Цунами. Первая серия [ Редагувати ]

"Послезавтра", "Потоп", "День Независимости" - эти фильмы можно смело называть пророческими. Остается только догадываться, в каком страшном сне мог присниться сценаристам подобный сюжет.
Из предсказаний Нострадамуса:
"Зараза кругом, кто-то встанет на срок,
И снова о спорах поет ветерок,
Идут затопленья, страдают народы,
Но все ж и господ ожидают невзгоды".
Так средневековый провидец описывал трагедию, которая ожидала человечество в 2004 году. В своей книге Мишель Нострадамус отмечал, что разрушения и несчастья принесет вода. Страшное пророчество сбылось. Стихия обрушилась на страны Северной Азии и Африки 26 декабря.
Сразу же после трагедии начали поступать данные об огромном количестве жертв стихии. Но информации об украинцах не было. Нас, как журналистов, это очень удивляло, ведь известно, что многие граждане ездят в Северную Азию, в особенности в Таиланд, чтобы встретить Новый год или же Рождество. Лишь по прошествии недели стало известно - среди пострадавших все-таки есть наши соотечественники. Во всем мире принято, что государство должно заботиться о своих гражданах. Но, к нашему удивлению, в первых числах января, журналисты студии получили огромное количество звонков. Обращались люди, чьи родственники находились в Таиланде и после трагедии так и не вышли на связь. Возмущались бездействием государственных чиновников. К примеру, в МИДе, по их словам, лишь записывали данные о без вести пропавших. И даже по прошествии недели ничего нового сообщить не могли. Складывалось такое впечатление, что никто никого не ищет. За несколько дней к нам пришло около 10 человек со слезами на глаз, с просьбой помочь в розыске людей. Нам не впервой было заниматься такой работой, к тому же по законам совести, мы должны были помочь убитым горем родственникам. Если пропавших людей никто не ищет, значит, это попытаемся сделать мы. Волей судьбы, из-за чьего-то безразличия мы вынуждены были взять на себя эту необычную роль.
Телеканал "Интер" направил в зону бедствия съемочную группу, чтобы попытаться помочь людям вернуться домой или же хотя бы найти следы родных. Первым делом начали собирать информацию о пропавших без вести. У нас уже было несколько фамилий разыскиваемых. Но нужны были списки всех людей, судьба которых до сих пор оставалась неизвестной. И вот тут мы столкнулись с определенными трудностями. Во-первых, данные о количестве без вести пропавших, которыми располагали турфирмы, и обнародованные в СМИ серьезно отличались. Мы связались с представителями девяти крупнейших туроператоров Украины. Оказалось, что в Северную Азию встретить Новый год отправились 3700 украинцев, хотя официально эту цифру подтвердить отказались. Тем временем, в МИДе на пресс-конференции сообщили лишь о 17 пропавших без вести. Во-вторых, непонятно почему в тайне держались даже официальные сведения о количестве туристов, решивших встретить Новый год, например, в Таиланде или Индонезии. Как нам сообщили официальные источники, - предоставление списка находится исключительно в компетенции заместителей министра иностранных дел. Ничего подобного ранее мы не слышали. Ведь, когда случались какие-либо трагедии, всегда первым делом публично оглашали списки погибших и пропавших без вести. Это наталкивало на определенные мысли: может, среди туристов находились высокопоставленные чиновники? А может, жертв, среди украинцев на много больше, чем объявлено? Многие страны мира заявляли сразу же после трагедии количество пропавших и погибших людей. Например, Швейцария заявила о 3 с половиной тысячах погибших, Австрия о двух тысячах. В общем, изначально было очень много непонятных и загадочных моментов, выяснить которые нам предстояло уже на месте трагедии.
Но главное чтобы люди, на поиски которых мы отправлялись, были живы.
Как нам удалось выяснить у представителей турфирм, большинство украинцев, переживших трагедию, находились в Таиланде. Именно туда и отправилась наша съемочная группа. Имея на руках фамилии нескольких человек, мы надеялись раздобыть еще кое-какую информацию на месте.
Самолет, летевший в Бангкок, был заполнен на треть. Большинство пассажиров - тайцы с детьми. После катастрофы многие отказались от туров в пострадавшие страны. Хотя нашлись и смельчаки. Полет занял около 10 часов. В аэропорту Бангкока нас встретил украинский консул Александр Кротенко.
Промедление смерти подобно. Эту истину хорошо усвоили, работая в программе "Криминал". Поэтому, не медля, пошли получать Таиландскую визу. Затем отправились на другой терминал, на рейс Бангкок - Пхукет.
Пхукет - остров, ставший могилой для 12 тысяч местных жителей и тысяч туристов. Он расположен примерно в девятистах километрах от Бангкока, добраться туда можно на самолете всего за 50 минут. С материком остров связан дамбой, по которой проходит автотрасса. Когда-то Пхукет был известен лишь тем, что на нем добывали олово и каучук. Но со временем поросшие тропическим лесом горы, мягкий климат, великолепные песчаные пляжи и лазурное море стали привлекать отдыхающих со всего мира. Постепенно Пхукет превратился в крупный курортный центр. Наиболее быстро стал развиваться Патонг, где сосредоточена значительная часть отелей. Сюда едут те, кто предпочитает активный отдых. Не менее популярен среди туристов и Кхау Лак. Здесь расположена уединенная бухта, привлекающая своей тишиной и красотой. По словам консула, на Пхукете пропало без вести 9 украинцев.
Полет занял у нас час и десять минут. При выходе из аэропорта нам удалось взять на прокат автомобиль с водителем. Сами за руль садиться не решились, ведь движение там левостороннее. Даже переходя дорогу, путаешься в какую сторону нужно смотреть, не говоря уже о дорожном движении.
Первым делом отправились в главный город, давший название острову - Пхукет. Консул посоветовал нам посетить сити-холл (мэрию), где находился центр розыска пропавших без вести граждан. Он расположился в нескольких корпусах. В одном занимаются сбором информации о пропавших без вести. В другом - ведут прием сотрудники посольств разных стран. Здесь также можно бесплатно воспользоваться интернетом, и самое главное - позвонить в любой уголок мира. В общем, созданы все условия для того, чтобы попавшие в беду люди могли сообщить о себе родственникам и в посольства, даже не имея при себе денег.
Подойдя к длинному стенду, на котором висели тысячи объявлений с фотографиями, сразу же увидели фотографии украинцев. Три листика.
Что сразу же поразило и удивило - кроме фотографий и фамилий, больше никакой информации не было. Если сравнивать с другими объявлениями о розыске иностранцев, то они разительно отличаются. На них указано все - возраст, вес, цвет волос, украшения, татуировки, номера телефонов, место в котором находились эти люди. В общем, предоставлена вся информация, необходимая для успешного розыска несчастных. Но почему мы видим только три фотографии наших граждан, где же остальные? Говорят - нельзя развешивать по этическим соображениям. Такой ответ трудно вкладывается в логику происходящего. Во-первых, почему данные о троих можно вывешивать, а об остальных нет? Сплошные тайны, загадки и недоговорки. С чем же это связано? Уверенность, что среди пропавших без вести есть высокопоставленные чиновники, все больше усиливалась.
Вот подошли французские врачи. Они обходили все стенды и тщательно расклеивали фото своих земляков. Отменная экипировка, желание работать для своей страны, желание помочь несчастным - им было присуще. Стало очень обидно за наше государство - где же наши поисковики, кто будет заботиться об украинцах. Посольство в Таиланде? Но ведь там же всего лишь несколько человек: Я, конечно, понимаю, что в стране продолжаются политические баталии и чиновникам не до туристов. Но ведь в конституции черным по белому написано - человеческая жизнь наивысшая ценность государства. Почему американцы готовы начать войну в любой точке мира за своих соотечественников, а у нас даже искать не хотят?
Мы бродили по сити-холлу внимательно вглядываясь в лица. А вдруг, сюда забрел кто-то из наших? Дорожка вывела нас в здание приема граждан. Зашли на второй этаж. В просторной комнате за столами сидели представители разных стран. В углу зала сидел российский консул. Мы направились к нему. Он как ребенок радовался и делился достижениями российских спасателей. Отыскали почти всех - живых, мертвых, но все же нашли. Лишь судьба двоих оставалась на тот момент неизвестной. Такой работе можно только позавидовать.
Несмотря на отсутствие информации, у нас все же были определенные надежды. На острове было 3 госпиталей, в которые свозили потерпевших. Может быть, там удастся отыскать земляков?
Мы объехали все госпитали, обошли все палаты - ни одного украинца среди живых пациентов не было. Как, впрочем, и среди мертвых. Остались необследованными центры экспертиз и, конечно же, разрушенные гостиницы. Ближайший центр, где идентифицируют тела, находился всего лишь в 10 километрах от города Пхукет. Туда мы и направились.
В каждом городе, поселке есть так называемый центр экспертизы. Другими словами, это ничто иное, как морг. Как правило, он располагается на территории буддистского храма. Здесь проводят идентификацию тел погибших. Трупы в рефрижераторах, люди в халатах и масках, специфический запах - вот что отличает эти центры. На каждого доставленного сюда погибшего составляется специальная карточка. В нее заносят сведения о состояние тела, вклеивают фотографии лица и отпечатков пальцев. Особое внимание обращают на украшения и татуировки. Их фотографируют отдельно. Зачастую, именно благодаря этим особенностям удается опознать труп. Все полученные данные заносят в компьютер.
Первый же вопрос, с которым мы обратились к служащим центра, не было ли среди поступивших наших сограждан. Чтобы облегчить поиски, мы передали экспертам фотографии и все данные, которыми располагали. Через час мы получили ответ - похожие люди в пхукетский центр идентификации погибших, не поступали. Такой же результат ожидал нас и в следующих моргах. Надежды на удачные поиски таили на глазах.
Пришлось все начинать сначала.
Проанализировав популярность курортов среди наших соотечественников, мы пришли к выводу, что наибольшим спросом пользовались два места - Патонг-бич и Кхау Лак. Наиболее быстро стал развиваться Патонг, где сосредоточена значительная часть отелей. Сюда едут те, кто предпочитает активный отдых. Не менее популярен среди туристов и Кхау Лак. Здесь расположена уединенная бухта, привлекающая своей тишиной и красотой. Именно в этих курортных районах и отдыхали наши соотечественники. Патонг-бич почти уцелел. Среди разыскиваемых нами людей, там никто не отдыхал. По крайней мере, так нам сообщили менеджеры отеля. Мы отправились дальше. Утомление от длительного перелета исчезло, как только мы оказались в зоне бедствия - на берегу Индийского океана, а точнее Андаманского моря.
Воздух был пропитан трупным запахом. Так что респираторы, которые мы прихватили с собой, оказались очень кстати. Зрелище было ужасное. Глядя на разрушенные дома, перевернутые машины, понимаешь, что человек, попавший под удар стихии, мог остаться в живых только чудом. Всю дорогу мы созерцали страшную картину человеческого горя и разрушений, вызванных стихией. Неужели нам так и не удастся напасть на след украинцев? По информации консула, в этом районе во время катастрофы находились 6 человек. Место, где они остановились - гостиница Софитель, расположенная на берегу. Из всех отелей она пострадала больше всех.
До Софителя оставалось несколько десятков километров.
Мы подъехали к гостинице "Софитель" - отправной точке нашей поисковой экспедиции. Когда-то это было прекрасное, живописное место, привлекавшее туристов. Несмотря на большое количество мест в гостинице, попасть сюда в разгар сезона было довольно проблематично. Теперь же этот отель стал для многих отдыхающих братской могилой.
С большим трудом нам удалось уговорить менеджера гостиницы показать номера, где жили украинские граждане. Проходя улочками когда-то первоклассной гостиницы, поражались, насколько сильна была в этом районе волна. На стенах виднелись надписи с указаниям стран и даты. Рядом нарисованы кресты или же "Окей". Когда же дошли до комнат украинцев там были нарисованы лишь даты осмотра комнат.
Изучив подробно направление удара волны, мы уже приблизительно знали куда могло отнести тела именно из этих номеров. Через несколько часов мы собрали поисковую группу, и отправились на поиски.
Буддизм всегда был для меня одной из самых загадочных религий, добавило много вопросов и еще несколько мистических фактов. Не хочется, конечно, верить во что-то сверхъестественное, но без этого и тут не обошлось. К группе как-то неожиданно присоединился монах из местного храма. Он подошел ко мне и сказал, что знает, кого мы ищем. Спустя 45 минут мы вышли на пустырь. Под ветками и слоем песка лежало тело девушки. Приметы - рост, цвет волос, одежда - все указывало на то, что она славянка. Сравнив ее данные со списком, мы пришли к предварительному выводу, - возможно, это одна из наших землячек. А был ли шанс у этих людей спасти свою жизнь?
Волна шла до острова 2 часа, а спастись люди могли за каких-то 15-20 минут...
Вторую серию фильма "Цунами" в рамках спецпроекта смотрите на телеканале "Интер" 18 января в 22:35.