The Guardian: Оранжевая революция превратилась в синюю [ Редагувати ]
На этой неделе президент Украины Виктор Ющенко оказался между молотом и наковальней: пост главы правительства, скорее всего, достанется одному из двух его главных противников, пишет Том Парфитт в британской The Guardian.
Партия бывшего премьер-министра Виктора Януковича, ушедшего в отставку всего 15 месяцев назад в результате Оранжевой революции, которую возглавил господин Ющенко, по результатам парламентских выборов в прошедшее воскресенье должна получить больше всего голосов, что дает ему серьезные основания претендовать на премьерское кресло. Блок Юлии Тимошенко, союзницы Ющенко в период Оранжевой революции, которую он позднее уволил с поста главы кабинета, судя по всему, прочно занимает второе место. Подобный результат позволяет ей, в случае создания коалиции, диктовать партнерам свои условия и даже вновь потребовать для себя премьерское кресло. Партия самого президента в выборной гонке пришла только третьей.
На этой неделе переговоры о воссоздании оранжевой коалиции уже начались, хотя господин Ющенко дал понять, что не собирается принимать никаких решений в спешке. Его осторожные заявления позволяют предположить, что "брак по расчету" между его блоком и пророссийской партией господина Януковича также не исключатся.
"Оранжевое" восстание, вызванное фальсификацией результатов президентских выборов 2004 года, породило оптимистичные надежды на "светлое будущее" страны, вставшей на путь западной ориентации. Однако склоки между победителями и экономические неурядицы очень скоро вызвали разочарование и раскол в обществе.
Господин Янукович нажил политический капитал на несчастьях своих гонителей, сохранив при этом поддержку своих твердых сторонников на русскоязычном юге и востоке страны. Во вторник, по итогам подсчета 80% бюллетеней, его Партия регионов получила 30,4% голосов, партия госпожи Тимошенко - 22,9%, а блок господина Ющенко "Наша Украина" - 15,1%.
По закону, новый парламент должен собраться на первую сессию в течение месяца после публикации официальных результатов выборов, затем ему дается еще месяц на формирование большинства, а в течение третьего месяца должно быть образовано правительство.
Хотя для президента союз с господином Януковичем станет личным унижением, его можно будет подать как шаг в сторону национального примирения в условиях глубокого раскола в обществе.
Что же касается госпожи Тимошенко, сторонницы государственного вмешательства в экономику, то сотрудничать с ней господину Ющенко, после их прошлогодней ссоры, возможно, будет даже труднее. В сентябре прошлого года, после того, как высокопоставленные правительственные чиновники начали публично обвинять друг друга в коррупции, и госпожу Тимошенко уволили с поста премьера, она - вместе с партией - ушла в оппозицию. В недавнем интервью Guardian она исключила любое сотрудничество с партией господина Януковича.
Крупная победа, одержанная Партией регионов, возможно, позволит ей изменить прозападный курс страны, не допустить ее вступления в НАТО и вновь развернуть Украину в сторону России. Впрочем, конечный исход выборов зависит от интенсивного "торга" между тремя главными партиями, который может занять не одну неделю. Господин Ющенко, проголосовав в Киеве, пообещал, что его блок немедленно начнет переговоры о создании коалиции с бывшими союзниками. Он заявил, что, какими бы ни были результаты выборов, внешнеполитический курс Украины останется неизменным.
Господин Янукович старался избегать заявлений о том, что ориентация страны изменится, если его партия получит большое количество мест в парламенте. "Европа будет поддерживать Украину, а Украина будет строить взаимовыгодные отношения со всеми странами, в том числе странами Евросоюза", - отметил он, выступая на избирательном участке.
В Симферополе, столице русскоязычного Крыма, сторонники Януковича, отправляясь в воскресенье на избирательные участки, были настроены оптимистично. "Янукович получит солидный процент голосов и тогда ситуация, наконец, изменится к лучшему, - заметил тридцатилетний Сергей Годунов, работающий на ликеро-водочном заводе. - Мне надоел постоянный кризис. Все, что мы видим после так называемой "революции" - это рост цен и падение уровня жизни".