, но ей, по мнению представителей компании, мешает то обстоятельство, что в спецификациях государственных тендеров на закупку оборудования часто написано "процессор типа Pentium такой-то". В AMD говорят, что для них на этом участие в тендере заканчивается. При этом российские антимонопольные структуры официально никаких претензий к Intel не выдвигали.
В США и Европе наиболее преследуемая монополия - это Microsoft. Несколько раз начиналось расследование и против Intel, однако результатов и тем более наказаний не было. Сейчас, после японских обысков, акции компании упали на 1% на фоне роста всего ИТ-рынка. Российские офисы мировых компаний подобного рода события не комментируют. Не стали комментировать ситуацию и в расформированном МАП - там заявили, что все пока выведены за штат. Один из недавних сотрудников МАП сказал, что после создания в ходе реформы Федеральной антимонопольной службы с красноречивой аббревиатурой ФАС вполне возможно, что под влиянием мировой моды службе будет дана команда приструнить иностранных монополистов.
Госзаказ на высокую технологию
Тот факт, что в борьбу с монополизмом в сфере ИТ вступила Япония, не случаен. Япония давно уже претендует на роль мирового ИТ-лидера - впрочем, во многих областях, прежде всего в сфере потребительской электроники, эта страна уже занимает лидирующие позиции. Причем в первую очередь в сфере разработок новых технологий и продуктов - производство "японской" техники давно уже перенесено в Корею, Китай или Малайзию. Сейчас еще и Вьетнам стремится стать частью азиатской сборочной фабрики. В сфере производства софта Японии до лидирующих позиций очень далеко. Место бесспорного лидера на рынке ПО занимают США, однако выражения "индийский программист", а также "израильский", "ирландский" и даже "русский", являются устойчивыми. Но что такое "японский программист", никому не известно. Однако последнее время Япония явно хочет стать и великой программистской державой и делает в этом направлении первые шаги.
Недавно китайское правительство решило, что госструктуры в ближайшей перспективе должны перейти на отечественный софт. Для этого был создан консорциум из китайских, японских и корейских фирм, но азиатская операционная система будет создаваться в основном на японские деньги. По информации "Финансовых Известий", несколько крупных российских разработчиков софта негласно готовятся к созданию российской операционной системы. На самом деле ее создать не так уж трудно - ресурсы и мозги найдутся. Но продать такую систему невозможно - весь мир сидит на платформе Wintel. Это слово образовано из названий Windows и Intel и означает практически монопольное положение двух компаний, согласованно выпускающих свои продукты. Эти компании обладают огромным рыночным потенциалом, и заставить потребителей отказаться от их продуктов можно только внерыночными методами - например, решением правительства, как это было сделано в Китае.
В России такое тоже возможно - если завтра высшее руководство страны решит, что госструктуры должны работать на российском софте, то этот софт тут же будет разработан. И в этот момент антимонопольные расследования против западных компаний на российском рынке окажутся очень кстати. С процессорами, правда, сложнее - только один завод, их производящий, стоит около миллиарда долларов. А Intel, как, впрочем, и AMD, уже сейчас вкладывает огромные деньги в разработку процессоров, которые будут продаваться на рынке через 5-10 лет. При этом Intel входит в число самых узнаваемых марок мира наряду с Coca-Cola, Nike, McDonald's - такое положение достигнуто миллиардными маркетинговыми фондами, которые расходуются не только на телевизионные ролики, но и на помощь учебным заведениям. Однако, если появится политическая воля, никакая благотворительность не спасет. Примеры тому общеизвестны.