Провал в ЕС - а Украине что с того? [ Редагувати ]

Эхо конституционного провала в Европейском союзе долетело и до Украины. Эксперты дружно взялись обсуждать европейские перспективы Украины. Мнения разошлись: одни заявляют, что провал Конституции сделает невозможным присоединение к ЕС новых стран, включая Турцию и Украину (или, по крайней мере, значительно снижает шансы на вступление в обозримом будущем). Другие убеждены, что ссора внутри европейского дома на отношениях ЕС с Украиной никак не скажется.
Украинский же официальным политикум после провала референдумов во Франции и Голландии комментировал его как-то очень вяло. Среди смельчаков-первопроходцев в деле предсказания европейского будущего Укрианы оказался (вероятно, добровольно-принудительно - "по должности") глава внешнеполитичесого ведомтсва Тарасюк, который, правда, оценил одно и то же событие с двух взаимоисключающих позиций: "Эта неудача на референдуме в определенной мере затормозит дальнейшие интеграционные процессы, углубление интеграции в рамках самого Европейского Союза", - признал Борис Иванович. И вскоре добавил: "результат референдума во Франции не будет иметь непосредственных последствий для отношений Украины и Европейского Союза". Получется, главный дипломат Украины и сам запутался: провал Евроконституции не скажется на украинской евроинтеграции, и в тоже время затормозит ее...
Несмотря на нерадужные перспективы вступления Украины в ЕС, голладско-французское "нет" может оказать неоценимую услугу украинской власти. Потому как дает железные аргументы на случай провала евроинтеграционного "блицкрига" Украины. Так или иначе, а объяснять почему мы не будем в ЕС ни через пять, ни через десять лет президенту Ющенко придется. Задача осложнялась тем, что объективные аргументы, высказанные, например, не особо дружелюно-настроенной еврокомиссаром по внешним связям и политике европейского соседства Бенитой Ферреро-Вальднер - "спуститься на землю и заняться экономикой" - власть не вряд ли оправдяют. "Завалив евроконституцию" Европа дала украинской власти мощнейший аргумент для оправдания внешнеполитического популизма (чем грешит любая власть, в том числе и нынешняя).
А пророчества об отсрочке евроинтеграции Украины сегодня имеют вполне резонные аргументы. Отказ от Европейской конституции двух стран-основательниц означал отказ той формы Европы, которая предполагает ее "надстройку" (расширение), поломав сам фундамент (нынешнюю правовую базу ЕС). Фундамент исчез. В ближайшем будущем Европейцы будут заняты именно "латанием дыр" внутри европейского дома, а никак не принимать "гостей" в лице новых стран-претендентов. К тому же, маловероятно, что у членов-новичков в ЕС не возникнет подобных проблем с ратификацией Конституции. "Существует опасность резкой остановки процесса расширения в отношении новых членов, поскольку с расширением также связана негативная реакция (тех, кто не одобрил ратификацию Евроконституции)", - признал один из главных разработчиков проекта Евроконституции, экс-премьер-министр Бельгии Жан-Люк Деэн в интервью газете Le Soir. А потом добавил: "Европа вступит в период кризиса, нестабильности и замешательства. Это подобно кораблю без капитана и руля". И это, как вы понимаете, в полной мере касается Украины. Сегодня европейские политики говорят о том, что нужно снаяала помирится самим (создатьь некое "ядро" вокруг которого уже можно будет интегрироваться с новыми государствами). Йошка Фишер заявил о необходимости создания "центра гравитации", а Жак Ширак - о "группе первопроходцев", ясно обзначив, что сейчас Евросоюзу не до гостей. "О вступлении Украины в ЕС в ближайшем будущем не может быть речи", - сказал ведущий эксперт по странам бывшего СССР Центра исследований европейской политики Майкл Эмерсон. Согласно его прогнозу, результатом референдумов по Евроконституции во Франции и Нидерландах станет "замедление в целом" процесса расширения ЕС.
Сегодня Украине предланают довольствоваться статусом "соседа" - нынешние отношения с нами ЕС строит на основе концепнции "Расширенная Европа: новое соседство". Украине (как и Марокко) европейцы предложили участвовать во "всем" кроме (самого главного!) - институтах власти. Безусловно, создание зоны свободно торговли и беспрепятсвенное пересечение границ - это плюс для Украины. Но проблема в том, что Киев считает это "переходным этапом" с целью стать полноправным членом ЕС, а европейцы - считают данный формат сотрудничества с Украиной программой максимум. Помните, как в 91-м мы тоже "недопоняли" идею создания СНГ, считая ее цивилизованным разводом (а оказалось "разводом"). Если и раньше ЕС не собирался допускать Украину "на политическую кухню" для принятия решений, то при нынешних разногласиях европейцы не рискнут пригласить Укриану. "Принятие или неприятие Конституции ЕС никак не влияет на перспективы вхождения Украины в ЕС, потому что пока еще таких перспектив в ближайшем будущем просто нет", - считает председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний. Подобную мысь высказывает директор Европейского института во Флоренции Ив Мени: "Если говорить о дальнейшем расширении ЕС, Румыния и Болгария уже на добром пути, они должны проскочить. Затем встанет вопрос Турции, Украины, Балканских государств. В этих случаях, говоря по совести, я не вижу, как результаты референдума во Франции могут позволить их вступление", - считает он.
С другой стороны, не исключается, что от идеи Конституции, единой внешней политики, президента Европейского Союза попросту откажутся. И ЕС вернется к своему первичному - чисто экономическому проекту. В этом контексте Украине стоит активнее настаивать на выгоде не для себя - для действительных уже членов ЕС развивать с Киевом тесное экономическое сотрудничество. Учитывая лондонский взгляд на ЕС, есть смысл попытаться запустить перспективные экономические проекты, суметь убедить Европу, что Украина - именно выгодный, полезный партнер с привлекательными рынками. Пока Европа будет выбирать свой путь, Украина могла бы (если бы сумела) заложить экономический фундамент под свою возможную подачу кандидатуры.
Вот только опыт нашей черноморской соседки - Турции, которую ЕС ставит нам в пример, не очень вдохновляет. Подав заявку на членство в Евросоюзе еще в далеком 87-м, Турция по прежнему находится за бортом Союза. Почему? По экономическим показателям она опережает Грецию и Португалию на момент их вступления в ЕС, с нынешними кандидатами тоже могла бы потягаться и еще фору дать. Но Турция - не своя, не европейская по духу, и этим все сказано. Если на минуту отвлечься от экономики, то совершенно очевидно, что нынешний Евросоюз, несмотря на достигнутый уровень интеграции, все еще не сформировался как некое единство (он вовсю ищет свою "европейскую идентичность") и пока просто не в состоянии переварить мусульманскую страну в своем составе. Так что экономика здесь не при чем, а проблемы с правами человека в Турции - просто повод для вежливого ("цивилизованного") отказа.
Пока европейские чиновники, комментируя последствия провала Конституции, акцентируют внимание вовсе не на проблемах расширения ЕС, об этом они почти не упоминают. Вероятно, к вопросу о перспективах европейской интеграции Украины европейские чиновники вернутся уже после предстоящего визита в Киев высокого представителя ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы.