Банда полной Луны [ Редагувати ]

Водитель-дальнобойщик: "Загрузился в Симферополе. В коробах были упакованы детские разукрасочки, книжечки, детская литература... Короба были большие. Загрузили, я закрыл фуру на 2 замка. Повесили пломбу. Все. И поехал..."
Хотя многим из нас кажется, что именно они авторы сценария захватывающего действа под названием "жизнь", судьба на правах режиссера может этот сценарий круто изменить. И вот уже вместо главной - вам достается роль, скажем, "второго плана", а то и вовсе эпизодическая. Но хуже всего то, что в качестве ассистентов фатум иногда выбирает людей, которые не починяются общепринятым правилам, а живут по своим, преступным законам.
Водитель-дальнобойщик. Когда ты садишься в его машину, то сразу понимаешь, кто здесь хозяин. Заводишь разговор. Если шофер захочет - поддержит беседу, не захочет - не вытянешь из него и слова. Иногда он - настоящий зануда, иногда - милейший парень. По настроению. Но одно остается неизменным: пассажир понимает, что полностью зависит от этого человека и сознательно вверяет ему свою жизнь. Понимает это и водитель. Он уверен: машина - его территория, посягнуть на которую никто не имеет права. Но он ошибается.
Федор Т., потерпевший: "По дороге остановился в Первомайске на посту. Я стоял там, я знаю, полминуты-минуту. Остановили, спросили, что везу, и поехал дальше. Остановился в Голованевске на заправке, ну, как обычно, освещенное место, все: Пришел посмотреть машину, смотрю, пломба отрезана, замки отбиты, но двери в контейнере закрыты".
Они всегда действовали ночью. И только в полнолуние. Так было нужно. Лунный свет и ясное небо - необходимые условия. А таких дней выпадает не так уж и много. Поэтому, выходя на очередное дело, всегда ставили перед собой задачу-максимум - за ночь сделать все. Даже невозможное.
В дежурную часть Одесского областного управления внутренних дел все чаще стали поступать сообщения о краже грузов из габаритных автомобилей. Причем, водители толком ничего объяснить не могли. Каждый говорил примерно так: мол, ехал долго, в пути нигде не останавливался, притормозил на заправке, вышел - глядь - а фура наполовину пуста. Кто и когда похитил товар - не известно.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Водитель, загружаясь грузом в пункте А, следует в пункт Б. На каком-то отрезке своего пути он обнаруживает, что у него то ли вскрыт контейнер, то ли разрезан тент и отсутствует часть товара. Водитель не видит самого факта хищения, то есть он находится в движении. Если хищение или кража совершена на территории Кировоградской области, то водитель заметит кражу на территории Одесской области в каком-то районе, заявит о совершенной краже, но, естественно, при проведении оперативно-розыскных мероприятий возникают определенные трудности".
Федор Т., потерпевший: "Не видел я ничего. Просто на заправке посмотрел, пломбы нету, замков нету, но двери на контейнере закрыты, чтоб нельзя было обнаружить, где, в каком месте было это все, потому что двери, если бы были открыты, они бы шатались, и я бы увидел, где это".
Банда-невидимка напоминала о своем существовании чаще и чаще. Ни регулярное патрулирование трасс, ни работа с так называемым "подучетным элементом", ни опросы потенциальных свидетелей не давали желаемых результатов. И в дни очередного полнолуния сотрудники уголовного розыска ждали нового заявления о похищении груза.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Уникальный сам способ совершения преступлений. На автодороге имеется ряд затяжных подъемов, как в нашей области, так и в других областях, когда идет большегрузный транспорт, он, естественно, замедляет свое движение на этих подъемах, и преступники пользуются этим - пристраиваются сзади на специально оборудованном автомобиле, с помощью спецсредств вскрывают контейнер или разрезают тент и, таким образом, совершают хищение товара".
Как правило, в качестве улик оперативникам доставались только следы на сбитых замках и задних бамперах грузовиков да разрезанные фургоны. Не могли помочь в расследовании и потерпевшие - водители были ошеломлены происшедшим, и все как один твердили, что в пути ничего подозрительного не заметили.
Федор Т., потерпевший: "Чем они отбивали замки, я не могу сказать. Там трос такой, миллиметров 10, его не так просто вообще при спокойной обстановке снять. Но удары видно, видно все на фуре, где били, как оно отпало, все видно, на отбойнике полоса синего цвета. Но видеть я не видел".
Секрет банды-невидимки оперативники разгадали довольно быстро. В лунную ночь преступники выезжали на трассу, выбирали жертву, преследовали ее некоторое время, а затем, улучив момент, пристраивались к грузовику на своем автомобиле. Фары не включали, чтобы водитель не заподозрил неладное. Поэтому-то и нужно им было полнолуние. А дальше, как говорится, дело техники: с помощью инструментов "распаковать" грузовик, аккуратно перенести часть товара в свою машину, обязательно закрыть двери фуры и незаметно скрыться. Схема, на первый взгляд, проста. Но чтобы все выполнить четко и быстро, нужна серьезная подготовка.
