Григорович: "Нашу Украину" следовало оставить Ющенко [ Редагувати ]

Горячее поклонницы Виктора Андреевича Ющенко, чем депутат Лилия Григорович, трудно и представить. Это уважение в исполнении госпожи Григорович иногда даже заставляло заподозрить ее в пассионарности. Даже сейчас, говоря о бывшем лидере бывшей партии "Наша Украина", собеседница "Обозревателя" иначе, как по имени и отчеству, Ющенко не называет. Но и не скрывает, что теперь ей с ним - не по пути.
"Обоз" встретил госпожу Лилию в кулуарах Верховной рады. Она снова в Раде, но теперь уже как гость. Прошедшие парламентские выборы поставили точку в политической карьере Лилии Григорович. Одновременно с этим завершилось и ее членство в "НУ". И хотя Григорович отошла от "нашеукраинских" дел, она согласилась прокомментировать последнюю малопонятную "свистопляску" в этой партии.
Госпожа Лилия, что происходит с "Нашей Украиной"?
- Она вышла за рамки здравого европейского функционирования партии. К сожалению ... "Наша Украина" уже не "наша", а "Украина Виктора Андреевича Ющенко". Из уважения к третьему президенту эту партию следовало оставить в таком статусе. В будущем она будет брать только такие высоты, как на прошлых выборах. Впрочем, вместо 1,1% может быть и 0,1%, даже 0,001% ...
Вы прямо безжалостны к Виктору Ющенко...
- Дело в том, что сегодня мы являемся свидетелями истинного служения дела. Возьмем пример Любомира Гузара. Чтобы церковь имела шанс на новый прогресс, Блаженнейший слагает полномочия и церковь выбирает следующего главу. И смотрите: многие киевляне, которые не были греко-католиками, стали ими после такого шага...
Думаете, в случае добровольной отставки Ющенко число сторонников "НУ" возросло бы?
- Виктор Андреевич не в том возрасте... Собственно, патриархи церкви имеют обычно более почтенный возраст, чем "действующие" политики. Но я вспоминаю Юрия Шевелева, который сказал, что Украине мешают три вещи: Москва, провинциализм и кочубеивщина... У нас сейчас наблюдается неокочубеивщина: когда политический лидер в угоду своим амбициям подводит свою партию под один процент поддержки. И все ради того, чтобы и впредь оставаться номером один в списке...
Вправе ли партия, исповедующая государственность украинского языка, поместность церкви, евроатлантичность нашей безопасности, подводить все эти вещи под один процент? Чтобы потом кто-то говорил: так этого же хочет лишь один процент! Мне кажется, что политик, лидер партии, который национальные интересы Украины ставит выше собственных, не должен был такого допускать.
Значит, Сергей Бондарчук все делает правильно, отстраняя Ющенко?
- Я Сергея не очень хорошо знаю. Помню его народным депутатом в 2002-2004 годах. Потом он пошел в исполнительную власть, и появился в политике только сейчас. Но если 14 областных организаций поддержали такое решение... Хотя мое мнение неизменно: партию надо было оставить Виктору Андреевичу. Исключать его не следовало. Хотя лично я в такой партии быть уже не могла, и поэтому ушла…
Вы общались с Ющенко после того, как покинули "Нашу Украину"?
- Нет. Мое последнее общение с ним происходило задолго до выборов. Я говорила ему, что если мы не сделаем ребрендинг и не сохраним те кадры, которые мы имеем, то проиграем. Я говорила это еще тогда, когда в "НУ" был Андрей Парубий, Владимир Огрызко, Валентин Наливайченко... Я предупреждала, что если мы не построим избирательную кампанию таким образом, что партия будет работать на Украину, а не на человека номер один в списке, мы наберем ровно один процент.
Но вас не услышали?
Меня наказали, поставив на 19 место заранее непроходимого списка - после Веры Ивановны Ульянченко, которую съезд затем исключил из списка... Я все это пережила и выдержала и вышла из партии не до выборов, а после них - не с целью попасть в последний вагон какого-то другого списка. Между тем мой прогноз оправдался на все сто процентов ...
Я принадлежу к когорте тех, кто более двадцати лет строил Украину. И мне очень хотелось показать, какое большое значение в наше время имеют когорты единомышленников. Не отвергая при этом роль лидера... Была определенная преемственность в истории украинской демократии - от мазепинцев, сечевых стрельцов до Народного Руха Украины и "Нашей Украины". Сейчас эта демократическая традиция прервалась.
А по поводу когорты единомышленников ... Вспомним хотя бы шестидесятников. Аллу Горскую, Оксану Мешко, Василия Стуса, Валерия Марченко, Вячеслава Чорновола, Лину Костенко... Кто из них был вождем? Никто. Все были равны, все действовали как один... Плеяда великих личностей...
Эта плеяда, за исключением Чорновола, не стремилась войти в политику, во власть... А если и стремилась, то там, за исключением того же главы Народного Руха, не оказалась. В отличие от Ющенко и "иже с ним". А это, очевидно, в корне меняет человека ...
- Почему же?.. Вспомните Народный совет (национально-демократическое образование в парламенте I созыва, которое противостояло прокоммунистической "группе 239" - Авт.), там все были политиками... Но я веду к другому: в наше время исполнять соло без поддержки соратников (не блюдолизов, а соратников!) - провальная идея. Это не европейский путь.
Как бы вы охарактеризовали людей, которые остались с Ющенко сейчас?
- Как тех, кто является для него удобным.
Вы можете провести параллель между "Нашей Украиной" и "Батьківщиной"? Видите определенные сходства вроде того, что обе они являются партиями вождистского типа, партиями одного имени? И если да, то повторит "Батьківщина" судьбу "НУ"?
- Все зависит от того, как "Батьківщина" использует свой парламентский мандат. Если да, как "Наша Украина", то финал будет аналогичный. Если сможет быть честной, - тогда будет все нормально.
Вас, кстати, в список "Батьківщины" не приглашали?
- Скажем так: я могла поступить так, как мои коллеги из партии "За Украину!"... Я очень их уважаю и очень рада тому, что они в парламенте... И, наконец, каждый сам выбирает свой путь.
Если бы сейчас здесь, перед вами, возник бы Ющенко, вы бы подали ему руку?
- Конечно, я с ним поздоровалась бы. Он - украинский президент, с ним пройден важный путь. Мы должны подавать друг другу руку, как должны и указывать на вещи, которые вредят Украине. И не обижаться друг на друга за это.