Коалиционная арифметика [ Редагувати ]

Официальных результатов выборов еще нет, но партии-победители, несмотря на призывы Ющенко, уже вовсю ведут переговоры о демократической коалиции, парламентском большинстве и будущем правительстве. А прагматичные социалисты уже выписывают формулы, по которым будет проводиться дележ государственных постов.
"Оранжевые" плюс "розовые" равно коалиция?
Вечером 28 марта стало известно о том, что Александр Мороз подписал Меморандум о создании коалиции демократических сил в составе СПУ, "Нашей Украины" и Блока Юлии Тимошенко. Мало кто сомневался, что социалисты поддержат идею "оранжевой" коалиции, но такой прыти от них не ожидал никто: привычка Сан Саныча тянуть волынку и лавировать между политическими рифами до последнего момента хорошо известна журналистам и аналитикам. С одной стороны, можно говорить о том, что, пока в штабе БЮТ на радостях пили шампанское, а в штабе "Нашей Украины" с горя глушили водку, трезвые на голову социалисты решили захватить инициативу. С другой стороны, можно предположить, что в ходе скрытых от широкой общественности переговоров Мороз выторговал для себя что-то, чего он хотел давно и упорно (Литвин-то больше не помеха). Вот он и поспешил закрепить достигнутый успех на бумаге.
Как бы там ни было, частичное восстановление коалиции а-ля "Майдан-2004" становится все более реальным. По предварительным подсчетам альянс БЮТ, НУ и СПУ (если он, конечно, состоится) получит около 250-255 депутато-мест. Это позволит "оранжевым" относительно безболезненно сформировать парламентское большинство. Однако процесс формирования правительства обещает быть намного более сложным, поскольку отношения внутри коалиции и сейчас далеки от идеальных и напоминают возню пауков в банке. Тем не менее, страх перед возможным роспуском парламента заставляет их искать точки соприкосновения.
Проект Меморандума о коалиции демократических сил, предложенный СПУ представляет собой как раз результат подобных изысков. Основные принципы создания и деятельности коалиции обговаривались еще задолго до выборов и практически не изменились: премьера предлагает та сила, которая получила наибольшее количество голосов среди участников альянса; квотный принцип распределения постов; участники продолжают работу над углублением и усовершенствованием политреформы; выступают за отмену прокурорского общего надзора и прочая и прочая. Однако некоторые пункты и формулировки требуют особого внимания.
В первую очередь, это обязательство участников коалиции согласовывать программы политических партий и блоков - участников альянса с программой деятельности президента Украины. До выборов "НУ" вела речь о безоговорочной поддержке коалицией президентской программы. Согласитесь, "согласовывать" и "поддерживать" - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Такая формулировка - очевидный компромисс, на который вынуждена была пойти "НУ", принимая во внимание свой относительно низкий результат (менее 15%).
Во-вторых, это очевидное посягательство на конституционное право президента единолично назначать силовиков. Меморандумом предусматривается, что кандидатуры министра МВД, главы СБУ и генпрокурора президент будет согласовывать с участниками коалиции. "Разрешение" президенту как верховному главнокомандующему единолично назначать министра обороны до неприличия похоже на мелкую подачку.
И в-третьих, это создание так называемой Рабочей Группы в составе 3-х представителей от каждого участника коалиции. Именно эта группа формирует поименный состав парламентского большинства, создает коалиционное правительство и разрабатывает программу его деятельности. Вот она, будущая реальная власть! Это 9 человек, от которых будет зависеть формирование Кабмина - отныне самого влиятельного органа государственной власти. Не будем бесполезно гадать, кто мог бы войти в Группу от каждой из партий, но нужно признать, что вариантов не так уж и много. Интересно, что данный пункт вступает в очевидное противоречие с духом всего меморандума: везде, где только можно там речь идет о квотном принципе распределения постов, а в этом случае предусматривается всеобщая "уравняловка". Очевидно, что таким образом СПУ и, возможно, "НУ" пытаются увеличить собственный удельный вес в парламенте, компенсировав свой электоральный проигрыш БЮТу.
Ну а изюминкой меморандума стала, конечно, предложенная формула распределения должностей. Выглядит она следующим образом: количество постов, которые отводятся тому или иному участнику коалиции, равняется отношению общего числа должностей к общему числу депутатских мандатов парламентского большинства умноженному на общее число депутатских мандатов конкретного участника коалиции. То есть, если БЮТ получит в итоге выборов, скажем, 125 мандатов, а коалиция всего будет насчитывать 255 депутатов и при этом на торг будет выставлено 50 постов, то тогда Тимошенко сотоварищи получит 24,5 должности; а "НУ" - из расчета наличия 75 депутатов - придется удовлетворится 14-ю должностями. Такая вот коалиционная математика...
"Бело-синие" плюс "красные" равно... минус?
