Европейский транспортный сбор [ Редагувати ]
Европейский опыт. "Подробности" начинают сериал о транспортных сборах в разных странах. Сегодня - материал из Германии, государства, которое считает хорошие дороги своей визитной карточкой. На содержание автобанов и магистралей власти выделяют немалые деньги. В финансировании участвуют и автомобилисты. Так, например, владелец машины с объёмом двигателя 1,5 литра платит, в среднем, больше сотни евро транспортного сбора в год.
Татьяна Логунова, корреспондент:
- 12 тысяч километров скоростных автомагистралей, которые соединяют все крупные города Германии. Минимальная скорость - 60 км в час, максимальная - не ограничена. Автобаны немцы считают не только одним из своих самых удачных изобретений, но и визитной карточкой страны. Поэтому на строительств и содержание дорог - Германия выделяет миллионы евро.
Первые автобаны появились в Германии - ещё в 20-ых годах прошлого века. Но настоящий бум автобаностроительства начался после прихода к власти Адольфа Гитлера. Фюрер, который планировал использовать дороги в военных целях, поставил амбициозную задачу - 15 тысяч километров автобанов. План выполнили всего на треть, с началом войны работы заморозили, и к строительству дорог немцы вернулись уже в послевоенное время.
Сегодня автобаны Германии - это 12 тысяч километров скоростных магистралей, которые соединяют все уголки страны.
Их сооружают по специальному рецепту, как слоеный пирог, из асфальта, щебня и гравия. Такие дороги служат без капремонта 20-30 лет, но и обходятся недешево. Один километр автобана стоит, в среднем, 10 миллионов евро.
Петер Хеттлих, депутат Бундестага, глава комитета по вопросам транспорта:
- Кто финансирует и строит дороги - закреплено в Конституции. Согласно основному закону, все автобаны и федеральные дороги финансирует государство. Каждые 12 лет мы принимаем программу, в которой определяем - какой участок магистрали нужно достроить, какой - пора отремонтировать. И подсчитываем, сколько это будет стоить. В среднем, на дороги правительство выделяет около 8 миллиардов евро в год.
За хорошее дорожное покрытие платят и автомобилисты. Например, покупая бензин. 70 процентов от цены топлива - идёт на содержание автомагистралей. Кроме того, каждый владелец машины раз в год вносит транспортный сбор. Пока сумма зависит от объёма двигателя, но уже с лета сбор будут высчитывать по новой формуле - в зависимости от выбросов углекислого газа.
Клеменс Тешендорф, представитель налоговой службы сената Берлина:
- Идея проста - владельцы маленьких и экологичных машин будут и платить мало, в среднем 100 евро в год. Но если автомобиль мощный, да ещё и загрязняет атмосферу, то и сумма будет соответствующая, вплоть до 300 евро.
Ещё один источник финансирования - дорожный сбор с крупногабаритных машин. Они платят за проезд по автобанам. Сколько проехал грузовик высчитывает специальная элетронно-спутниковая система слежения. Все данные получает компания, которая занимается сбором пошлины.
Клаудиа Штен, представитель фирмы "TollCollect":
- На основе полученной информации мы считаем, сколько должна заплатить транспортная компания. Эта сумма зависит от веса грузовика, от того, насколько он экологичен, и естественно, какое расстояние проехал. Но в среднем, за один километр нужно заплатить 16 центов. Вроде бы, немного, но в год, за счёт этой пошлины, мы собираем более 3 миллиардов евро.
Пока за проезд по автобанам платят только водители грузовиков. Но политики уже не раз намекали - возможно, подобный сбор в будущем введут и для владельцев легковых автомобилей. Эта мера, конечно, будет непопулярной. Но власти надеются, что немцы отнесутся к ней с пониманием. И если им придётся решать - ездить по плохим дорогам, или платить за хорошие, то всё-таки - выберут последнее.
Татьяна Логунова, Вячеслав Фролов, "Подробности", телеканал "Интер".