Быть ли блоку НСНУ, БЮТ и НПУ? Мнения экспертов [ Редагувати ]

Во время Учредительного съезда партии "Народный Союз Наша Украина" глава государства Виктор Ющенко высказал пожелание относительно единой команды на парламентских выборах 2006 года в составе партий НСНУ, БЮТ и НПУ. В святи с этим Центр исследований политических ценностей провел опрос среди политических экспертов: Насколько реалистической является идея блока НСНУ, БЮТ и НПУ на выборах 2006 года?
Александр Дергачев (ведущий научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины):
"Очевидно, что большие шансы и причины есть на то, чтобы объединились "ющенковцы" и "тимошенковцы". И, я думаю, что это будет реализовано обязательно. Что касается партии Литвина, то, на мой взгляд, предложение Ющенко - это предложение, от которого сложно отказаться. Оно задает правила поведения для этой группы и для тех, кто там концентрируется. Этот процесс не закончился, и можно ожидать как существенного увеличения соответствующей фракции в парламенте нынешнего созыва, так и общей активности тех, кто потерял свои собственные команды и ищет себе место в проходных списках. Предложение Ющенко является, фактически, таким мягким ультиматумом - присоединяйтесь, или считайте, что вы находитесь в оппозиции (пусть в мягкой, пусть в тактической), и для многих это является сигналом. Также это является сигналом для Литвина, чтобы он сделал этот нелегкий выбор. Таким образом, думаю, что вот такое предложение относительно Литвина - это тактический шаг, который должен прояснить взаимоотношения на период до парламентских выборов".
Николай Михальченко (президент Украинской Академии политических наук):
"В полном объеме эта идея не осуществится. Кто-то - или Народная партия, или БЮТ - может не войти. Кроме того, серьезным фактором, который будет работать против такого объединения, является то, что лидеры БЮТ и Народной партии не захотят быть на пятых ролях в этом новом объединении. Поэтому в данном случае сложно сказать, за счет чего удастся эти две партии (БЮТ и НПУ) привлечь в такой блок".
Олесь Доний (председатель Центра исследований политических ценностей):
"Скорее всего, нас ожидает живая дискуссия и относительно такого формата "триады", и относительно формата самой партии власти - НСНУ. Для Тимошенко есть резон вступать в такой блок, только при условии, что она же его и возглавит. А если это произойдет, то она может превратиться в равнозначную с Ющенко фигуру. Наверняка это не понравится окружению нынешнего президента. Литвин в этом формате - фигура второстепенная.
При условии слабой оппозиции власть пытается все более укрепить свое положение и расширить круг властных полномочий. Уже озвучены властные сигналы:
-
отказ от политреформы (то есть, консервация президентской формы правления),
-
усиление структур, которые единолично формируются президентом (Секретариат и СНБО),
-
увеличение проходного барьера на парламентских выборах с 3 до 5-7% (чтобы отсеять непровластные партии и блоки),
-
перекраивание областных границ под эгидой административной реформы (с намерением ослабления региональных элит),
-
отсрочка местных выборов (с целью лучшей подготовки власти к ним),
-
пересмотр статутных документов основных телевизионных каналов (удар по масс-медиа основных конкурентов),
-
массовая реприватизация (ослабление экономического базиса основных конкурентов).
В эту схему вкладывается и создание мегаблока для победы на парламентских выборах. Кто в него войдет - вопрос второстепенный. Основное, что все для его победы будет делать сам президент и назначенные им чиновники. С точки зрения политической войны все делается верно - соперник (кланы, приближенные к Кучме) ослабляется, а новые политические силы набирают вес. А вот с точки зрения развития демократии и государственного прогресса - вопрос достаточно неоднозначный. Ведь в соседней России, где Путин действовал приблизительно такими же методами (пропрезидентский мегаблок, увеличение проходного барьера, админреформа, подчинение телевизионных каналов), это привело фактически к созданию авторитарного режима. По этому общество должно быть весьма заинтересованно в том, чтобы "Наша Украина" не превратилась в затвердевшую партию власти по примеру НДП".
