Януковичу - три [ Редагувати ]

Со дня инаугурации четвертого президента независимой Украины миновало три года. Успехи в укреплении основ и расширении полномочий власти главы государства несомненны. Но во многих других направлениях динамика изменений похуже – набрать обещанные когда-то темпы реформ и модернизации Банковой все еще не удалось.
В ходе прошедшего 22 февраля "Диалога со страной" Виктор Янукович, рассказывая гражданам о нынешних реалиях, неоднократно употреблял уместную предпраздничную фразу: "На протяжении последних трех лет…". И хотя сам формат не столько пресс-конференции, сколько телемоста с регионами не позволял провести широкомасштабное сравнение "как было и как стало" в прямом эфире, подчеркиваемые главой государства достижения привлекали внимание. Президент прямо или вскользь упоминал о росте социальных стандартов, экономических успехах, запланированном энергетическом прорыве, не забывая и о "любимце" украинских политиков – Евро-2012. Но все же, если сравнивать с громадьем планов образца 2010 года – к началу 2013-го некоторые свершения, "несвершения" и "недосвершения" продолжают вызывать вопросы.
За три года президентского правления большая часть весомых преобразований в стране коснулась внутриполитической структуры управления. Вертикаль власти изменилась почти до неузнаваемости. Собственно, именно это и включалось в число первоочередных целей новой власти. "Я знаю, что и как следует сделать. В первую очередь - возобновить систему эффективного государственного управления. Мы должны быстро создать дееспособную исполнительную власть, которая безотлагательно займется наиболее уязвимыми отраслями экономики и социальной сферы", - говорил Виктор Федорович во время своей инаугурационной речи. Для того чтобы добиться обещанного в целом, правящему лагерю понадобилось около года. Формирование коалиции по "тушечному" принципу, создание первого Кабмина Николая Азарова в пропрезидентских позициях которого не возникало сомнений, отмена политреформы 2004 года, местные выборы, первый этап административных "перетряхиваний" – к декабрю 2010 года украинский политический ландшафт серьезно изменился.
С течением времени сокращение полномочий парламента и уменьшение действенной роли оппозиции начало приводить к тому, что Верховная рада остановилась за полшага до "не места для дискуссий" по российскому образцу. С другой стороны, постепенная перетасовка кадров вплоть до создания "Правительства Азарова. 2.0" зафиксировала и подвижки в распределении сфер влияния внутри властной системы – нередко в пользу ближайшего окружения Виктора Януковича и членов его семьи. Однако об окончательной и бесповоротной стабилизации властной системы к февралю 2013 года пока говорить нельзя. Коррективы внесли-таки парламентские выборы. Создать незыблемое и, по возможности, единоличное парламентское большинство (не говоря уже о конституционном) Партии регионов не удалось. Кроме того, "Битва за персональное голосование" показала, что обновленный состав оппозиции может создавать "большевикам" некоторые проблемы. Впрочем, признаков особой демократичности в начале работы парламента VII созыва власть имущие не видят. "В развитых странах мира уже нет такой экстремистской политики со стороны оппозиции... В том обществе, к которому мы стремимся, нет такого", - возмущался президент на пресс-конференции.
В феврале 2013-го основные претензии к затяжному блокированию трибуны (помимо того, что недавние поправки к регламенту ограничили эту практику) заключались в подчеркивании невозможности дальше вести Украину путем реформ – навстречу Евросоюзу, например. И нужно заметить, что за три года правления Виктора Януковича курс на реформы и модернизацию прошел непростой и не настолько длинный, как ожидалось, путь. Значительная часть торжественно запущенных в 2010 году инициатив или требовали доработки "по живому" (как в случае с затяжным принятием Налогового кодекса, который с тех пор регулярно "дотачивается), или остановились после первого этапа (как пенсионная и административная реформы), или вступили в силу частично (как широко разрекламированный новый УПК), или вынуждали отката назад в ряде направлений, а местами даже признавали неудачными в целом (как это случилось с объединением некоторых министерств или с той же судебной реформой). В промежуточном итоге уже западные партнеры Украины регулярно напоминают о том, что реформы реформировать можно и побыстрее. Власти же склонны объяснять затяжное промедление комплексом факторов, среди которых нашли свое место и необходимость в первую очередь решать насущные проблемы, и (вполне предсказуемая) неготовность идти на совсем уж непопулярные меры, и "болезнь исполнителей". В ходе последнего пока по счету заседания комитета по экономическим реформам президент жестко критиковал политику правительства. В других случаях виновники происходящего находятся несколькими "этажами" ниже. "Антикоррупционный закон мы приняли всего два года назад. Имплементация этого закона блокируется почти на всех уровнях: остались старые привычки, желание и дальше находить источники богатства", - так глава государства объяснял затруднения в одной из самых значимых сфер.
