The Atlantic: Кремль тратит милионы долларов на клевету в СМИ об Украине [ Редагувати ]

Россия мобилизовала гигантские батальоны в своей международной информационной войне. Кремль тратит сотни миллионов долларов на вещание на английском языке, на влиятельных экспертов, PR-компании и кампании культурной дипломатии. Об этом пишет американский журнал The Atlantic.
На международной сцене Украина не имеет ни голоса, ни лица. Украинская писательница Оксана Забужко выразила эту дилемму в своем романе 1996 года под названием "Полевые исследования украинского секса", героиня которого пытается рассказать о своей стране на различных международных конференциях, а в ответ неизменно слышит: "Украина? Где это?"
Даже у тех людей, которые слышали об Украине, при ее упоминании не возникает практически никаких ассоциаций, кроме проституции, бандитов и странных звезд спорта - а теперь и революции и развивающегося конфликта с Москвой. В условиях этого информационного вакуума российская пропаганда может рассказывать те истории, которые отвечают геополитическим нуждам Кремля - не гнушаясь называть украинцев фашистами и продвигать идею о том, что Украину нельзя считать настоящей страной и что она обречена на постоянные вторжения.
Чем может на это ответить Украина? Как можно одержать победу в современной информационной войне против гораздо более сильного соперника? Когда я недавно был на Украине - сначала я читал лекции студентам о российской пропаганде, а затем встречался с представителями украинских СМИ - я постоянно отовсюду слышал новое модное словосочетание "информационный суверенитет", несмотря на то, что, очевидно, говорящие вкладывали в него самый разный смысл.
Группа Euromaidan PR (PR в данном случае обозначает "общественная ответственность"), основанная во время протестов, в результате которых был свергнут президент Виктор Янукович, состоит из примерно 200 англоязычных волонтеров из Украины и других стран. Эти волонтеры, в рядах которых можно встретить представителей самых разных профессий, от геологов до владельцев ресторанов, разоблачают российскую дезинформацию в Фейсбуке (24 тысячи читателей), Твиттере (35 тысяч читателей) и в официальном блоге организации (13 тысяч просмотров ежедневно).
К примеру, в марте, эта группа распространила фотографии, на которых, как сообщала российская пресса, были изображены очереди беженцев, уезжающих из Украины в Россию. На самом деле это были снимки ежедневного потока людей на границе между Украиной и Польшей.
"В сущности, мы являемся переводчиками и редакторами. Мы замечаем что-то в российской пропаганде и реагируем", - объяснила 29-летняя Аля Шандра, координатор Euromaidan PR, когда мы обедали в одном из кафе Киева. Во время протестов, Шандра ушла с работы в Киевской ассоциации велосипедистов, чтобы заниматься сайтом группы, и теперь ей временами приходится проводить по 18 часов за работой над этим проектом.
Ukraine Crisis Media Center стал довольно влиятельным источником информации. Этот центр проводит пресс-конференции, в которых принимают участие самые разные деятели - от еврокомиссаров до лидеров гражданского движения - на третьем этаже отеля "Украина", который выходит окнами на центральную площадь Киева, Майдан. Этот центр занимается разоблачением дезинформации - к примеру, статьи в Guardian, где говорится, что власть в Киеве захватили неонацисты.
"Мы представляем собой объединение пяти рекламных и PR-компаний, которые понимают, что правительство не справляется с задачей информирования людей, - сказал мне Василий Мирошниченко, один из организаторов этого центра, когда я зашел в нему в офис, где можно найти множество брошюр и постеров. - Обычно мы конкурируем друг с другом за коммерческие контракты, но мы поняли, что речь идет о необходимости предпринять срочные шаги в интересах нашей страны, и после полуночной встречи мы решили стать партнерами".
Тем не менее, борьба с ложной информацией - это только часть задачи. Уничтожить информационные сети Кремля и развенчать его версии гораздо сложнее.
"Недавно, когда я ездил в США, я был удивлен тем, сколько представителей Конгресса симпатизируют России, - сказал Мирошниченко. - Существует целое экспертное сообщество, которое кормится за счет Москвы и ежегодно ездит на заседания путинского дискуссионного клуба "Валдай".
