Украинцы в Румынии не чувствуют поддержки исторической родины [ Редагувати ]
Более 60 тысяч украинцев живут в Румынии. Чьи-то родственники переехали сюда еще во времена Екатерины Второй, а чьи-то - после Второй мировой войны. Тогда советские вожди передали часть земель Румынии. Из 120 украинских школ сейчас там работает только одна. В то время как в Украине действуют около 100 румынских. Но, в то же время, Румыния - едва ли не единственная страна, конституция которой предусматривает квоты для избрания украинцев в парламент. Как строят свою маленькую Украину в Румынии, знает Лариса Задорожная.
Земля - румынская, душа- украинская. Здесь - особая география. Пять сел украинских, потом одно - румынское, и снова украинские. И так на многие километры.
Название говорит само за себя. Перефразируя Пушкина, "здесь украинский дух, здесь Украиной пахнет".
Украинский они слышат с колыбели. Дома говорят только на нем. Имена здесь колоритные - буковинские: Фразина, Еусебий, Калина. Когда в Негостынной играют свадьбу, сразу понятно - румынских традиций тут мало.
Еусебий Фрасенюк, житель с. Негостынна:
- Співають співанки з моменту заручин, коли шиють вінок, коли йдуть в церкву. Тільки українські пісні.
Но так было не всегда, - говорит Еусебий Фрасенюк. Почти четверть века его заставляли говорить только на румынском. Во время коммунистического режима Чаушеску на все сине-желтое - табу. Украинцы должны были раствориться в румынской нации. Власти закрыли около 120 украинских школ.
Тиса во времена железного занавеса разделила не только страны, но и семьи. Когда на румынской стороне рождался ребенок или гуляли свадьбу, танцевали прямо у реки. Семья с другой стороны Тисы приходила на свой берег и тоже пускалась в пляс. Вот так и веселились, разделенные водой.
Службы только недавно так начали звучать. Украинская церковь тоже была под запретом. Прихожан сейчас, правда, стало меньше. Если в 48-м украинцев в Румынии было около миллиона, то, по последней переписи населения, - 64 тысячи. Многие называют себя румынами. Не выдерживают быть "вечными иностранцами".
Степан Бучута, председатель союза украинцев в Румынии:
- Після революції 90-го року заснувалися якісь школи на українській мові. Але вони скасувалися завдяки населенню. що не хотіло лишати в школі дітей. Родичі, які були виховані при Чаушеску - на румунській мові. Вони вже не є зацікавлені, щоб здати дітей на українську секцію. щоб всі предмети вивчали українською.
В селах, где живет много украинцев, в школах язык и литература только 4 раза в неделю. В библиотеке - почти раритеты. Книжки из прошлого. Например, советская энциклопедия. Шутят, не хватает Маркса и Энгельса.
Анна-Мария Штецкая, учитель украинского языка школы с. Реметы:
- Я б хотіла не тілько одного. Українку, Коцюбинського. Панаса Мирного. У нас таких книжок зовсім немає. але ми їх твори вивчаємо.
Почти все книжки по программе Анна-Мария приносит из дому. Среди новых изданий - только "Кобзарь" Шевченко. Заботы этнической родины о диаспоре здесь, в селе Реметы, не ощущают. О своем, национальном, привыкли заботиться сами. Если румын женится на украинке, он обязательно начинает учить украинский. Мода на "сине-желтое", говорят здесь, точно никогда не пройдет.