Ночное прощание с НАТО [ Редагувати ]

Следуя президентским просьбам, парламентарии не стали откладывать в долгий ящик закон об основах внутренней и внешней политики. Для этого 30 июня они решились на трудовой подвиг – рассматривали поправки почти до полуночи. Но кардинальные изменения воли гаранта не коснулись.
Яко тати в нощи
С момента апробации норм потенциального закона, регламентирующего правила внешней и внутренней политики на членах СНБО, документ этот вошел в перечень нуждающихся в первоочередном утверждении. Судя по заявлениям представителей Банковой, без него и реформы реформами стать не могут, и как самостоятельное демократическое государство Украина толком не утвердится, и о национальной безопасности и говорить не стоит. "Речь идет о четкой формулировке принципов, на которых будет осуществляться дальнейшее реформирование политических и социальных институтов в государстве", - рекламировал в начале июня свою инициативу президент. Парламентарии к пожеланиям главы государства оказались чутки: уже через два дня – 3 июня – законопроект был принят в первом чтении, а 30 июня – прошел через все препятствия второго. Причем уложились до июля народные избранники практически чудом – голосование за принятие слегка отредактированного президентского текста "во втором чтении и в целом", согласно стенограмме пленарного заседания ВРУ, произошло в 23 часа 51 минуту.
Несмотря на то, что представители властного лагеря повсеместно разъясняли стратегическую важность закона вообще, основной интерес к его тексту обеспечили "экспортные" формулировки. Большая часть норм свежеутвержденного законопроекта непринципиально выделяется на фоне подобных документов. Способствовать развитию демократии в стране, печься об интересах граждан, помогать армии, культуре, науке и медицине, дружить с соседями, развивать местное самоуправление и бороться с коррупцией – представленные в тексте законопроекта принципы внутренней и внешней политики могут претендовать на авторство любого руководства страны вне зависимости от его партийной или цивилизационной принадлежности. Все, как в лучших странах, все, как декларировалось раньше: от "приоритетности национальных интересов" до "обеспечения конституционных прав граждан на безопасную окружающую среду". Но пристальное внимание к образцу президентского законотворчества привлекли всего лишь несколько тезисов, расцененных политикумом как ключевые. Абсолютно всех сильных страны сей обеспокоили те слова, которые "внеблоковость" и "отказ от евроатлантической интеграции". А оппозиция еще отдельно задумалась над "языковой" статьей и судьбой отечественной ГТС…
С учетом спорности нескольких вероятных новаций, можно было допустить, что одним махом через второе чтение законопроект №6451 не пройдет. К моменту его повторного рассмотрения в парламенте к тексту было сделано 423 поправки, преимущественно оппозиционного авторства, абсолютное большинство которых не нашло понимания у профильного комитета. Впрочем, не только у комитета. Тридцатого июня украинские законодатели доказали, что в жизни всегда есть место трудовому подвигу. Рассмотрение львиной доли поправок (в "победителях" в итоге оказалось менее десятка, включая и вполне технические) отняло слуг народа около четырех с половиной часов и закончилось, как уже упоминалось, незадолго до полуночи. При этом некоторые оппозиционеры назвали происходящее профанацией – в обсуждении корректур коалицианты практически не принимали участие и, соответственно, почти не голосовали за них. "В зале порядка 50 депутатов коалиции, и когда будут голосовать в целом, то на табло высветится 250! И в последнее время все так принимается. Из 420 поправок оппозиции (комитетом, - "Подробности") не учтены 420. В зале происходит чистой воды профанация демократического процесса", - возмущался Вячеслав Кириленко. Опасения главы депутатской группы "За Украину!" оправдались с лихвой – в нужный момент за будущее внутренней и внешней политики было отдано 259 голосов, хотя насчитать такое количество депутатов в зале было бы затруднительно. И, поскольку вероятность того, что президент не подпишет им же предложенный закон, крайне низка, можно считать, что Украина готова жить по новым правилам.
