NYT: Дерзкий украинский магнат готовится противостоять обвинениям США во взяточничестве [ Редагувати ]

Арестованный за взяточничество по запросу ФБР и освобожденный под залог в размере более $170 млн., который русский друг заплатил наличными, Дмитрий Фирташ, один из самых богатых, самых влиятельных и самых скрытных бизнесменов Украины, сидел за столом в своем кабинете в Centragas Holding, одной из многих компаний, принадлежащих его международному конгломерату Group DF, пишет The New York Times.
С телохранителями в коридоре и бронированным Mercedes, припаркованном снаружи, г-н Фирташ является заметным и одновременно скрытным. Он настаивает, что у американских властей не было оснований для его ареста, и что ему нечего скрывать. Однако в то же время он отказывается, как и на протяжении многих лет, даже попытаться оценить, сколько он стоит. Тем не менее, г-н Фирташ, который имел тесные связи со свергнутым президентом Украины Виктором Януковичем, не стесняется влияния, которое он имеет в Украине.
"Позвольте мне сказать вам кое-что", - заявил г-н Фирташ в недавнем четырехчасовом интервью, скользя глазами по миске австрийских и швейцарских конфет. "Когда вы говорите, что бизнес и политика неразделимы - это правда. Вы спросите меня: могу ли я влиять на политику? Так как я не умею врать, я вам скажу: да, я могу влиять на политику. Я не политик, но у меня есть определенное влияние".
Непрозрачные сделки г-на Фирташа с "Газпромом", российским энергетическим гигантом, уже давно усилили подозрения США, что он владеет внутренней информацией о том, как откаты от продажи природного газа могут поступать в высшие эшелоны Кремля. Эти детали могут быть чрезвычайно полезными, в то время как Соединенные Штаты пытаются оказать давление на президента Владимира Путина из-за вторжения России в Украину.
Прокурор Соединенных Штатов в Чикаго, который вел расследование дела г-на Фирташа, категорически отрицал, что сроки ареста австрийскими властями в марте - в тот же день, когда новый премьер-министр Украины посетил президента Обаму в Овальном кабинете - были связаны с последними событиями в Украине, хотя обвинения г-ну Фирташу и пяти другим людям были предъявлены почти год назад, в июне 2013 года.
С помощью ареста г-на Фирташа по обвинению в даче взяток в размере $18,5 млн. индийским чиновникам для совершения сделки по добыче титана американцы пытаются поставить магнатов Украины в известность, что действия против Запада во время эскалации геополитической борьбы с Россией будут иметь серьезные последствия. Также арест дал надежду, что давление на г-на Фирташа может поднять занавес коррупционных схем, которые политически и экономически калечили Украину в течение многих лет и служили причиной газовых воин, оставивших Европу замерзать зимой.
Но если арест служил посланием, то г-н Фирташ быстро отвечает своим собственным, настаивая, что он не пророссийская карикатура коррупции, которую пытаются из него сделать американцы, и что он не сдастся без борьбы.
Он собрал ораву юристов высокого полета, включая Джемисона Файерстоуна, бывшего партнера С. Магнитского, российского юриста, который умер в тюрьме после попытки обнародовать схему правительственного налогового мошенничества, и чье имя Конгресс увековечил в американском законе, наказывающем российских нарушителей прав человека. Г-н Фирташ также нанял Лэнни Дэвиса, вашингтонского кризис-менеджера и бывшего специального советника президента Билла Клинтона, а также Дэна Уэбба, бывшего прокурора США по Северному округу штата Иллинойс.
Вскоре после своего освобождения из тюрьмы г-н Фирташ помог провести переговоры в роскошном отеле между двумя ведущими прозападными украинскими кандидатами в президенты: бизнес магнатом Петром Порошенко и бывшим боксером-чемпионом Виталием Кличко. Двое мужчин быстро достигли соглашения об объединении в пользу г-на Порошенко, который хорошо зарекомендовал себя на Западе, а теперь сохраняет лидирующие позиции.
То, что г-н Фирташ помог объединить двух кандидатов, находясь под арестом, в то время когда другие заняли бы оборонительную позицию или затаился бы вообще, является одним из тех дерзких ходов, которые позволили ему накопить состояние в беспощадной торговле природным газом на постсоветском пространстве. Такого же рода шаги помогли ему найти друзей, которые смогли заплатить за него залог наличными, и нажить врагов, пытавшихся погубить его.
