Украинский Drang nach Osten, или "Геть від Москви!" [ Редагувати ]

И снова скандал. И снова он связан с украинско-российскими отношениями. Только теперь инициатор не Россия, а якобы Секретариат Президента Украины.
В субботу директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины Александр Сушко на страницах авторитетного еженедельника "Зеркало недели" фактически обвинил СП в разработке документов, противоречащих национальным интересам нашей страны. В частности, Сушко утверждает, что внешнеполитическая служба СП рекомендует Президенту и Кабмину ни много ни мало отказаться от самостоятельной политики и вернуться в фарватер России. В тот же день заместитель госсекретаря Маркиян Лубкивский в эфире "5-го канала" убеждал ведущего и всех-всех-всех, что "такие документы в Секретариате не разрабатывались" и что "это полный абсурд".
Тема постреволюционных отношений Киева и Москвы останется "горячей" как минимум до апреля 2006 года - выборы в Раду в марте и формирование нового правительства в течение последующего месяца представляют для Кремля огромный интерес, сами понимаете. Поэтому позволим себе еще раз окинуть взглядом основные вехи украинско-российских отношений за последние почти 9 месяцев. Что же нового родилось в политическом диалоге Украины и России за этот символический срок?
Буря и натиск
21 ноября 2004 года в Украине разразилась буря. Она стремительно переросла в политический кризис, и лишь намного позже она очень медленно трансформировалась в избрание Президентом Украины Виктора Ющенко. Отечественные и зарубежные издания в один голос заговорили о великом украинском "повороте на Запад" и выходе на новый, прагматичный уровень отношений с Российской Федерацией. (Помнится, подобные размышления звучали и в 2000-ом году. Только относились они как раз к самой России, где тогда проводились "выборы Путина". Однако в 2004-ом об этом уже никто не говорил.)
24 января 2005 года новоизбранный Президент совершает молниеносный визит в Москву. На фоне уверенного в себе, мучаемого болями, но держащего спину прямо Ющенко непривычно ссутулившийся и так невысокий Путин выглядел откровенно растерянно. Тогда казалось: еще чуть-чуть - и русский медведь, уже ослабивший свою хватку, окончательно выпустит Украину из своих лап. Почувствовав это, новоназначенная и.о. премьер-министра Юлия Тимошенко с первых дней (пока Ющенко ездил по заграницам и принимал поздравления) организовала солидный натиск на российские интересы в Украине.
Правительство разворачивает активную деятельность на ниве реприватизации, пытается подвести под уже начавшийся процесс законодательную основу. Реприватизация так или иначе затрагивала интересы многих российских компаний, к мнению и советам которых чутко прислушиваются в Кремле. Это во внутренней политике. В политике внешней снова был поднят вопрос о статусе Черноморского флота РФ. Украинская сторона выразила намерение "заштопать" правовые дыры в соглашении о временном пребывании ЧФ в Крыму. И еще - забрать у россиян средства навигационно-гидрографического обеспечения, ибо жить по принципу "маяки - ваши, ответственность за безопасность судоходства - наша" Украине наконец-то надоело.
На мой взгляд, самый значительный прорыв во внешнеполитических отношениях на евроатлантическом фронте. 21 апреля затяжная с осложнениями "беременность" второстепенными договорами и конвенциями закончилась рождением Интенсифицированного диалога Украина-НАТО. Наша страна сделала первый шаг ко вступлению в Североатлантический альянс. На что Россия прореагировала, кстати, очень спокойно: дескать, выбирать себе партнеров - это суверенное право каждой страны. Наверное, в Белокаменной думают, что дальше этих многообещающих деклараций дела не пойдут.
Как не пойдут дела и в обновленном ГУУАМе, который, потеряв одного члена, превратился в ГУАМ. Кишиневский саммит организации состоялся в конце апреля. На нем были выдвинуты украинские инициативы по урегулированию приднестровско-молдавского и других "замороженных" конфликтов на территории СНГ, что не могло не вызвать саркастическо-издевательской реакции РФ: мол, ну попробуйте, а мы посмотрим, как это у вас получится и посмеемся.
В общем-то, первый квартал 2005-го года прошел под негласным лозунгом украинского классика "Геть від Москви!". Однако, по большому счету, каких-либо суперзначительных результатов во внешней политике, которые бы наглядно его подтвердили, достигнуто не было. Все происходило на эмоциях, поддерживаемых духом Майдана. Наверное, именно из-за них мы даже самый минимальный успех Тарасюка сотоварищи в отстаивании национальных интересов воспринимали как великую победу; а самый незначительный просчет Лаврова и К. расценивали как разгромное поражение. А если посмотреть трезво, то становится ясно, что это был рутинный, ничем не примечательный процесс перевода украинско-российских отношений из сферы межличностных и межклановых в сферу международных, как его охарактеризовал Валерий Чалый, директор международных программ Центра Разумкова.
Федерация наносит ответный удар
Однако Россия очень быстро пришла в себя. Для страны, пережившей Наполеона, Ленина и Гитлера, какая-то там "оранжевая революция" в соседнем государстве - не настолько большая неприятность, чтобы впадать в вековую депрессию. Первый удар Федерация нанесла уже в конце марта - начале апреля, обратившись к проверенному способу закручивания нефтегазовых краников. Начали с нефти, спровоцировав бензиновый кризис, последствия которого украинские водители чувствуют на себе до сих пор. Правительство, уже вкусившее плод более-менее самостоятельного принятия решений, долго не хотело сдаваться, но в конце концов пошло на уступки российским нефтетрейдерам в Украине.