Сотрудники милиции поняли и то, что преступники не ограничивались одной Одесской областью. Ответы на запросы, пришедшие из других регионов, подтвердили эти предположения. Хищения грузов из габаритных автомобилей при аналогичных обстоятельствах совершались в Кировоградской и Николаевской областях.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "В дальнейшем мы объединили, инициативно объединили свои усилия, управления розыска, управления ГАИ Одесской области, а также управления розыска и УБОПа Николаевской и Кировоградской области, провели рабочие встречи, а также обменялись информацией, которая у нас имелась на тот момент".
Так, в конце концов, вырисовался своего рода треугольник, в пределах которого орудовала банда-невидимка. Его стороны - трассы, проходящие по всем трем областям - Кировоградской, Николаевской и Одесской. Именно на этих участках дороги и совершались кражи. А награбленное, как предполагали оперативники, хранилось где-то в районе стыка трех областей, недалеко от места преступлений - так удобнее и безопаснее.
Однажды преступив закон, трудно остановиться. Легкая нажива - хороший стимул. Человек, совершивший кражу, способен на разбой, а после - не остановится и перед убийством. Такова страшная эволюция преступной деятельности.
2001 год, 11 февраля. Одесская область, поселок городского типа Головановское. Ночь. В дежурную часть райотдела милиции поступает сообщение о разбойном нападении. Опергруппа, выехавшая на место происшествия, выясняет, что неизвестные остановили на дороге автомобиль "Мерседес-бенц". Водителю и пассажирам угрожали пистолетом. У владельца машины потребовали 30 тысяч гривень, которые он вез с собой. Для убедительности - выстрелили. К счастью никто не пострадал. Пули, правда, резиновые, были обнаружены неподалеку от автомобиля. Нападавшие были в масках, все произошло практически молниеносно, описать преступников никто не смог. Найденные пули пополнили хранилище вещдоков, а дело - архив нераскрытых преступлений.
Вскоре в этом же районе снова прозвучали выстрелы. На этот раз - во время разбойного нападения на диспетчера автозаправочной станции. Преступники рассчитывали сорвать большой куш - за день в кассу заправки поступает вполне приличная сумма. Налетчики просчитались - наградой за долгую и тщательную разработку нападения стали две с половиной тысячи гривень. Баллистическая экспертиза подтвердила - резиновые пули, найденные на АЗС - отстреляны из пистолета, который применялся 11 февраля.
В качестве улики милиционерам досталась и черная вязаная шапочка, в которой был обнаружен короткий русый волос. Но эта находка тогда оказалась бесполезной. 2 дела - о нападениях на "Мерседес" и заправку - объединили в одно. Однако расследование, за неимением достаточного количества улик, отложили до лучших времен. И они вскоре наступили. Пистолет снова выстрелил. Уже не в том месте и уже не те руки жали на курок, но это была зацепка.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "В прошлом году мы у одной из группировок изъяли данный пистолет. Экспертиза нам дала подтверждение, что данный пистолет использовался при нападении на автомобиль и, в том же районе, на АЗС. И в ходе проведенного расследования вышли на владельца данного пистолета и на лиц, которым он продал пистолет. Это нам, естественно, дало толчок".
Банда-невидимка продолжала действовать на дорогах Одесской, Николаевской и Кировоградской областей. Преступники брали товар без разбору - сигареты, кофе, одежду, запчасти, медикаменты. Все это аккуратно грузили в машину и отвозили на склад. А нередко бандитам удавалось отхватить и лакомый кусок - если машина, скажем, везет бытовую или компьютерную технику. Между тем сыщики подметили одну важную деталь - часть ограбленных бандой-невидимкой автомобилей загружалась на одном и том же, Одесском терминале. И именно эти фуры везли наиболее ценный груз.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Из-за ящика кофе, может, и не обращаются, но когда в больших количествах (70 ящиков, 110 ящиков) - обращаются. По большому счету, если говорить о сумме похищаемого товара, разовая она, в принципе, небольшая, но если таких машин 20 они снимут за сутки, за двое, это, естественно, приносит какую-то свою прибыль. Все это они реализовывали на рынках через своих лиц".