Проблемы с реализацией реформ вступают в некоторое противоречие не только с былыми предвыборными обещаниями нынешнего президента, но и общей стратегией власти. "Вот почему я не просто призываю, а убежден, что избиратели будут поддерживать только тех политиков, которые несут для людей что-то конкретное. Не шлепают языками, кто кого больше перешлепает, а несут Украине некоторые блага", - подчеркивал гарант Конституции 22 февраля. Впрочем, "что-то конкретное" в Украине нередко именно так и воспринимается. А с точки зрения ряда экономических показателей годы правления Виктора Януковича действительно отличаются ростом "некоторых благ".
Приход к власти в посткризисные времена, с одной стороны, добавляет новые условия в задачу по развитию отечественной экономики, но с другой – предоставляет приятное основание для сравнений. И сравнение, в самом деле, выглядит привлекательно. Так, по итогам 2009 года номинальная средняя зарплата в Украине составляла 1906 гривен, а на конец 2012-го – уже 3026 гривен. Росли соцстандарты (о чем не забывает напомнить президент): минимальная зарплата увеличилась с 869 гривен (на январь 2010-го) до 1147 гривен (на январь 2013-го), минимальная пенсия соответственно – с 695 гривен до 894-х, увеличивались прожиточный минимум, стипендии, выплаты "детских" денег. "В 2012 году мы подняли заработные платы и пенсии приблизительно на 15%. Если мы каждый год будем поднимать на 15% социальные стандарты, у нас будет успех", - констатировал Виктор Янукович во время общения со страной. Но, следует учитывать, что такие повышения бюджету даются очень тяжело. И в целом плотно заняться "социалкой" власти еще только планируют. "Следующий, 2013 год, должен стать годом развития и социальной справедливости. Все ветви власти должны обеспечить максимальный социальный эффект от экономического роста и правовых преобразований", - обещал глава государства в своем новогоднем обращении.
Экономика страны переживает не лучшие времена. В сравнении с ямой 2008-2009 экономические показатели выглядят относительно неплохо. Тот же ВВП по итогам 2009-го упал на 15 процентов, а в 2012 – вырос, но всего на 0,2 процента по предварительным подсчетам Минэкономразвития (при этом в 2010 и 2011 годах наблюдался рост в 4-5 процентов). Приостановился и рост инфляции, но проблемы на внешних и внутренних рынках, трудности с темпами роста промышленного производства и увеличение государственного долга не внушают особого оптимизма. Один Евро-2012 принципиально Украину не выручил, да и зарубежные инвесторы, вопреки надеждам, в очередь не выстраиваются. В принципе, ряд преобразований (и налогового характера, и дерегуляционного) привели к тому, что за три года украинские позиции в международных рейтингах экономических свобод и легкости ведения бизнеса несколько укрепились. В конце 2012-го Кабинет министров и Банковую особенно порадовало поднятие на 15 ступенек в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Достижение не самого почетного 137 места настолько вдохновило власть имущих, что Виктор Янукович поставил перед Николаем Азаровым задачу за год переместить Украину в первую сотню списка. Но перспективы для такого скачка пока просматриваются плохо.
Попытки хоть немного откорректировать правила игры не меняют того факта, что Украина по-прежнему критично зависима от внешнего рынка и от внешних заимствований. За годы правления Виктора Януковича совокупный (государственный и гарантированный государством) долг Украины существенно вырос: с 39,7 миллиарда долларов (почти 67 процентов из которых составлял внешний долг) до 64,5 миллиарда (внешний – без малого 60 процентов). И этот рост может продолжиться. Во всяком случае, сейчас ведутся переговоры о возобновлении программы сотрудничества с Международным валютным фондом. К слову, именно МВФ в 2013 году Украина должна вернуть значительную часть пиковых на сегодня выплат – из около 9 миллиардов долларов свыше 6 миллиардов предназначено Фонду.
