В Украине возродят "стукачество" [ Редагувати ]

Скоро мы, возможно, станем свидетелями грандиозного события: в Украине готовятся воссоздать институт "стукачей".
Об этом заявил в одном из недавних интервью министр внутренних дел Украины. Юрий Луценко пришел к выводу, что возрождение в стране "профессионального осведомительства" пойдет только на пользу. А поскольку для такого дела потребуются немалые средства, глава МВД пообещал, что бюджет-2006 не обойдет своим вниманием его предложения.
Хотя специальной статистики по этому поводу нет, любой сыщик вам скажет, что раскрытие преступлений в подавляющем большинстве случаев не обходится без тайных осведомителей - "стукачей", сексотов и т.д. А дедуктивный метод, "мозговая атака" - все это кино и книжки. Без хорошего "стука" правоохранительным органам просто никак.
"Благодаря оперативно-розыскным мероприятиям удалось найти и обезвредить..." - так начинаются все милицейские сводки, публикуемые в прессе. Но практически никто не задумывается, что скрывается за этой фразой. А обозначает ведь она как раз тайную информацию, поступившую из криминальной среды. Иными словами, хорошо сработал "стукач".
Конечно, представителей интеллигентских слоев коробит при разговорах о легализации доносительства. Дескать, пора кончать с этими "совковыми" пережитками и двигаться вперед "демократическими шагами". Долой "сексотов"! Категорически против этого мнения представители противоположного лагеря. В отсутствии института "стукачества" они видят разгул преступности, вплоть до терроризма. Кто же прав?
В представлении многих, настоящий информатор - это постоянно "тусующийся" в уголовной среде дядька, который, чуть что - бежит с докладом своему милицейскому куратору. Естественно, не просто так. Подобные информаторы - мечта и надежда каждого оперативника.
Корреспонденту "Главреда" рассказывает сыщик-ветеран Владимир (по понятным причинам, просил не называть фамилию):
- Когда я начинал работу в милиции простым оперативником, все было по- другому. Давайте посмотрим правде в глаза и признаемся, что такого количества преступлений, особенно тяжких, тогда не было. Начнем с того, что тот преступный мир значительно отличался от нынешнего. Жили, так сказать, "по понятию", а не "по беспределу". Бывало, что сами "воры в законе" сдавали насильников и беспредельщиков. Но поскольку сами воры на себя же стучать не могли, искали информаторов из их окружения.
А дело это весьма непростое. Кого-то уламывают разного рода "неденежными" посулами. Это может быть обещание "пустить" по более легкой статье, а то и вовсе - свидетелем. У каждого из осведомителей была своя агентурная кличка, заводилось специальное досье под грифом "Секретно". Если информатор попадал в мелкие неприятности, сразу звонил своему "куратору". Тот сразу же вызволял агента из "обезьянника". Работа строилась на договорной основе: ты - мне, я - тебе. Эта "босота" работала за копейки. Но все это так - мелочь...
Самой ценной категорией информаторов, безусловно, являлись "подсадные утки". Так сказать, "стукаческая" элита, профессионалы. Имея не одну ходку на зону, они чувствовали себя в уголовной среде, как рыба в воде. Знали все и всех. По специально составленной легенде подселялись в камеру. При этом соблюдались все этапы. Их жестко задерживали, "мяли бока", "выбивали" показания... Дабы не возникало ни малейших подозрений, на кого в действительности работают. В камере такой "зэк" находился до тех пор, пока не "раскалывал" своего соседа по нарам на необходимые сведения. Надо заметить, что эта "работа" была невероятно опасной и нередко стоила жизни. Играли на грани фола.
Именно эта категория и составляла суть института "стукачей", как вполне государственного образования. За работу агенты официально получали зарплату. Как правило, их оформляли разнорабочими при МВД. Причем, в "дело" пускали только в самых экстренных случаях. Частое использование таких агентов, бывало, заканчивалось отправкой их к психиатру. Настолько велико было нервное напряжение. Таких людей было немного, и на них молились.
Потом "институт" сам собой развалился. Содержание "элитных осведомителей" стало не по карману. В этом признается и сам глава МВД: "...институт осведомителей давно "упал". Мы с трудом можем обеспечить приемлемую зарплату работникам милиции - где уж тут взять деньги на агентов? Ведь сегодня за сумму, меньшую, чем 100-200 долларов, никто из осведомителей стоящей информации не сдаст. Строчка в бюджете МВД по поощрению негласных сотрудников существовала всегда, но в последние годы она была чисто символической".
О чем говорить, если в начале 90-х правоохранители устремлялись к авторитетам с протянутой рукой. И те не отказывали - кидали кое-какие средства на счета райотделов для помощи "ментам". Или ограничивались ремонтом помещений милицейской "конторы". Естественно, что в таких условиях об информаторах забыли напрочь.
И, как следствие, акценты при раскрытии преступлений резко сместились. На первый план выдвинулись "допросы с пристрастием". После таких "разговоров" даже самый крепкий готов был признаться в подготовке покушения. Хоть и на Папу Римского.
С другой стороны, все-таки продолжали искать осведомителей - куда без них!? Конечно, о "профессиональной" основе таких связей речь не шла. Оперативник с большим стажем Сергей поведал "Главреду", что перешли к работе по принципу "ты - мне, я - тебе". Легче всего "зацепить" наркомана. Особенно, если задержать такого на несколько суток. Ради укола сдаст и мать родную. Понятно, что больших достижений таким образом не добиться. А заинтересовывать материально - накладно. Тем более, что делать это приходится из собственного кармана.
Сергей признался, что от такой безысходности приходится идти и на служебный подлог. Подбросишь в карман патроны или соломку - человек у тебя на крючке. Голь, как говориться, на выдумку хитра.
Поэтому те, кто работают в правоохранительной системе крепки во мнении, что без "профессиональной системы осведомителей" никак не обойтись. Это залог раскрываемости. А профессионалов надо готовить - "холить и лелеять". Тем более, что в пользу "положительного решения вопроса" говорит и международный опыт. Этот аргумент приводит и Юрий Луценко: "Институт внедренных агентов существует во всем мире, он - один из самых эффективных".
Похоже, воссоздание "ведомства сексотов" - дело решенное. Вопрос только во времени. Количество рабочих мест в "институте", по всей видимости, не ограничено. Были бы желающие.
Автор: Алла Дунина, "Главред".