Однако не все еще ясно с парламентской коалицией. БЮТ, который уже в первые часы после выборов по праву лидера среди "оранжевых" пламенно призывал объединяться, объединяться и еще раз объединяться, сегодня играет в "молчанку". По-видимому, Тимошенко и Ко не ожидали, что после памятного заявления Романа Безсмертного о том, что именно БЮТ должен взять на себя консолидаторскую инициативу, кто-то посмеет оспорить их роль собирателя "оранжевых" сил. Пока БЮТовцы почивали на лаврах, а Ехануров (которого Ющенко моментально назначил вести переговоры вместо сдавшегося Безсмертного) спешно разбирался в нюансах переговорного процесса, словно чертик из табакерки возник Мороз со своим меморандумом. Скорость и политическую наглость Сан Саныча, а также готовность "НУ" играть по предложенным социалистами правилам в БЮТе, очевидно, восприняли как посягательство на свои позиции, и теперь там готовят контратаку. Тем более, что в меморандуме, поддержанном СПУ и "НУ" немало моментов, которые не могут не вызвать раздражение у Юлии Владимировны.
Во-первых, это отсутствие в проекте каких бы то ни было упоминаний о денонсации газовых соглашений между Украиной и Россией. Во-вторых, это невозможность ветирования кем-либо из участников коалиции предлагаемых другими участниками кандидатур (так что с нелюбимыми ею Семенюк и Луценко Тимошенко ничего поделать не сможет). В-третьих, это обязательство членов коалиции работать над развитием прав и возможностей местного самоуправления. И наконец, в-четвертых, это сложная система сдерживания и противовесов. Согласно этой системе первые заместители руководителей (министров, глав комитетов и других органов) не могут принадлежать к той же политической силе, что их начальники. Не могут быть "однопартийцами" также министры и руководители соответствующих профильных комитетов Верховной Рады. Так что номинальные союзники БЮТ получат более чем достаточно рычагов корректировать, саботировать или даже блокировать практически любую инициативу Тимошенко и ее команды. Первая ласточка уже "прилетела": СПУ и "НУ" предлагают, чтобы пост заместителя председателя Верховной Рады и первых заместителей руководителей комитетов Рады были закреплены за оппозиционными фракциями. В общем, вероятность того, что коалиционный воз, запряженный Тимошенко, Морозом и Ехануровым сдвинуть с места будет невероятно тяжело сохраняется.
Тем временем победители выборов - Партия регионов - создает усиленный шумовой фон. Лидеры партии, несмотря на активные переговоры БЮТ, "НУ" и СПУ, практически в каждом своем заявлении продолжают как заклинание повторять, что они готовы к созданию коалиции со всеми силами, преодолевшими 3-процентный барьер. Так, член Политсовета Партии регионов Виктор Тихонов заявил, что "еще рано говорить о том, что коалиция в новом парламенте будет оранжевой". "Регионалы" из последних сил надеются, что блоки Литвина и Витренко смогут вскочить в уходящий парламентский поезд и тогда "конфигурация переговоров может резко измениться", утверждает Тихонов. Похоже, ПР не смущает даже то, что сами эти партии смирились со своим поражением, а как последний способ заявить о себе требуют признать выборы недействительными. Кроме того, "регионалы" не делают большого секрета из своих надежд на то, что ни "НУ", ни СПУ не войдут в коалицию с БЮТ, поскольку якобы не желают видеть Тимошенко в премьерском кресле. В довершение в стане "бело-синих" информацию о меморандуме между "оранжевыми" и распределении главных ролей в новом правительстве окрестили "намеренным нагнетанием обстановки".
Со своей стороны ПР официально заявила, что Виктор Янукович не будет вести переговоры о создании коалиции до окончания подсчета голосов избирателей. Однако один из спикеров "регионалов" Игорь Шкиря в интервью "Экономическим известиям" не отрицал, что представители разных политических сил "в неформальной обстановке встречаются и обмениваются мнениями" на тему будущей парламентской коалиции. "Иногда такие встречи некоторым образом меняют мировоззрение", - поведал Шкиря. Правда, не ясно, хватит ли подобных изменений для исключения из меморандума пункта о запрете на сепаратные переговоры с любой политической силой или блоком. Характерно, что из главных действующих лиц этих выборов никто даже не упоминает о коммунистах. Похоже, верные ленинцы никому, кроме 900-от тысяч своих избирателей не нужны. Ведь даже мобилизация Партией регионов их немногочисленного депутатского отряда не поможет "регионалам" довести численность своей армии до 226 штыков.
Подводя итоги, можно сказать, что большие политические игрища продолжаются. И они проходят по своим законам, по которым коалиционная математика имеет экстремально мало общего даже с самой простой арифметикой. Какой же будет окончательная сумма мы, вероятно, узнаем лишь с в день открытия первой сессии Верховной Рады.