Мафия нищих. Первая серия [ Редагувати ]
Таня работает на улице, и в день через её руки проходит много людей. Её суточная заработная плата составляет около 500 гривен.
У Сергея работа тоже на воздухе, но трудится он не с таким усердием как Таня, поэтому за день зарабатывает всего лишь гривен 250.
Толик тоже имеет бизнес под открытым небом, однако он много тратит на междугородные телефонные переговоры, из-за этого его доходов едва ли хватает на содержания двух квартир в Киеве и подержанного БМВ.
Все они такие разные, однако, их объединяет мостовая. Они конкуренты, и каждый профессионал в своём деле. Это короли улицы. Их профессия - нищенство.
В последнее время нищенство стало не просто социальным явлением, а настоящей профессией со стабильным окладом, обеденным перерывом, выходными, продвижениями по служебной лестнице и другими прелестями обычной работы. Вокруг нищих и их мафии ходит множество историй и легенд. Что же является вымыслом, а что правдой? Действительно ли нищие такие несчастные, и, подавая милостыню, мы делаем доброе дело? Крышует ли попрошаек мафия и как относится к этому милиция? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в сегодняшнем спецпроекте "Короли улиц".
О нищих и их мафии было рассказано уже немало, и многое ещё будет сказано. Оно и не удивительно, ведь в мире нищих, полном грязи, жёсткой конкуренции и насилия, каждый день происходят какие-то изменения. Появляются на свет новые методы и технологии, которые позволяют вытягивать из доверчивых граждан ещё больше звонких монет и хрустящих купюр. Многие попрошайки, работающие в одиночку, не выдерживают конкуренции, и им приходиться покидать бизнес нищих, хотя совсем не нищенский бизнес. В общем, о нищих можно написать целый роман, и если бы мы взялись делать это, то первая наша глава называлась бы: "Каждый ли может стать нищим?"
Глава первая. Каждый ли может стать нищим?
Вы их можете встретить везде: под величием золотых куполов, в грязных пешеходных переходах и, конечно же, на многолюдных вокзалах. Все они просят о помощи. Кто-то испытывает к ним отвращение, кто-то жалость, но какие бы ни были эти чувства, в наших глазах нищие всегда представляются бедными и беззащитными. А это, как оказалось, всеобщее большое заблуждение.
Нищий: "Я здесь - самое большее - 11 лет, у меня уже тут... Кто есть, они меньше, кто 8, кто 7, кто 5, а я здесь с 1994 года. У меня защита тут есть, у меня собственный телохранитель есть. Каждый день, когда он идёт, он меня спрашивает: "Кто-то наезжает?" Я ему говорю: "Всё нормально". Если кто-то наезжает, он сразу. Там такой парень, там один на меня наезжал, так он его..."
Несмотря на то, что армия нищих на улицах с каждым днём получает новые пополнения и попрошаек становится больше и больше, мы прекрасно понимаем, что делиться своими секретами тем более на камеру, желающих найдётся, мягко говоря, немного. Было принято решение переодеть одного из журналистов студии документальных фильмов и специальных проектов в нищего и заслать его в их среду. Чтобы ничего не подозревающие нищие приняли его за своего и поделились некоторыми секретами своей жизни.
Нищий: "Да, я в Киеве, тут и бомжи есть, которые без квартир живут где-то в парадных, на улицах, кто на квартирах, кто свои имеет. Я вот свою имею, я на Русановке живу. С матушкой живу".
Для осуществления намеченной цели - узнать правду о нищих, как говорится, из первых уст - была проведена многодневная наблюдательная работа. Ведь журналисту нужно было как можно точнее вжиться в образ нищего. Ведь какой-либо его прокол мог привести к самым неблагоприятным последствиям. Необходимо было иметь соответствующий внешний вид, начиная от гардероба нищего, заканчивая его повадками. Также нужно было знать распорядок дня нищих: когда они встают, обедают, сколько работают, где самые прибыльные места. А ещё надо было постараться научиться думать как они.
Чтобы люди лучше давали милостыню, а нищие охотнее рассказывали про свою жизнь, актёр одел на своё лицо, так называемую, маску робости, маску пай-мальчика, который вышел заработать немного денег, но ничего про законы нищих не знает.
