Живут ли еще в Украине стахановцы? [ Редагувати ]
Сегодня Виктор Янукович наградил троих горняков - они удостоились звания героев Украины. Один из них - Сергей Шемук, который недавно побил рекорд Стаханова. 75 лет назад шахтер Алексей Стаханов - за 5 часов 45 минут нарубил отбойным молотком сто две тонны угля, превысив норму в 14 раз. И стал легендой. Его последователи организовали движение, которое получило название "стахановское". Живет ли оно сейчас выяснял - Аким Галимов.
На этом месте, только на глубине 450 метров, простой рабочий Стаханов установил мировой рекорд и изменил само понятие о производительности труда.
В каморке за актовым залом стахановского дома культуры репетирует вокальный ансамбль.
Песню об Алексее Стаханове написали недавно. Вечером ее исполнят на городской сцене - и у композиции появится шанс стать еще одним шахтерским хитом.
Борис Пожога - композитор:
Шахтеры вообще любят песни о шахтерском крае, они всегда их подхватывают и с удовольствием слушают.
Песни, плакаты - кажется в эти дни весь Донбасс приобрел какой-то стахановский оттенок.
В городке Ирмино - где рабочий поставил свой рекорд - открывают новый музей. Из старого уже вывозят экспонаты, но здесь остался самый главный - отбойный молоток Стаханова.
- Видите там какое, это специально делали, и эту пружину снять нельзя, пока не снимешь шило… вот шило, которым рубали уголь.
Хотя подлинность, по словам директора - сомнительная.
Владимир Храпов - директор музея Стаханова в Ирмино:
Сказать трудно, какой тот молоток, потому что в Стахановском музее там есть молоток, которым работал Стаханов, в Луганске есть краеведчский музей, там есть молоток, которым работал Стаханов, у меня тоже есть молоток, которым работал Стаханов.
Та же модель - ОМ-5, тот же вес - 16 килограммов.
За шесть часов работы Алексей Стаханов - таким инструментом добыл рекордные 102 тонны угля. При норме - 7. Он изменил схему работы - обычно забойщик сначала рубил лаву, а потом закреплял своды шахты. Стаханов решил по-другому - он только рубит, а двое других шахтеров - крепят. В результате - отбойный молоток работает без остановки. Советская пропаганда - сделала свое дело, уже на следующий день в эту шахту выстроилась очередь желающих побить стахановский рекорд.
Александр Силкин - друг Алексея Стаханова:
Все рекорды по производительности, и по нагрузке, общей нагрузке - они дают движение угольной промышленности вперед. Развивается, наша наука развивается.
Спустя 75 лет на шахтах Донбасса - рекорды актуальны как никогда, особенно в канун праздника.
Вот именно здесь, понятие стахановское движение воспринимаешь буквально, спуск с поверхности на глубину 960 метров.
Железная клеть опускается 7 минут, есть время настроить себя - работать лучше, больше и быстрее. В общем - по стахановски.
Это наверху Стаханова называют Стакановым, а о самом движение шутят - это вовсе не череда последователей, а весьма неприличный жест, который рабочий показал партийному руководству, после того, как его уговорили установит мировой рекорд. Здесь под землей о Стаханове не шутят, шахтеры возвели его в статус если не бога, то по крайней мере кумира.
Горный мастер Владимир Воронов - ведёт по длинным подземным корридорам. Темнота, сырость - и уголь. Кажется здесь обучную норму выполнить сложно, не то что рекорд установить. Но шахтеры - народ не робкий.
Владимир Воронов - горный мастер шахты "Комсомольская":
Во-первых, это зароботнная плата, во-втрых, не осрамиться перед людьми, перед коллективом, чтобы каждый чувствовал, что он именно продолжатель стахановского движения.
История повторяется - снова шахтер выходит из забоя, снова его встречают с оркестром и цветами. Сергей Шемук в таких же условиях - побил стахановский рекорд - 170 тонн за смену. И хотя еще в советские времена рекорд Стаханова превзошли не раз, для Шемука это не главное. Он стремился почувствовать то же, что и его кумир.
Сергей Шемук - шахтер:
Не каждый человек это может, понимаете, это, во-первых, очень тяжелый моральный труд, вот не физический, а такой вот настрой к этим рекордам… понимаете. Равняться к Алексею Григорьевичу - это, наверное, мечта - ну не каждого, но тем не менее, шахтера.
Возможно поэтому стахановское движение вряд ли остановится. По крайней мере под землей.
Аким Галимов, "Подробности", телеканал "Интер".