Им везло не всегда. Однажды с "невидимками" произошел курьезный случай. Они выехали на дело и как обычно пристроились к грузовику. Сорвали замки, а один из преступников забрался в кузов фуры. Обнаружив там увесистую коробку, он приоткрыл дверь контейнера, чтобы передать её сообщникам, и тут увидел, что друзей и след простыл. Сообразив, что нужно срочно принимать меры, вор принялся стучать в стенки контейнера. Перепуганный водитель остановился и вышел посмотреть, что происходит. Каково же было его удивление, когда он увидел, что кузов нараспашку, товар - на месте, а внутри - никого. Но он удивился бы еще больше, если бы узнал, что его попутчик полночи просидел на дереве, дрожа от холода и высматривая своих друзей. Оказалось, что во время взлома бандитов заметили из другого автомобиля. Грабителям ничего не оставалось, как бросить товарища на произвол судьбы. Последний по рации указал свои координаты и стал ждать прибытия сообщников.
Федор Т., потерпевший: "Буквально на расстоянии 2, 3, 5 километров, я бы увидел, в зеркало смотрим: Рассказывали, что работала бригада. На трассе от Киева до Днепропетровска. Я слышал, что поймали. И были каскадеры, но работают люди, подготовленные люди. Просто так профан, который не знает ничего, вскроет на ходу фуру? Он не сделает этого".
11 июля 2001 в милицию обратился водитель грузовика. Из Киева в Одессу он вез партию одноразовых шприцов. И так же, как другие, совершенно случайно заметил, что часть товара похищена. Милиционеры в очередной раз были вынуждены развести руками - напасть на след невидимок по-прежнему не удавалось. И никто из оперативников не думал, что:
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "На одном из мероприятий, которое проводилось управлением МВД в Николаевской области, были изъяты шприцы. Когда мы узнали об этом, мы обратились к ним и установили, что шприцы были из похищенной партии. Это мы буквально установили в декабре месяце. Каждая партия выгружается, и на ней проставлены серия, номер, и когда выгружалась партия шприцов, она была именно пронумерована".
Вариантов было всего два. Или человек, у которого изъяли шприцы, - обычный реализатор, или же он - один из тех, кто принимал участие в похищении груза. Доказать это было практически невозможно. Если бы не одно но.
Волосок, найденный между створками одной из коробок со шприцами, был самый обыкновенный. Таких миллионы. И его чуть было не упустили из виду. Еще немного - и оперативники потеряли бы последнее доказательство. Обнаруженные шприцы стали для сыщиков единственной зацепкой. Поэтому содержимое коробок милиционеры исследовали с максимальной тщательностью.
Банду-невидимку искали методом исключения. На них буквально примеряли каждое похожее преступление, каждую найденную где бы то ни было улику - вдруг да всплывет то, о чем раньше следователи и не догадывались. Найденный волосок отправили на экспертизу. Вероятность какого-либо совпадения была практически равна нулю. Но минимальные шансы все же оставались. И ставка сыграла. Волос был идентичен тому, который ранее нашли в брошенной на АЗС спортивной шапочке. Это означало, что люди, совершившие налет на заправку, причастны и к хищениям товара из грузовиков.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Цепочка началась лично для меня с сентября прошлого года. Когда были задержаны члены группировки с оружием. И с того момента началось отслеживание всех их связей. Мне пришлось много поездить: Одесса, Николаев, Херсон, Кировоград, пока в итоге я и сотрудники с управления ГАИ нашей области, а также сотрудники управления УБОПА и так далее, не пришли к единому мнению, что мы имеем, скажем так, одну и ту же информацию об одних и тех же людях, которые совершали данные преступления".
Сводки происшествий, таблицы и сравнительные графики, перечни улик, списки свидетелей - из колоссального объема информации необходимо было выбрать нужную - именно ту, которая позволит в итоге выявить связь между преступлениями. Подозреваемых (даже не в ограблениях, а в возможной причастности к ним) на то время было двое. Первый - задержанный ранее член одной из преступных группировок, у которого изъяли пистолет, стреляющий резиновыми пулями. Второй - мужчина, продававший краденые одноразовые шприцы. С пистолетом ситуация прояснилась быстро - подозреваемый купил оружие у своего друга. Круг знакомств сразу же начали отрабатывать. А вот у торговца шприцами алиби на время совершения преступления не было.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Отследив всю цепочку от этого человека и сравнив с той информацией, которая у нас была ранее, мы поняли, что это звенья одной цепи. В дальнейшем мы начали отслеживать связи, звонки, перемещения, то есть весь тот набор оперативно-розыскных мероприятий, совместно с УВД Николаевской области, и вышли на всю эту группу".
Работа на трассе требовала от преступников серьезной подготовки. Водители-дальнобойщики - народ бывалый, они многое повидали и их, что называется, на мякине не проведешь. Кроме того, согласитесь, нелегко незаметно подкрасться к грузовику, пристроится к нему, похитить груз и бесследно исчезнуть. Так вот, преступники прошли хорошую стажировку. Тренировались следующим образом. Ночью с выключенными фарами, преследовали легковой автомобиль, пристраивались к нему, открывали багажник и... вытаскивали запасное колесо! Потом багажник закрывали и убирались восвояси. Водитель ничего не замечал, а похитители за отлично выполненную работу ставили себе своеобразный "зачет".