Возвращение к взаимодействию с МВФ входило в число первоначальных целей новой власти. Достичь этого получилось достаточно быстро, и первый транш нового кредита Украина получила уже летом 2010 года. Вот только следующее вливание в декабре того же года оказалось последним – программа эпохи Азарова-Януковича реализовывалась почти по тому же сценарию, что и времен Тимошенко-Ющенко. Затруднения вызывал схожий комплекс причин: особенности монетарной политики, солидные дефициты бюджетов, неспособность разрешить проблемы стабильного наполнения Пенсионного фонда без солидных госбюджетных вливаний и финансовой неустойчивости НАК "Нафтогаз України".
Еще одной долгоиграющей особенностью правления четвертого президента стала невозможность в короткие сроки решить "газовую" проблему. Первый этап потепления отношений с Россией обернулся спорным "харьковским пактом". Принципиально дальше переговоры за три года не зашли. О том, что контракты 2009 года его вполне устраивают, руководство Газпрома рассказало еще в первые дни нового президентства. С тех пор позиция Москвы не изменилась. Украина же продолжает рассматривать различные варианты: от "частичного присоединения" к Таможенному союзу до обновленного консорциума, который получит в аренду отечественную "трубу". Однако параллельно власть предержащие плотнее занялись проблемой диверсификации: в конце 2012 года Киев договорился о небольших реверсных поставках "голубого топлива" из Европы, а также намеревается серьезно увеличить собственную добычу (как на шельфе Черного моря, так и сланцевого газа); размышляет о строительстве LNG-терминала и все активнее использует уголь. Но до полноценного освобождения от "газового ига" пока еще далеко. Особенно в ситуации, когда россияне не спешат идти навстречу.
Ненамного активнее переговоров с Москвой развивается и сотрудничество с западными партнерами. Вступая в должность, Виктор Янукович заверял, что подписание Соглашения об ассоциации (со "встречными" Зоной свободной торговли и программой достижения безвизового режима) не за горами. "Для Украины европейская интеграция – это ключевой приоритет внешней политики, а также стратегия осуществления системных социально-экономических реформ", - пояснял президент в ходе своего первого зарубежного визита – символичной поездки в Брюссель. "Мы договорились, что та дорожная карта (по безвизовому режиму, - "Подробности"), которая будет составлена, она будет выполнена уже в ближайшее время, то есть в этом году", - уточнял он. На деле запланированные мероприятия полностью не реализованы до сих пор.
Стремительное обновление дружбы с Евросоюзом на практике обернулось тем, что только в 2012 году текст Соглашения об ассоциации был не без затруднений парафирован. На сегодня главной надеждой Киева остается подписать его в ноябре 2013 года – иначе есть риск, что "воспитание" Украины перестанет входить в число европейских приоритетов…
По словам представителей евростороны, проблемы с интеграцией у команды Виктора Януковича возникли по нескольким причинам: из-за торможения реформ; несовершенства избирательного законодательства и выборочности юридических практик. Образцово-показательная борьба с коррупцией, которая приняла форму прицельного уголовного преследования ряда видных оппозиционеров и некоторых высокопоставленных чиновников времен правления Юлии Тимошенко, не прошло незамеченной. Юрий Луценко и Юлия Тимошенко превратились в символы своеобразия работы украинского правосудия в глазах всего мира. Впрочем, демократическими успехами "трехлетка" Януковича похвастаться и не может. В противовес некоторым успехам на экономическом поприще, в других рейтингах – оценивающих уровень свободы слова и демократичности общественно-политической среды – Украина проседает. Парламентские выборы 2012 года многие зарубежные наблюдатели откровенно называли "шагом назад". С другой стороны, стремительного "одемокрачивания" Виктор Янукович, выходящего за рамки "Буду защищать конституционное право граждан на свободное изъявление своих взглядов и убеждений", и не обещал. "Те разногласия, которые есть во взглядах между Украиной и Европейским Союзом, они вполне естественны", - таково президентское мнение образца 2013 года. И все же при этом обещанные капитальное преобразование действительности, экономические свершения, всеобъемлющие реформы и благоденствие для всех еще требуют достижения. Для того, чтобы попытаться создать "Украину для всех людей" у Виктора Януковича еще есть 2 года. Как же он ими распорядится?