Аварии маршруток в Украине: как получить компенсацию пассажирам? [ Редагувати ]
Вообще аварии с маршрутками - явление в Украине довольно массовое. И причин тому - много. Главная из которых тотальная безответственность и перевозчиков, и контролирующих органов. Но наша Евгения Коваленко решила выяснить, права пассажиров в таких ситуациях. На какую компенсацию могут рассчитывать пострадавшие в случае ДТП? И что нужно чтобы перевозчик - покрыл материальные и моральные убытки? Смотрите - далее.
Смертельно опасные маршрутки! Отсутствие контроля и ответственности. Нарушение всех технических норм. Это привычная картина для украинских дорог. И одна из главных причин тысяч аварий. Что делать пострадавшим в общественном транспорте? И возможно ли получить компенсацию за ущерб?
Несколько дней назад Ольга ехала с работы в маршрутке. Но домой на ней - так и не добралась. Водитель выехал на встречку - и врезался в грузовик.
"Произошел сильный удар, вылетели стекла. Действительно были пострадавшие. Спереди сидела девушка напротив меня. У нее было посечено лицо. Удар был очень сильный. действительно это был неимоверный шок", - говорит Ольга Яковенко, пострадавшая в маршрутке.
У Ольги посечены руки и ушиб ноги. На место аварии сразу вызвали полицию и скорую.
"Обработали руки, гематомы сразу не проявились. Были боли, но как-бы ушибы, ссадины", - говорит Ольга Яковенко, пострадавшая.
Тех, у кого были тяжелый травмы, отвезли в больницу. Ольга - отказалась. Обменялась контактами с другими пассажирами. Говорит - билетов на проезд в этой маршрутке ни у кого не было.
"Ничего официально не было взято. Было просто на бумажку записано фамилия, имя отчество. Нашей рукой, номера телефонов и все. Никто с нами не связывался в дальнейшем. Ни о какой компенсации речи не было", - говорит Ольга Яковенко, пострадавшая.
Более того, водитель даже не вернул пассажирам деньги за проезд! Но тогда об этом никто и не думал - были рады, что остались живы, говорит Ольга.
Хотя в таких случаях Можно отсудить у перевозчика компенсацию. Вот только на это - нужно время.
Здравствуйте! Возьмите за проезд. А можно билет, пожалуйста. - Спасибо. Заплатили за проезд - взяли билет, но это правило в наших маршрутках не работает. Пассажиры не требуют, водители - не дают. Хотя в случае аварии билет - это главное доказательство того, что вы действительно ехали в этой маршрутке.
"Ну, подождіть! Я здачу отдаю. Кому треба - ось, розбирайте! А кому не треба, той не бере".
"Я ніколи не беру. Ніхто їх і не предлагає", - говорит Александр пассажир.
"Хто просить - канєшно даєм. Квитки пронумеровані. Обично командіровочні - питають. Постійні київляни не беруть", - говорит Алексей, водитель.
Хотя в случае аварии адвокаты советуют не только требовать билет, но и искать свидетелей, которые подтвердят, что вы ехали именно в этой маршрутке и попали в ДТП. Это все нужно зафиксировать в полицейских протоколах. Сохранять все чеки и медзаключения. Тогда будет достаточно доказательств, чтобы страховая выплатила компенсацию. Но это теория по закону. А вот на практике не все так просто. Часто дело доходит до суда.
"Якщо перевізнки відмовляєтсья надати якісь дані, що дійно це був наш пасажир. Або в нього отам є якісь проблеми зі страхуванням. Другий варіант - це коли страхова компанія каже - да, я вам виплачу гроші. Ось визначений розмір відшкодування. Але банально просто не виплачує ці гроші", - говорит Игорь Липявка, адвокат.
За что же потерпевший в общественном транспорте должен получить компенсацию? Во-первых, за лечение:
"Друга частина - це недоотриманий дохід. В результаті того, що людина потрапила. В неї травма якась, недоотриманий дохід. Третя частина - це недоотриманий прибуток, який може людина недоотримати в результаті навіть того, що вона була на кар'єрному зростанні. Отримала травму, отримала інвалідність. Тепер не може робити кар'єрне зростання", - говорит Галина Третьякова, генеральный директор Украинской федерации страхования.
Также перевозчик должен компенсировать и моральный ущерб. Но даже выиграть суд для потерпевшего - еще не значит получить все компенсации.
"Якщо це приватна страхова компанія, тоді це легко, тому що є судове рішення. І за невиконання судового рішення, можуть накласти арешт. Але якщо це державна установа повинна виплатити гроші, тоді трошки важкувато, тому що ця виплата залежить від державного бюджету", - говорит Игорь Липявка.
Переломом предплечья закончилась поездка Сергея. 6 лет назад он попал в ДТП. У троллейбуса отказали тормоза, и он просто начал катиться назад, съехал с дороги и врезался в столб.
"Люди, которые стояли впереди, на проходе, при ударе полетели назад на меня. И меня затиснуло между этими людьми и поручнем, за который я держался. Это был очень серьезный перелом предплечья. В принципе, в пяти местах кость просто раздробила. Здесь идет лучевой нерв", - говорит Сергей Киселев, пострадавший.
А в придачу еще ушибы и сломанные ребра. Более трех месяцев Сергей был на больничном. Боли беспокоят его до сих пор.
"Вот боль в плече и хруст сустава. Он слышится. Растянулись немного связки, будем надеяться, что операция не потребуется", - говорит Сергей Киселев.
После аварии Сергей собрал все документы: билет и выписки из больницы. Была даже видеофиксация. На место ДТП приехали журналисты. Вот Сергея несут в машину скорой. Вместе с адвокатом он рассчитал причиненный ущерб - 20 тысяч гривен.
"Я подал в суд на компенсацию морального ущерба. Выиграл суд первой инстанции. Потом выиграл апелляционный суд. Отдал документы в исполнительную службу и через пару лет мне исполнительная служба вернула документы и сказала - ну извините, денег нет", - говорит Сергей Киселев.
Компенсацию Сергею не выплатили даже 6 лет спустя! В исполнительной службе сообщили: он в миллионной очереди. И рекомендовали обратиться в казначейство. Но адвокаты советуют не просто ждать, когда выделят деньги. А подавать жалобы в комитет по защите прав человека или обращаться в Европейский суд. Если есть время и желание вести судебную войну за справедливость.