Кто из них входит в состав советов директоров российских компаний или финансируется из российских источников? Нам нужна система отслеживания, чтобы иметь возможность назвать поименно и пристыдить пророссийских влиятельных лиц, чтобы они тоже почувствовали на себе давление. Нам также необходимо начинать представлять миру наше новое правительство: у нас есть президент и премьер-министр, которые говорят на английском языке, министры, получившие образование в США и Соединенном Королевстве.
Украина должна заняться прямым маркетингом, чтобы убедить мир, что мы вовсе не недееспособное государство, как утверждают русские".
Но как может Украина перейти от реакции на заявления Кремля к распространению позитивного, вселяющего надежды взгляда на саму себя?
"Уверен, что, когда западные домохозяйки поймут, что в состав их клецок входят те же ингредиенты, что и в состав украинских вареников, они заинтересуются нашей страной и поймут, насколько тесно мы связаны", - сказал Михаил Смуток, который станет генеральным продюсером украинской государственной международной телекомпании - новой компании, в рамках которой появится англоязычный канал, призванный соперничать с кремлевским агентством Russia Today.
Смуток, который в настоящее время пишет диссертацию, будет иметь в своем распоряжении гораздо более скудный бюджет, чем его российские конкуренты: он надеется получить 10-15 миллионов долларов от государства, в то время как бюджет Russia Today достигает 300 миллионов долларов. Но пока мы сидели в ресторане с названием "Украинская кухня с европейским акцентом", распложенном в здании киевского телецентра, он не скрывал своего энтузиазма.
"Я хочу показать западным зрителям, насколько глубоки связи Украины с миром, - объяснил он. - К примеру, знает ли кто-нибудь, что Анна, супруга французского короля, правившего в 11 веке, на самом деле была родом из Киева и что, приехав во Францию, она привезла с собой Реймское евангелие?"
Подход Смутка благороден, но, проработав более 10 лет над документальными фильмами на западном телевидении, я боюсь, что программы, посвященные украинским вареникам и истории Восточной Европы, будет смотреть достаточно ограниченное число людей. Соперник Смутка, RT, также начинал в 2005 году с освещения позитивных тем из российской истории и культуры - тогда практически никто не смотрел этот телеканал, и его рейтинги были просто ужасными.
Постепенно RT изменил свою стратегию, став платформой сторонников теории западного заговора, ультраправых националистов и ультралевых радикалов, симпатизировавших России. Эта формула работает: в настоящее время, по данным этого агентства, международная аудитория RT превышает 644 миллионов человек, и ему удается вставлять сообщения о политике Кремля даже в более популярные программы.
Любое украинское информационное агентство, разумеется, должно отказаться от приверженности RT к распространению заведомо ложной информации, однако не стоит также забывать об успехе этого российского телеканала в формировании своей аудитории. Секрет заключается не в том, чтобы насильно продвигать определенную версию, а в том, чтобы действовать, основываясь на существующих опасениях и интересах населения.
Украинская пресса, к примеру, может сосредоточить свое внимание на международной коррупции, которая лежит в основе опасений Запада и Украины. Оффшорные налоговые убежища и сомнительные финансовые инструменты не только спровоцировали гнев США, но и стали причиной того гнева, который подпитывал украинское движение Евромайдана, направленное против коррумпированных чиновников. Вспомните, к примеру, роскошную резиденцию Януковича "Межигорье".
Это поместье было оплачено за счет средств из государственной казны, отмытых через Лондон и Люксембург. Такое освещение событий может принести дополнительный бонус в виде привлечения внимания к ахиллесовой пяте Кремля: к финансовым махинациям российской элиты и представителям западного сообщества, которые их допускают. Разоблачение схемы движения денег через лондонский рынок недвижимости может стать хорошим началом.
Задача, стоящая перед отважными журналистами, заключается в том, чтобы одновременно давать отпор дезинформации Кремля и оказывать давление на украинских чиновников, заставляя их проводить реформы в стране и бороться с коррупцией.