Мустафа Найем: На Майдан собирались выйти только журналисты [ Редагувати ]

Евромайдан начался 21 ноября с поста журналиста Мустафы Найема в Facebook .
Тогда никто не знал, что на Майдане в Киеве соберется столько людей, что власть применит оружие против своих же граждан, а Янукович убежит в Россию.
Тогда украинцы собирались выразить свой протест против политики государства и заставить власть встать на путь евроинтеграции.
Год спустя Мустафа Найем в интервью podrobnosti.ua рассказал, как все началось, чем закончилось и кто за этим стоит.
Тот самый пост
Оранжевая революция началась 21 ноября, то есть первые люди вышли на майдан 21 числа. В Facebook я писал тогда, что это очень символично, то, что происходит в этот день.
И когда уже было видно брожение, напряженность, я в порядке сообщения пишу пост в Facebook о том, что давайте определимся, кто действительно готов что-то делать. Не просто говорить, а что-то делать. И если вы готовы, напишите комментарий, что "да, я готов".
Я почему-то думал тогда, что человек, который просто лайкает, делает безответственный шаг. Просто лайкнули и хорошо. Когда ты пишешь "я готов", твоя фамилия высвечивается, имя, видно, что ты готов, - это другой шаг немного.
Условием было, что если нас соберется 1000 человек, то есть 1000 комментариев, то мы будем думать, что делать дальше, как-то организовывать.
Где-то в течение получаса или часа собралось более 800 или 600 комментариев. И я решил, что если уже есть 600-700, то не обязательно ждать остальных 400.
Следующий пост был о том, что давайте выйдем к монументу Независимости на Майдан просто встретимся.
Честно говоря, на тот момент я это рассматривал как подготовку к празднованию следующего дня. Суть была в том, что как раз именно в этот день началась Оранжевая революция, и было бы правильно тогда начать.
Это было где-то в 8 часов, в 8.30. встречу назначили на 10 часов. Была дождливая ночь, и я не ожидал, что выйдет много людей.
Что меня удивило, что этот пост очень сильно был расшарен. Не сколько было лайков, сколько людей его перепостили, перепубликовали.
В итоге, когда уже было часов 9 - 9.30, я уже начал понимать, что людей собирается больше, чем я думал.
Это были не тысячи, но точно сотни. Я, честно говоря думал, что там соберутся только журналисты, эксперты, активисты, но я не думал, что это будут обычные люди, которые прочитали и вышли.
В 10.30, когда я прибыл, было человек 50-60, где-то уже к 11-12 там уже было порядка тысячи людей.
Флаг для Януковича
Ситуация была такая, что в последний день перед отъездом в Вильнюс, мы подписали флаг на Майдане под монументом Независимости для того, что бы передать от Евромайдана в Украине Евромайдану в Вильнюс. Это был флаг, на котором расписались люди, стоявшие на Майдане.
Это был такой символичный шаг. Флаг пришлось заворачивать в рюкзак, он занимал достаточно много места. Мы действительно привезли его в Вильнюс и отдали активистам Вильнюса.
Янукович не стал ничего объяснять
Янукович в тот день был на охоте, по приезду из Вильнюса. Все время пока на Майдане происходили ключевые события, к нему не могли дозвониться.
Я разговаривал с несколькими послами, которые утверждают, что они звонили напрямую ему, в приемную и никак не могли дозвониться.
Они пытались дозвониться до главы администрации Сергея Левочкина, до которого тоже не могли дозвониться. В общем-то в этой истории администрации президента и самого президента не было.
Конфликт в Администрации
Клюев на тот момент был самым влиятельным человеком в этой области. Более того, Клюев был человек, который готов был взять на себя ответственность за эту ситуацию.
В окружении президента Януковича были люди, которые были не готовы брать на себя ответственность. Мало людей полагались на себя, больше людей, которые слушали президента.
Клюев был как раз одним из тех людей, которые как раз проявляли инициативу и брали на себя ответственность.
Это первое. Второе, если вы помните тогда шло жесткое противостояние между с одной стороны Левочкиным за пост главы администрации президента, с другой стороны Захарченко.
На тот момент Клюев, как глава СНБО претендовал на пост главы администрации и именно в его руках были эти рычаги. То есть человек, который мог управлять.
Почему эта версия правдоподобна. Дело в том, что был конфликт между Левочкиным и Захарченко. Этот конфликт очень много описан в интернете. Он сходился к тому, что Захарченко тоже претендовал на пост главы администрации.
Соответственно, все, что происходило в этот день, было сделано руками милиции и правоохранительных органов.
На тот момент Левочкин не имел никакого влияния на Захарченко напрямую. Тем более он не имел влияния на Киевскую милицию.
С другой стороны Клюев такое влияние имел. Неувязка в этой истории в том, что были замешаны коммунальные службы города Киева, которые подчинялись главе Киевской администрации. Глава Киевской администрации был человеком, который был близок к Левочкину.
И вот тут есть момент спекуляции или неспекуляции, нужно выяснять историкам или исследователям, какую роль сыграл Попов - глава Киевской администрации, какую роль сыграли коммунальные службы.
На данный момент выглядит так, что милиция была включена как поддержка коммунальным службам при выполнении их обязанностей. Мы понимаем, что это смешно, что не может ЖКХ подчиняться милиции и идти разгонять людей, но выглядело это так.
Очевидно, что правоохранительными органами в тот момент управлял не Левочкин, это делал не Попов, это делали люди в Министерстве внутренних дел. Либо это было Киевское отделение, либо это было при главном отделении.
Документы Пшонки
В документах, которые мы нашли у Пшонки, говорилось о том, что у генерального прокурора была некая служба, это аналитики, или это советники, которые прописывали медийную активность и медийную коммуникацию.
В рамках этой коммуникации мы нашли документы, в которых была одна из концепций, которая предлагалась генеральному прокурору: в публичной сфере сказать, что это все делал Петр Порошенко вместе с Левочкиным или Левочкин вместе с Порошенко.
Почему на тот момент у них возникла такая конфигурация можно только догадываться.
Очевидно, что на тот момент генеральный прокурор Пшонка был близок к команде президента, что был близок напрямую к президенту. Очевидно, что Пшонка был близок к Захарченко, ближе точно, чем к Левочкину. Возможно, это была некая попытка свалить с себя ответственность, это важно.
Второй момент, который нужно объяснить, это то, что на тот момент Левочкин решил отойти от этой истории. И я думаю, многих людней в администрации президента злил тот факт, что в тот момент, когда было очень тяжело всей команде, Левочкин вдруг подал заявление и таким образом публично хотел показать, что он не причастен к этой истории.
Причастен ли он или нет, мы можем только догадываться, но на тот момент это выглядело именно так.
Я думаю, что для многих люди, которые боролись с Левочкиным за власть в администрации президента, это был шанс отомстить или сделать публичный шаг, доказав все-таки, что Левочкин тоже с нами, он тоже принимал в этом участие.
Я не знаю, насколько он действительно принимал в этом участие, но факт остается фактом, что на тот момент Левочкин хотел от этого отстраниться, отмежеваться полностью публично, что было воспринято на тот момент очень негативно командой президента, потому что в их традиции понимания это предательство.
Как сообщали ранее podrobnosti.ua экс-заместитель секретаря СНБО Владимир Сивкович принял решение об избиении студентов на Майдане в ноябре 2013 года, из-за поддержки России через связи с Путиным.