Станет ли Ирландия локомотивом для Европы? [ Редагувати ]
Руководству Ирландии, к которой с 1 января перешло от Италии председательство в Евросоюзе, в ближайшие шесть месяцев предстоит освоить роль главного переговорщика-замирителя по проекту Конституции для объединенной Европы.
Для премьер-министра Италии Сильвио Берлускони сей груз ответственности, как со всей очевидностью продемонстрировал последний в минувшем году саммит Евросоюза 12-13 декабря в Брюсселе, оказался явно не по плечу.
Партнерам по Евросоюзу тогда так и не удалось преодолеть разногласия по отдельным статьям проекта конституционного акта, в первую очередь в отношении будущей формулы принятия решений в Совете министров ЕС.
Премьер-министр Ирландии Берти Ахерн в связи со вступлением его страны в права председательствующей в Совете Евросоюза уже дал понять, что он не поддерживает возможность разноскоростной интеграции между странами-членами.
После провала брюсселького саммита, от которого ожидали одобрения проекта первой европейской конституции, Франция и Германия, а также поддержавшие их другие страны-основательницы Евросоюза не исключили именно такого вектора развития процесса строительства объединенной Европы.
"Европа о двух скоростях создаст диспаритеты и разногласия, которые, определенно, не будут хороши для европейцев", - заявил ирландский премьер в интервью Би-би-си, высказав в целом решимость продвигать переговоры по спорным статьям проекта Конституции.
По словам Ахерна, на ближайшие шесть месяцев он видит задачу Дублина в том, чтобы "прежде всего убедиться, что уже достигнутый копромисс по ряду пунктов будет прочным". "Затем мы начнем прощупывать почву с другими странами с тем, чтобы увидеть, какого прогресса мы можем добиться по другим темам", - сообщил он, заметив при этом, что предстоит "длительная работа".
Руководству Ирландии, которому надлежит в этой связи организовать многочисленные заседания на министерском уровне по дальнейшему согласованию проекта конституционного акта, предстоит также представить к будущему саммиту Евросоюза в марте в Брюсселе собственную формулу достижения консенсуса.
Между тем, Ахерн уже признался ирландской газете "Санди Бизнес Пост", что у него "такое впечатление", что согласование проекта документа будет невозможно завершить в нынешнем году и его предстоит продолжить в 2005 году.
Еще одной многотрудной для Ирландии задачей по расчистке "авгиевых конюшен" Евросоюза, по мнению наблюдателей, станет разработка к июню нынешнего года проекта финансовой деятельности организации на 2006-2013 годы. Это именно та сфера, где предстоит острая полемика между странами - основными донорами бюджета Евросоюза и теми государствами, которые являются потребителями европейской помощи.
Предстоящее с 1 мая расширение Евросоюза за счет десяти новых членов - Польши, Чехии, Словении, Словакии, Венгрии, Мальты, Кипра, Литвы, Латвии и Эстонии, лишь обострит данный процесс. Очевидно, что эти государства, будучи гораздо менее богаты, чем их партнеры по ЕС, потребуют для себя львиной доли при будущем дележе финансового пирога.
Одним из возможных вариантов решения проблемы при этом может стать увеличение бюджета Евросоюза. Сегодня взносы в единую европейскую казну не превышают одного процента их ВВП, хотя, согласно договоренностям в рамках ЕС, они могут достигать 1,24 процента ВВП.
Тем не менее, Франция, Германия, Великобритания, Австрия, Голландия и Швеция, которые несут на себе основной груз финансового бремени по наполнению бюджета Евросоюза, уже предупредили, что, несмотря на предстоящее расширение, взносы не должны превысить одного процента ВВП.
Такая постановка вопроса, по мнению обозревателей телерадиокомпании Эр-Тэ-Бэ-Эф, может стать для Евросоюза еще более крупным яблоком раздора, чем ломание копий о проект Конституции.
Кстати, именно Испания и Польша, добивающиеся сохранения формулы голосования в Совете ЕС, которая была одобрена в 2000 году на саммите в Ницце и предоставляет каждой их этих двух стран почти равный по сравнению с "большими" государствами политический вес, в первую очередь рассчитывают на оказание финансовой помощи со стороны Евросоюза.
Между тем, помимо предстоящего исторического - в формате "25" - председательства в ЕС, Ирландия связывает также надежду с не менее значительным политическим событием года - организацией в июне саммита Евросоюз-США. До сих пор Вашингтон не дал официального ответа об участии в нем. Руководство четырехмиллионной Ирландии, хотело бы сыграть роль примирителя Евросоюза с США, где проживают 45 миллионов человек, заявляющих о своих ирландских корнях.