Где учат украинских пчеловодов? [ Редагувати ]
Сегодня православные отмечают Преображение Господне, в народе - Яблочный спас. Встречая осень, святят фрукты нового урожая. А ещё к этому празднику приурочен день пасечника.
Пчеловодство уходит корнями в глубокую древность. Пасеки были и у египетских фараонов. А в Украине журналисты "Подробностей" побывали в школе, где на пчеловодов-профессионалов учат.
Это украинская школа в селе Лемешивка - одна из самых маленьких по количеству учеников. Пока их всего трое. И один учитель - Пётр Гаркуша.
Здесь не заставляют зубрить таблицу умножения, а учат, как собрать побольше мёду. 180 лет назад в этих краях, в Киевской области, открыли первую в Украине школу пчеловодов. Теперь здесь пытаются возродить традиции
В 19 веке школу содержал на собственные деньги знаменитый пчеловод и изобретатель Пётр Прокопович. За 50 лет её существования он передал секреты пчеловодства более семистам ученикам. В основном, в школе учились малограмотные люди и дети крепостных. Профессия тогда позволяла заработать на хлеб насущный. Сейчас уникальный инвентарь пасечника из позапрошлого века хранится в киевском музее пчеловодства.
В 19 веке пчел селили вот в такие ульи. Чтобы достать оттуда мед, надо было выкуривать насекомых серой. Естественно, все они погибали. 14 лет пчеловод Петр Прокопович придумывал вот этот улей, прародитель современного.
Благодаря Прокоповичу, улей теперь - как открытая книга даже для будущих мастеров. Видно, сколько мёда собрали пчелы.
Если в былые времена в школе пчеловодов были тысячи ульев, то теперь и десятку рады. Каждый ученик получил личное наглядное пособие.
Хотя ребята ещё не умеют правильно подходить к улью, зато знают, сколько стоит баночка мёда на рынке. 10-летние ученики уверены: пчелы - это хороший бизнес. Учитель пока не спешит их разочаровывать. Ведь только сахара на одну пчелиную семью на зиму надо купить до 15 килограммов, а если таких семей сотни.
Пётр Гаркуша, учитель школы пчеловодов в Киевской области:
- Як раньше, я знаю по розповіді старожилів, що меду стільки було, що, наприклад, під час війни один пасічник за свій кошт зробив літак для війни. Але порахуйте скільки меду треба було.
Сахар уже давно вытеснил мёд из производства сладостей, с грустью говорит пасечник Пётр Гаркуша. Да ещё и поля медосбора в стране ухудшаются - вместо разнотравья и гречихи теперь пчелы пасутся на рапсовых посевах. Не исключено, что когда-то пчеловодство из прибыльного дела превратится в дорогое хобби.