В "новое время" с новыми требованиями
Как уже упоминалось, считать нормы, предложенные законом-триумфатором чем-то принципиально новым затруднительно. По большому счету он представляет собой своего рода выжимку общих правил игры в различных сферах: в сфере государственного строительства, обороноспособности, в контексте развития местного самоуправления, формирования институтов гражданского общества, в социальной политике, в международном сотрудничестве и так далее. Как и любые другие общие принципы, на бумаге требования закона выглядят в высшей степени оптимистично. Остается только уповать на то, что все эти высокие критерии все-таки будут влиять на практику. Пока же даже прогрессивный закон не позволяет радоваться раньше времени. Так, например, обещанная поддержка развития инвестиционного сотрудничества с иностранными государствами в теории звучит замечательно, а на практике она сочетается с нежеланием Евросоюза вкладывать деньги в украинскую инфраструктуру из-за значительного коррупционного "коэффициента"…
Как бы то ни было, основную свою задачу – очерчивание общего курса, которым собирается следовать Украина – поддержанный парламентариями закон выполняет полностью. И, если учесть, что под него теперь будут адаптированы все нормативные акты, тем символичнее выглядят формулировки, ради которых, вполне возможно, законопроект и писался. Как и было известно заранее, новые правила внешней политики по Виктору Януковичу предполагают дружбу со всеми, членство в ЕС и "конструктивное партнерство" с НАТО (Альянс рассчитывает на то же) – но ни в коем случае не интеграцию с Блоком. Соответствующие последнему утверждению пункты предполагается откорректировать везде, где только можно, в первую очередь – отредактировать закон об основах национальной безопасности. Нашлось в новом законе место и для милого сердцам членов Партии регионов и КПУ слова "внеблоковость", и для пассажа о "приоритетности участия в усовершенствовании и развитии европейской системы коллективной безопасности" – отсылающая читателей к одной из любимых идей Дмитрия Медведева, которую всегда готов разделить Виктор Янукович.
Помимо отказа от курса на евроатлантическую интеграцию, к непростым моментам принятия законопроекта №6451 относятся долгие споры по поводу содержания статьи 10 – "Основы политики в гуманитарной сфере". Как известно, возмущение оппозиции вызвало отсутствие гарантий развития украинского языка как единственного государственного. Но подобная поправка, что закономерно, популярности у "большевиков" не нашла. Зато была принято интересное предложение главы фракции ПР. В базовой версии законопроекта присутствовала формулировка "гарантирование свободного развития, использования и защиты русского языка, других языков национальных меньшинств. И после протестов оппозиции, не видящих необходимости выделять один из языков вперед остальных, последовало принятие поправки Александра Ефремова. Отныне в законе речь идет о "русском языке, других родных языках граждан Украины" – возможно, чтобы пресечь соблазн считать русский – языком меньшинств…
Законодательных вариаций на тему "НАТО – нет!" (как и аккуратного формулирования основ языковой политики) от новой власти следовало ожидать. Зафиксировав в законе об правилах внутри- и внешнеполитической игры тезис о внеблоковости, Виктор Янукович практически без усилий порадовал миллионы своих избирателей. Какое развитие получит эта установке в свете того, что фактическое сотрудничество с тем же Альянсом едва ли стремительно сократится – станет понятно со временем. Сейчас же большее внимание привлекает не только сам текст героически рассмотренного законопроекта, но и сами обстоятельства его рассмотрения. События 30 июня в очередной раз доказали успешное формирование властной вертикали в стране. От заседания к заседанию становится очевидно, что на сегодня торжественным принятием с минимальными поправками может завершиться практически любая законодательная инициатива первого лица государства за исключением (пока еще) конституционных. Об обстоятельствах правления Виктора Ющенко, когда глава государства общался с оппозицией и подписывал универсалы, в новых реалиях, вероятно, стоит забыть. Если в день ратификации харьковских соглашений парламентские "меньшевики" проиграли "битву" физически, то 30 июня – можно сказать, законодательно. Судьба сотен проигнорированных поправок на фоне далекой от идеала коалиционной посещаемости снова намекает на то, что с успешным развитием идей функционального единства всех ветвей власти и "подушного" формирования коалиции, без оглядки на возможное мнение избирателей, демократия в стенах парламента рискует превратиться в видимость себя же. "А нашим коллегам от оппозиции хотел бы подчеркнуть, что данный закон будет дисциплинировать всех, и вам придется учиться дисциплине. Те 5 лет, которые вас разбаловали, когда вы всю страну в раздрай пускали, уже прошли. Вы должны понять, что наступает новое время, когда будут цениться специалисты, а не болтуны", - сделал под конец заседания замечание соседям по депутатскому корпусу Александр Ефремов. Эпоха законодательного прагматизма и максимальной целесообразности, похоже, не за горами. И прощание с НАТО – лишь одна из первых ее ласточек.