Владимир Полохало (шеф-редактор журнала "Политическая мысль"):
"Насколько мне известно, эта идея высказывалась пока еще только самим Виктором Ющенко, и я не знаю реакции блока Юлии Тимошенко, а также Народной партии Украины Владимира Литвина. Поэтому, прежде всего, следует говорить о реалистичности такого предвыборного блока: будет ли он создан, и вместе с тем, в каком статусе (в статусе союзников-оппонентов, или элементом блока будет СПУ, а также обе ветви бывшего Руха). На мой взгляд, не является фактом то, что эти три политических силы создадут именно такой предвыборный блок на парламентские выборы 2006 года. Наверное, это будет сложный и противоречивый процесс.
Если же такой блок будет создан (хотя, я думаю, что шансов на его создание не больше 50%), то это совсем не означает, что такой блок получит 50% голосов в будущем парламенте. Ведь речь идет о том, насколько будет успешной деятельность правительства, насколько будет последовательным президент Украины в исполнении своих предвыборных обещаний (пока что такая последовательность не наблюдается), насколько будет продуктивно действовать оппозиция (имею ввиду "Регионы Украины" и союзников), и много других причин.
Но все же очевидно, что у нас есть пока что два рейтинговых политика, которые могут стать стержнем любого объединения, это, собственно говоря, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Но Виктор Ющенко может быть всего лишь (максимум) почетным председателем НСНУ. Вот эти две фигуры будут центром тяжести для всех политических сил. Остается приблизительно 20-30% электората, который, наверное, еще не определился (как минимум, треть) и это будет влиять на конфигурацию сил в парламенте.
Но несомненно, что проект, который обнародовал Роман Безсмертный, является одним из самых удачных и продуктивных предвыборных проектов. Ставка делается исключительно на рейтинг Виктора Ющенко, но президентский рейтинг не равняется арифметически рейтингу НСНУ, в котором, как выяснилось, ключевые должности занимает именно большой бизнес (который, в значительной степени, имеет те же недостатки, что и финансово-промышленные группировки, которые потерпели поражение на президентских выборах 2004 года), и это порождает много вопросов, и много проблем. И совсем не гарантирует успеха этой "триады"".
Виктор Небоженко (руководитель социологической службы Института стратегических исследований НАН Украины):
"Сама по себе попытка соединить этих трех ведущих игроков современной политики - интересная, но проблема в том, как этот союз донести до реальной практической работы, до 2006 года (до выборов). А в принципе, чисто с политологической точки зрения, они, конечно же, могут освоить громадный электоральный ресурс и завладеть действительно большинством в парламенте. Проблема в другом - сумеют ли они. Есть ли механизмы, позволяющие взаимодействовать успешно на протяжении этого времени, потому что кому-то, грубо говоря, к 2006 году придется отвечать не только за успехи, но и за неудачи. А в этой ситуации будет очень трудно перенести это на оппозицию, которая пассивно ожидает своей участи".
Вадим Карасев (директор Института глобальных стратегий):
"Не знаю, как на уровне тактического блокирования, но с точки зрения проведения предвыборной кампании (но на уровне замысла) такого масштабного провластно-электорального проекта - это может выглядеть довольно реалистично, потому что речь идет не столько о "партии власти", сколько о "партии властей": президентской, исполнительной и законодательной. Вот в этом понимании очень интересно, что именно предвыборный электоральный проект, который провозгласил президент Виктор Ющенко, имел в виду, возможно, не столько блокирование политических сил, сколько блокирование ресурсов власти - для того, чтобы выборы были показательными. И показательными не только в понимании объединения властей, но и в понимании достижения высоких показателей этого предвыборного проекта. Именно так Безсмертный говорил в интервью газете "Зеркало недели", мол, на этих выборах будет борьба за показатели, для того, чтобы после выборов создать гарантированное законодательное большинство. Этот проект должен создать сильное центристское электоральное ядро, мощную центристскую силу, к которой будут присоединяться, усиливая эти провластные электоральные силы, с правой стороны - Костенко и компания, с левой - лояльные, но немного, возможно, оппозиционные к власти социалисты. И, таким образом, на основе этого проекта можно зафиксировать образ основных электоральных и политических сил, которые будут создавать как весь контекст предвыборной кампании, так и постэлекторальную политическую структуру парламента".