Когда эта работа была проделана, можно было приступить к завершающей стадии создания образа нищего - наложению грима.
Мы знали, что нищие выбирают себе места там, где проходит много людей, способных помочь им материально. Также мы догадывались, что среди огромного разнообразия попрошаек тех, кто действительно собирает на корочку хлеба, можно встретить не так много, однако это предположение нужно было ещё проверить. Ещё известны слухи о том, что все нищие работают под так называемой "криминальной крышей", и получают за труды фиксированный оклад, а их реальный заработок составляет намного больше. Журналист прекрасно понимал, что стать нищим на высокооплачиваемой территории не так просто. Для того, чтобы арендовать для себя денежное место, надо уладить все детали с его неформальными хозяевами. Ведь такие хлебные места как площади, церкви, переходы и вокзалы давно поделены и заняты штатными работниками.
Когда все приготовления были закончены, можно было приступать к самому интересному: выходу в свет с протянутой рукой. Основной интерес у съёмочной группы вызывала так называемая "церковная мафия", ведь она неформально считается одной из самых влиятельных. Оно и не удивительно, ведь стоимость некоторых точек возле церквей может превышать несколько тысяч долларов.
В том, что место возле церкви такое дорогое, ничего удивительного нет. Ведь человек, который идёт в дом Божий, изначально настроен на благие дела. Нередко люди идут в церковь, чтобы что-то у Боженьки попросить. А для того, чтобы заслужить его благословение, способны на хорошие поступки - например, помочь бедным и обездоленным нищим. К тому же несчастный попрошайка ещё и за спасение твоей души помолится.
Все эти и ещё многие другие человеческие аспекты давно высчитаны психологами и действуют на все 100%.
Учитывая все обстоятельства, переодетый журналист избрал основной точкой для попрошайничества места возле некоторых киевских церквей. Первая точка - церковь на Подоле. В том, что избранное место действительно прибыльное, мы смогли убедиться за несколько дней до этих съёмок. В начале двенадцатого мы попросили у одной из нищенок разменять 50 гривен. Никакой сложности наша просьба не вызвала. Полтинник мгновенно поменяли, причём теми купюрами, которыми нам было удобно. А, учитывая, что данную денежную операцию мы проводили ещё за час до полудня, можно себе представить какой денежный оборот она будет иметь в конце рабочего дня.
Сейчас вы видите, как загримированный журналист направляется к этой церкви и тоже хочет попытать счастья на её паперти. В тот момент, он даже не подозревает, что ждёт его в недалёком будущем.
Наверное, никто из вас не задумывается, когда даёт милостыню, кому он жертвует деньги Нищим или бомжам. А ведь это своего рода два конкурирующих лагеря. И несмотря на то, что они между собой очень похожи, между ними, безусловно, есть и свои отличия. Для избежания возможных недоразумений, ведь речь в сегодняшнем спецпроекте пойдёт именно о нищих, давайте попробуем выяснить, чем же они отличаются от бомжей.
Слово бомж - это милицейское сокращение, которое очень быстро прижилось в народе. Буквальная расшифровка этой аббревиатуры: без определённого места жительства. Под категорию бомжей попадают как обыкновенные бродяги, так и довольно приличные люди, если они живут без прописки или регистрации. В общем, зачастую получается, что их ковёр - цветочная поляна, стены дома - сосны великаны. Ну, а крыша - небо голубое, что особенно актуально зимою. Также бомжи - это в большинстве своём люди, которым нечего терять. Со временем их психика переживает необратимые негативные процессы, и они становятся готовыми пойти на любой криминал. Ведь тюрьма для них - это обретение крыши над головой. Зарабатывают сбором бутылок, выполнением грязных работ, реже - попрошайничеством.
Нищий же, согласно толковым словарям - это человек, у которого вообще нет денег. Человек, который ничего не имеет и нуждается в пище и заботе. Человек, питающийся подаянием. Однако в отличие от бомжа, у нищего есть своя квартира, другое дело живёт он в ней или нет. Также у большинства из них есть семья. Нередко среди нищих попадаются калеки или многодетные одинокие матери. Основной заработок нищих - это попрошайничество.
Стать бедным достаточно легко, и это без труда может сделать каждый. А вот быть профессиональным нищим, да ещё и со своей прибыльной точкой - не так и просто.