В группировке существовала строгая иерархия и отдельные подразделения. Как теперь выяснило следствие, одни в банде занимались кражами и реализацией грузов, другие - специализировалась на разбойных нападениях, третьи - контролировали и первых, и вторых. Средний возраст преступников - 25-28 лет, все члены группы нигде не работают, но официально числятся в одной из фиктивных коммерческих фирм.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Есть идейный вдохновитель. Человек ранее судимый, неоднократно ранее судимый, на каком-то этапе с помощью преступной деятельности заработавший какой-то капитал, создал коммерческую структуру. Потом привык нарушать закон, так, в принципе, и дальше уже не сам совершает преступления, но является идейным вдохновителем других людей. Но основная трудность доказывания лидерства в преступной группе состоит в том, что лидер не издает никаких письменных указов, распоряжений".
Работа с двумя подозреваемыми продолжалась. Преступная группа соблюдала строжайшую конспирацию. Меняли адреса проживания, место хранения награбленного. Но, несмотря на все меры предосторожности, милиция установила - где находится каждый член группировки.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Необходимо было только объединиться для нанесения удара и ликвидации группы. И мне кажется, это научит и других не скрывать свою преступную деятельность, а прекратить ее, потому что в итоге мы все равно выйдем на них и все равно докажем причастность к совершению тех или иных преступлений, поэтому им стоит задуматься о том, как дальше жить. Есть много способов честно заработать".
Декабрь 2002 года. В это время сотрудники управлений внутренних дел Одесской и Николаевской областей работали наиболее активно. И, благодаря совместным усилиям, оперативникам удалось получить новые, чрезвычайно важные сведения.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Одна информация дополняла другую, чего-то не было у нас, но было у них. Новые лица преступной группировки, новые адреса, когда мы уже объединили, мы увидели общую картину, как действует преступная группа, где выгружает товар, в чем, почему, мы могли предвидеть их поступки дальнейшие и начали отслеживать. Тогда мы поняли, что можем их задержать и доказать их причастность к преступлениям. И мы назначили проведение операции, то есть время "Ч".
Время "Ч" было назначено на 15 января 2003 года. В операции были задействованы 86 сотрудников УВД Одессы и Николаева, военнослужащие, 35 единиц транспорта. Город был взят в двойное кольцо. Так что любая попытка бегства закончилась бы задержанием.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "Если читать книги о Великой Отечественной войне, мы применили тот же метод, который использовался тогда, двойное кольцо по городу, одно - внутреннее кольцо на основных улицах, и внешнее кольцо на основных магистралях Преступники, узнав, что проводится операция, пытались скрыться, но в любом случае попадались к нам".
Позже один из 14 задержанных на допросе признался: "Мы ждали, что это произойдет, только не знали, когда - днем раньше или днем позже. И уже заранее решили - сопротивляться не будем, нет смысла. Ведь задействуют значительные силы, да и желание нас поймать и посадить у сыщиков было слишком велико".
Они выезжали на дороги в условленное время. Всегда на двух машинах. Одна - сотая модель "Ауди" - была специально приспособлена для совершения кражи. Зимой открывали люк на крыше, летом - вынимали лобовое стекло - чтобы тот, кто проникает в грузовик, мог спокойно передать товар сообщникам. В салоне машины - пусто, сидений нет - это место для краденого. В то время, когда одна группа опустошает фуру, другая - патрулирует местность и по рации сообщает товарищам о постах ГАИ на дороге и возможных преследователях.
Валерий Фадеев, и.о. начальника отдела управления уголовного розыска УМВД Украины в Одесской области: "У них имелись сканирующие радиостанции, то есть они могли выйти на частоту друг друга и то же самое на частоту работы сотрудников ГАИ. Если на трассе выставлено много постов, они уходили".
Когда "Ауди" была заполнена до отказа, обе машины на большой скорости съезжали с трасс на проселочные дороги. Они направлялись к складам. В тайниках банды-невидимки милиция обнаружила не только похищенный товар, но и большое количество боеприпасов, охотничьи и пневматические ружья, газовый пистолет, тротиловые шашки, холодное оружие и даже взрывное устройство. Нашли здесь оперативники и служебное удостоверение работника милиции России. Все это свидетельствовало об одном - эти люди не собирались ограничиваться кражами из грузовиков.
Все члены преступной группировки были уверены в том, что научиться жизни можно только на зоне. Там они и прошли свой жизненный ликбез. Там же их окончательно убедили, что деньги можно получать, не обременяя себя ежедневной работой, но обманывая других. Философия проста. Философия, основной принцип которой - в этой жизни позволено все! Так они и думали. Так думает большинство тех, кто в итоге попадает за решетку.