Калуш может стать зоной экологического бедствия [ Редагувати ]
Жители Калуша просят признать их город зоной экологического бедствия. Вместе с первым туром президенских выборов здесь даже провели референдум по этому вопросу. "За" высказались почти сто процентов горожан. Наследие, оставшееся после калийного производства, стало миной замедленного дейстивя. В лучшем случае уже через несколько лет Калуш может остаться без питьевой воды, в худшем с лица земли сметет целый микрорайон. Репортаж Руслана Ярмолюка.
Убийственная красота. Так 54-летний художник Ярослав Господарчук назвал свою картину. Этот пейзаж он рисовал дважды, в 2000-м и шесть лет спустя. Светлая палитра красок скрывает темную сторону карьера.
Ярослав Господарчук, художник:
- Тут рослинності немає, а тут природа все таки вижива. Це краса штучна.Я коли малював, гілка заважала, я відламав, а вона суха, не жива.
На 400 гектарах земли словно огромная воронка от метеорита зияет карьер.
Руслан Ярмолюк, корреспондент:
- За этим внешне красивым и спокойным пейзажем таиться экологическая катастрофа. Здесь в Домбровском карьере всего в нескольких километрах от Калуша почти 40 лет добывали калийную руду. По 1.5 миллиона тон на год. Карьер закрыли в выроботке собралась дождевая вода а вот соли остались.
В 2006-ом завод пытался откачивать воду. И заливать ее в пустоты старых соляных шахт. Но за одну ночь неизвестные порезали трубопровод на металлолом и унесли все оборудование насосной станции. А вскоре остановился и весь Калийный завод.
Николай Мельник, зам. директора ДП Калийный завод:
- Насосна станція не працює. Вони затоплені. Всі води, які знаходяться в дренажній траншеї, попадають попадають в кар'єр приблизно його приріст в рік порядка 3.5 млн тон. Будем говорити так атмосферних дренажних вод, які розчиняються насичуються.
Ежегодно вода в карьере поднимается на 4 метра. Сантиметр за сантиметром сьедая сушу. Если сейчас не начать откачивать отравленную воду, она, минуя засорённый дренажный канал, попадет в реку, а затем в водносные горизонты. Рядом с карьером - озеро. Там люди не купаються и рыба не водится. Это - отстойник отходов после переработки калийной руды.
Василий Петрив, зам. городского председателя г.Калуша:
- Небезпека цих хвостосховищ слідуюча: по-перше через тіло дамби, яка оточує хвостосховища, просочується розсол, вони попадають в річки засолюють водоносні горизонти, а також джерела нашої питної води.
Загрязненная химией вода именуемая рассолом разрушает стенки дамбы. Если дамбу прорвет, весь район, находящийся ниже зловещего озера, просто смоет. А пока соляной раствор и здесь медленно но уверено подкрадывается к водоносным горизонтам, с которых Калуш черпает питьевую воду. В год на сто метров.Осталось 500 и Калуш останется без воды.
Богланн Пеленичка, главный санитарный врач г.Калуша:
- З'явилися солі в питній вод криницях міста де не централізований водопровід, а там де приватні кринички перевищення по хлору 6-7 раз у 6 раз всі солі у залишку.
Свой колодец Богдан Мазурчак засыпал еще 28 лет назад. Вот он с трудом в снегу ищет место где раньше брал воду.
Врачи бьют в коло кола. Ведь по числу онкобольных - Калуш опережает всю область. Детальные исследования не проводились, но врачи считают - всему виной - опасное соседство.
Габчак Владимир, врач-онколог поликлиник г.Калуш:
- Показник по Калушу на 100 випадків б льше, ніж показник по області більше по регіонах. Показник постійно великий.
Обеспкоенные равнордушием чиновников, местные жители провели рефрерндум. Почти сто процентов считают свой город зоной экологического бедствия. По предварительным подсчетам Калушу на решение этих проблем нужно 3.5 миллиарда гривен. Если во время не провести необходимые работы вскоре на месте города останеться большая груда соли.