Его давняя поддержка г-на Януковича является еще одним шагом, за который он не извиняется. У них был общий заклятый враг - бывшая премьер-министр Юлия Тимошенко, выступающая главным соперником г-на Порошенко сегодня.
Высокопоставленные чиновники Белого дома отказываются обсуждать дело г-на Фирташа. Энтони Дж. Блинкен, заместитель советника по национальной безопасности, назвал это дело «открытым правовым вопросом». Представители госдепартамента в США, Украине и России заявили, что им запрещено говорить об этом.
Потенциальная важность информации, которую г-н Фирташ может предоставить, выросла, так как спор с Россией углубился, и чиновники министерства финансов агрессивно стремятся выявить "подельников" г-на Путина, которые могли бы стать жертвами экономических санкций со стороны Запада.
Но для г-на Фирташа и команды юристов его арест является еще одним примером перегиба в действиях США. В интервью он громогласно заявил о своей невиновности, и его адвокаты также описали дело против него как надуманное, во многом построенное на неудачной попытке со стороны Федерального бюро расследований оказать давление на бывшего сотрудника для дачи ложных показаний. Юристы также говорят, что американские официальные лица пытались заблокировать перевод средств от Василия Анисимова, российского олигарха, который заплатил залог за г-на Фирташа.
Бывший сотрудник, завербованный ФБР, Гажендра Лал, будучи гражданином Индии, давно проживающим в США, в конечном счете, бежал в Москву, чтобы избежать давления федеральных следователей. В своем интервью в Москве г-н Лал обвинил сотрудников американских правоохранительных органов в преследовании и сказал, что они требовали, чтобы он лгал для поимки Дмитрия Фирташа. Он также сделал видео обращение по просьбе адвокатов г-на Фирташа, которое они планируют использовать для доказательства совершения должностных преступлений прокуратурой и ФБР.
Г-н Лал рассказал, что прокуроры ему приказали поехать в Будапешт, чтобы встретиться с соратниками г-на Фирташа. "Мы просматривали сценарий, и я сказал: смотрите, некоторые из этих вещей не соответствует действительности, это абсолютная неправда", - сказал г-н Лал в видео обращении. По его словам, один прокурор сказал ему: "Ты теперь на стороне хороших парней. Ты имеешь право лгать и говорить все, что хочешь, чтобы заставить их отвечать таким образом, в такой манере, использовать вот эти слова".
"Я чувствовал, что меня просят лгать и подстрекать людей делать то же самое", - добавил он. "Физически я не мог этого сделать". Г-ну Лалу также предъявлено обвинение во взяточничестве. ФБР отказалось прокомментировать обвинения г-на Лала.
Многие из компаний г-на Фирташа являются корпоративной версией русских матрешек: компании-пустышки внутри компаний-пустышек, часто зарегистрированных в налоговых гаванях с неясными названиями. Американские расследования деятельности г-на Фирташа и его предприятий датируются, по меньшей мере, 2005 годом, когда он создал компанию под названием "РосУкрЭнерго", которая была совместным предприятием с "Газпромом". Изначально г-н Фирташ пытался скрыть свою долю собственности, передав ее в доверительное управление австрийскому банку. В конце концов, он признал свою роль, хотя остается неясным, почему он пытался это скрыть.
Г-н Фирташ оказался под пристальным вниманием еще раз после обнародованной на WikiLeaks секретной телеграммы Госдепартамента, описывающей его встречу с американским послом в Киеве, где он признал связь с российским мафиози Семеном Могилевичем, входящим в список 10 самых разыскиваемых ФБР преступников.
В секретной телеграмме говорится, что г-н Фирташ признался, что он должен был получить разрешение г-на Могилевича для вхождения в бизнес по торговле газом. Г-н Фирташ опроверг достоверность большей части телеграммы. Г-н Лал сказал в интервью, что он бы просто прошел мимо фотографии г-на Могилевича в штаб-квартире ФБР в Чикаго, но чиновники никогда и не хотели обсуждать его.
"Они были заинтересованы только в Дмитрии", сказал г-н Лал.