Под шумок и суматоху бензинового переполоха россияне еще и высадили самый настоящий военный десант на крымское побережье. 23 марта большой десантный корабль "Николай Фильченков" российского ЧФ пересек государственную границу Украины и начал высадку на морской десантный полигон в районе Феодосии личного состава и техники батальона морской пехоты. Инцидент пресс-служба ЧФ РФ связала с технической недоработкой, а Виктор Ющенко - с традиционной "аляповатостью" служивых обоих стран. Тем не менее, многие украинские обозреватели отметили, что уж слишком притянутыми за уши оказались объяснения происшедшего.
Но об этом довольно быстро забыли - назревали куда более интересные события. 20 мая Государственная дума России поручила своей делегации инициировать рассмотрение в ПАСЕ вопроса о нарушении демократических норм в Украине - Януковича и Шуфрича обижают видите ли... Неплохо высказался по этому поводу российский советник Ющенко Борис Немцов: "Это все равно как если бы Северная Корея боролась бы за права человека в России". И хотя резолюция об ущемлениях прав украинской политической оппозиции в ПАСЕ с треском провалилась (в июне подписи под ней поставили лишь 12 депутатов из 600), в какой-то степени Россия своего добилась. Она ясно дала понять всем до сих пор сомневавшимся и еще на что-то надеявшимся: дескать, мы проиграли битву, но не войну; выборы-2006 не за горами, и вы знаете, кого мы на них поддержим.
Следующим конфликтным моментом в украинско-российских отношениях вновь стала проблема природных топливных ресурсов. 6 июня Москва начала самую настоящую "газовую" атаку на Киев. Вдруг выяснилось, что из украинских подземных газохранилищ исчезло то ли 7,6, то ли 7,8 миллиардов кубометров газа. Потом откуда ни возьмись появились разговоры о необходимости повышения цены газа для Украины. В развитие темы "вдруг" возникла безотлагательная нужда провести ревизию большинства украинско-российских договоров о поставках газа, заключенных уже давно и еще надолго. Естественно, газовый пресс связали с попытками Путина показать украинцам, что кнутом он владеет не хуже Индианы Джонса. Это предположение. А вот то, что сразу вслед за скандалом повысились цены на газ для населения - это уже факт.
Последним на сегодня агрессивным движением России в сторону Украины стал комментарий Департамента информации и прессы МИД России от 13 июля. В нем, среди прочих интересных вещей, говорилось следующее: "правовой статус острова Тузла остается неопределенным, хотя в настоящее время юрисдикция над этой территорией осуществляется Украиной". В ответ украинский МИД выдал свой гневный комментарий. На этом писульки вроде прекратились. А проблема Керченского пролива осталась. Все довольны.
Очевидно, что во втором квартале 2005-го года инициативу в двухсторонних отношениях перехватила Россия. А в украинском политикуме начался плавный, порою совсем незаметный "дрейф нах остен". Российская же политика напомнила мне маятник: то ее на экономические меры давления потянет, то на политические - и обратно. То есть после Тузлы нам снова следует ожидать каких-либо экономических ходов Кремля. Кстати, есть одна идея: относительно скоро в Украине начнется сбор урожая; хороший повод еще раз предметно поговорить о поставках российской нефти на украинские НПЗ...
Борьба за Россию
После победы Ющенко, побегов бывших чиновников в Россию и частых визитов Януковича в Белокаменную стало понятно, что Кремль сдаваться не намерен. Об этом говорил также и тот факт, что на своем месте остался и остается до сих пор глава Администрации Президента РФ Дмитрий Медведев - лично ответственный за внешнюю политику России в отношении Украины (и, соответственно, ее провал в 2004-ом году). После визита в Москву Натальи Витренко и Дмитрия Корчинского, их встреч с Медведевым, а также провозглашения курса на "конструктивную оппозицию" Партией Регионов и Трудовой Украиной стало понятно, что за честь быть поддержанным Россией на выборах-2006 развернется нешуточная конкурентная борьба. После поездки в Москву Петра Порошенко и его активной роли в создании комиссии Ющенко-Путин вроде бы стало понятно, кто в украинской власти будет курировать российское направление внешней политики. И день ото дня это понимание все более крепло.
И вот, если верить Сушко, такая неожиданность с Зинченко. Александр Александрович мы от Вас такого не ожидали. С другой стороны, ничего неожиданного: еще на посту руководителя избирательной кампании кандидата Ющенко функционер Зинченко отвечал, в том числе, и за связи с Россией. А предложенные им в январе этого года структура и функциональные обязанности Секретариата Президента вообще и его внешнеполитической службы в частности с самого начала вызывали немало нареканий. Неужели они оказались полностью справедливыми?
Похоже, "борьба за Россию" разворачивается не только в среде оппозиции, но и в самой власти. И это в то время, когда Тарасюк с Рыбачуком, получив поворот от европейских ворот в начале года, сегодня молча делают свое дело. Плохо ли, хорошо ли они его делают - другой вопрос. Но почему-то никто из них не был замечен в каких-либо крупных скандалах. Хорошо еще, что пока этот скандал остается внутренним, внутриполитическим. А если завтра информация подтвердится? Срам и стыд на всю Европу.
Может именно для того, чтобы нивелировать возможные негативные тенденции на Западе Ющенко намерен подписать указ об усилении роли Министерства иностранных дел в координации внешнеполитических инициатив органов украинской власти.