Оказывается, одного пустого кармана для этого совсем не достаточно, а скорее наоборот. Как в любом бизнесе, иногда нужно первоначально вложить в это дело некий капитал, для того, чтобы впоследствии иметь хороший и стабильный заработок. Вторую главу условного романа, повествующего о жизни нищих, назовем "Церковная мафия".
Глава вторая. Церковная мафия
Итак, наш загримированный журналист приближается к месту, где несколько дней назад нам без труда удалось разменять у попрошайки 50 гривен. Он садится рядом с нищенкой, держа в руке баночку для пожертвований. Бабушка отнеслась к нему достаточно настороженно.
Из диалога с бабушкой:
- Без охраны сидеть - тебя выгонят от сюда.
- Какой охранник? Который монастырь охраняет? Чего он выгонит?
- Потому что наши паспорта проверенны и записаны всё.
- А вы что договаривались как-то с охранником?
- А чего тут договариваться, он должен знать, что за нищие сидят тут. В случае чего можно найти.
- Так что, паспорта нужно приносить, или что?
- У нас проверяли паспорта, записали откуда, что.
- Это охрана монастыря?
- Да.
Паспорта у журналиста с собой не было, да и кто мог предположить, что он может понадобиться. Зато сразу начала вырисовываться общая картина: все нищие тут сидят легально и кто-то неустанно следит за чистотою их рядов. Журналист продолжал сидеть и ждать начальства. Денег ему давали не меньше, чем всем остальным. В общем, к появлению нового нищего люди отнеслись спокойно, а проще говоря, просто не заметили этот факт. А вот его новые коллеги-попрошайки, мгновенно отреагировали на появление новенького.
У нищих существуют свои законы: или ты работаешь сам за себя, или ты работаешь в команде, но тогда все делится поровну. Еще раньше мы наблюдали картину, когда одному нищему дали больше, а другому меньше, тот первый отдал обиженному половину заработанного им свыше. У нас была похожая ситуация, женщина проходила и дала бабушке милостыню 2 гривны, но сказала, чтобы мы поделили между собой эти деньги. И действительно журналисту отсчитали положенную ему 1 гривну. Баночка для пожертвований уверенно наполнялась, и тут, невесть откуда, появилась загадочная особа, которая, очевидно, занимала не самую низкую ступеньку в иерархии нищих.
Из диалога с женщиной:
- Ты что, новенький?
- Да.
- А ты знаешь, такая здесь есть эта, кто новенький приходит, те стоят вот там вот, вот где Юра, вот, на той стороне. Вот это рядышком, хорошо? Пожалуйста, пойди туда.
Не прошло и получаса, как с прибыльного места пришлось уйти.
Женщина: "Новенькие сидят у нас здесь, понял? Хорошо".
После того, как новый попрошайка был поставлен на своё место, большая начальница с чувством выполненного долга отправилась по своим делам. Ведь их у неё, очевидно, немало. Всюду надо успеть, всё проверить, со всеми переговорить.
На новом месте денег жертвовали уже не так много. Но обидно не было, ведь основная наша цель была не собрать как можно большую сумму, а склонить нищих на откровенность. Вскоре мы и сами решили сменить точку.
Возле другой церкви, на менее престижном месте загримированного журналиста встретили несколько приветливее, даже познакомились. Было видно, что люди там работают сами на себя и серьезной поддержки с чей-либо стороны не имеют.
Из диалога с нищим:
- А как тебя звать?
- Алёша.
- А меня Витя.
- Очень приятно, Витя.
- Сегодня на Мастицкую поедешь?
- А что там?
- А там церковь хорошая.
- Да? Я только приехал, не знаю куда лучше поехать.
- О, на Печерск.
- Что?
- На Печерск.
По утверждению нашего нового знакомого больше всего денег можно заработать на Печерске, однако пробиться туда сложно, и зачастую небезопасно, да и конкуренция там высокая.
Однако и на этом захудалом месте, как оказалось, заработок достаточно приличный. Правда, сам нищий был им доволен не особо. Хотелось больше.
Нищий: "А тут сколько, сто рублей заробиш..."
Заработок сто гривен в день для некоторых нищих кажется маловатым. И это притом, что не надо прикладывать ни умственных, ни физических затрат. Об образовании тут речь вообще не идёт. Достаточно базовых основ арифметики, которые изучают в первом классе.
Самостоятельных нищих можно встретить не так часто. Их практически нет. Они все находятся в рабстве у преступных группировок, или образовали собственный клан, с которым нам ещё предстоит встретиться. Каждому нищему определена обязательная норма дневной выручки. Если норму не выполняешь - следует жестокое избиение. Из собранного самому нищему перепадают жалкие гроши.
Норма обязательной дневной выручки зависит от специализации нищего.
Больше всего подают детям от 6 до 12 лет. Их дневная выручка составляет около 1000 гривен. Далее идут женщины с грудными детьми. Им норма около 800 гривен в день. Зачастую эти дети не родные, а полученные специально для работы - напрокат. Дальше идут нищие с животными, ведь собакам иногда подают охотнее, чем людям. Потом ветераны в камуфляже, на костылях и в инвалидных колясках. Они в состоянии заработать до 400 гривен в день. А обычные здоровые мужики котируются меньше всего - больше 100 гривен зарабатывают не так часто.
Продолжая разговор с нищим Витей, мы узнали, откуда он родом.
Из диалога с Витей:
- А ты где живёшь?
- В Мукачеве.
- Сюда приезжаешь каждый день?
- Да, деньги собираю.
- А ты как, один вообще живёшь?
- Да.
Мы продолжали общаться с Витей, но не могли обидеть невниманием некого инвалида, расположившегося по соседству. Ему только что добрые люди подарили обновку, и ему просто не терпится её примерить. Комментарии здесь излишни.
Нищий Витя: ""Алёша, я приду, я мороженое..."
Вите стало жарко стоять, и он отправился покушать мороженого. Мы же не стали его дожидаться, и перебрались на новое место.
Итак - Лавра. За несколько дней до этого мы обратили внимание, что здесь орудует целая бригада попрошаек. Не задумываясь, загримированный журналист отправился на ту точку. И тут началось.
Из диалога с местным нищим:
- Туда, туда, здесь не надо.
- А почему?
- Потому что, видишь, эти вот мозоли, я здесь 11 лет. Такие просто случаи, когда я один. У нас тут вообще стоит целая бригада. Это просто сегодня нет никого. Такие случаи раз в год попадаются, когда стою один. Может, все выходной себе сделали, на Пасху заработали. Никто не отчитывается. Если подойдут, так ты понимаешь, ты просто тогда будешь бегом отсюда бежать.
- А чего?
- Я тебе ещё раз говорю, потому что тут люди уже десятками лет стоят.
- Ну, так что, вы же не купили этот перекрёсток?
- Не купили, но мы стоим тут, ты понимаешь, это бизнес, понимаешь? Ты пойми!
Сейчас он был один, на костылях, и поддержки ему было ждать не от кого. Поэтому других средств убеждения, кроме как запугивание, у него просто не было. А если неожиданно кто-то из его бригады всё-таки подойдёт, то жёсткого конфликта не избежать.
Из диалога с местным нищим:
- А вы не старший среди них?
- Я вообще старший.
- А сколько вас человек обычно?
- Человек 15.
- Человек 15, и вы сменяетесь, то одни то другие?
- Нет, как когда получается, кто выходит, кто отдыхает, кто там что, кто заболеет, и у нас вот этот угол и Афганская церковь.
Как выяснилось, Киев нелегально поделен на сферы влияния разных нищенских группировок и свою "законную" территорию инвалид отстаивал как мог.
Нищий: "Я тут ещё там внизу стоял, а потом постепенно выжили оттуда. И вот дальше этого угла нельзя. Только те, кто с коробочками стоят. Вот так вот, просить нельзя, раньше ж мы там, на территории Лавры просили".
Это был настоящий, достаточно сильный клан, в котором каждый работал сам за себя. Новеньких тут не жаловали.
Из диалога с нищим:
- А как вы сами зарабатываете, каждый за себя?
- Да, каждый сам на себя работает. У нас такого как среди цыган нету, чтоб на кого-то на цыган работать, каждый на себя работает. Надо, там, что-то скинуться, выпить, - скинулись поровну, кому-то не хватает - в долг даём. Отдают там всё, а так, чтоб кому-то, так это не - каждый сам на себя работает.