Литвин убежден, что Украина обречена внести изменения в Конституцию [ Редагувати ]
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин убежден, что Украина обречена внести изменения в Конституцию. Об этом он сказал, выступая на совместной сессии Секции общественных и гуманитарных наук НАН Украины, Академии правовых наук Украины, Института законодательства Верховной Рады Украины.
Литвин отметил, что Конституция, как основа правовой системы государства может реально выполняться при условии реальной возможности претворения в жизнь ее положений. Однако и до сих пор процесс законодательного обеспечения конституционных изменений не завершен. Он напомнил, что после принятия Основного Закона перед ВР возникла задача принять почти 80 новых или привести в соответствие существующие законопроекты. Он сказал, что на сегодняшний день большинство таких законодательных актов уже действуют, однако осталось принять еще около 30 документов. "Я думаю, если бы мы своевременно приняли все эти законы, в том числе и о Кабинете Министров, у нас не стоял бы сегодня так остро вопрос о внесении изменений в Конституцию", - сказал Литвин, добавив, что если бы было политическое понимание в среде основных политических игроков, тогда можно было бы находить компромиссы и принимать решения на основе действующей Конституции, "но у нас к большому сожалению нет ни первого, ни второго, поэтому мы просто обречены вырабатывать новые предписания, в том числе и конституционные".
Кроме того, он напомнил, что на днях исполняется 8 лет со дня принятия Конституции. При этом он заметил, что только неисправимый оптимист может утверждать, что Украина переступила порог всеобщего благоденствия и демократии, и осталось только заняться справедливым распределением власти в государстве. К сожалению, отметил Литвин, мы все еще находимся в процессе строительства "собственного украинского дома XXI века, консолидированной политической нации и гражданского общества".
Литвин напомнил, что Конституция 1996 года воплотила на то время лучшие достижения отечественной и мировой конституционной мысли, и все заметнее становится ее значение. В то же время, он отметил, что сегодня объективно встал вопрос проведения политической реформы в основе которой - перераспределение полномочий между президентом и парламентом, а также в части формирования правительства. Он также подчеркнул, что "мы должны наконец определиться, какое мы хотим государство - президентско-парламентское, парламентско-президентское или парламентское".
Он отметил, что неопределенными остаются сегодня ответственность правительства и других центральных органов исполнительной власти. Нуждается в реформе и система местного самоуправления, а также судебная ветвь власти. "Действующая Конституция как обруч, который в свое время укреплял государство, и сквозь этот обруч прорастают пагоды новых политико-правовых реалий". Литвин подчеркнул, что сегодня кое-кому хочется свести реформу исключительно к перераспределению полномочий. Хотя большинство остаются сторонниками социальной, экономической, политической стабильности в государстве и понимают необходимость недопущения "застоя, а тем более деградации развития государства". Он отметил, что реалии жизни остро нуждаются в инновациях, демократизации политической системы в целом, гармонизации ветвей власти, укреплении реального народовластия, качественного продвижения Украины на мировой арене.
Он также отметил, что сегодня у большинства граждан Конституция вызывает неоднозначное отношение. Социологические опросы свидетельствуют, что большинство людей считают неудовлетворительным состояние выполнения предусмотренный конституцией их прав. Заложенные в ней положение и нормы, по мнению граждан, защищают лишь интересы олигархов новой политической элиты и кланово-мафиозных групп. Литвин подчеркнул, что когда государство не заботится о своем народе, не думает о его будущем, любые директивные меры направленные на прекращение моральной деградации украинского общества, обречены на провал. Литвин подчеркнул, что необходимо реально обеспечить основное положение Конституции, в соответствии с которым народ является основным носителем государственной власти, по отношению к которому институты власти играют обслуживающую роль.