Чем европейцам не нравится Конституция? [ Редагувати ]

Европейцы в полной растерянности. После двойного "нет" на референдуме - против единой Конституции ЕС высказались французы (55%) и голландцы (61,6%) - перспективы дальнейшего развития Европейского Союза выглядят весьма туманно. Западная пресса уже окрестила сегодняшнюю ситуацию "политическим землетрясением Европы" и "клинической смертью ЕС". При таком раскладе шансы Украины на вступление в Евросоюз существенно снижаются. Европе будет не до расширения, Европа будет занята поиском выхода из "правового тупика". Ведь для имплементации Конституции ее должны утвердить все 25 государств-членов ЕС. Чем же европейцам не понравился проект Основного закона ЕС? Как изменяет этот увесистый (объемом в 333 страницы) документ жизнь Европы?
Большинство из тех, кто сказал "нет" на референдуме, аморфно - эдакая смесь антилиберальных, антиамериканских настроений, протеста против иммигрантов с Юга и особенно с Востока, тошноты от брюссельской (нет, не капусты) космополитической бюрократии, объявления войны польским конкурентам и балтийским хищникам, не забывая и о традиционных турецких "захватчиках". Весь этот брюссельский винегрет имеет лишь один единый, но весомый ингредиент - Западная Европа не желает жить в одном государстве с восточными соседями. "Я пока еще (!) не безработный", - сказал комиссар по расширению Олли Рен, отвечая на вопрос, не означает ли "двойное нет" то, что Европейский союз закроет свои двери перед новым членами.
Есть еще более серьезное обстоятельство: те же самые фобии, на которых держится народное "нет", демонстрируют и официальные сторонники "да". Разве не президент Ширак во время ссоры из-за Ирака надменно заявил, что у стран Восточной Европы есть только одно право - "помалкивать"? Извечная мечта французской дипломатии - главенствовать в "Европе-державе" в противовес американской "сверхдержаве" - нашла (правда несколько иной) отклик в сердцах простых французов. Не желая жить в одном "общеевропейском доме" с восточными "бедными родственниками", они, однако, создали прецедент для развала "фундамента ЕС" как такового.
Согласно опросу, среди тех, кто голосовал против Конституции, 15% проголосовали против ... вступления Турции в ЕС. Турецкий аргумент - достаточно серьезный сигнал для Украины. Часто приходится слышать, что от приема бывших социалистических стран французы проиграли (уж больно много наших и" соседних" нелегалов согласны работать в странах ЕС на мизерную плату, а следовательно, все больше европейцев рискуют остаться безработными). Судя по результатам референдума "аттракцион невиданной щедрости" по отношению к жертвам коммунистической экспансии себя исчерпал. Все больше оппозиционные силы стран ЕС берут на вооружение весьма действенные на народ лозунги по типу: "Польский водопроводчик отнимает у нас работу!" или "Эстония крадет у нас наши заводы!". 22% из тех, кто сказал "нет" на референдуме, недовольны именно вопросами внутренней французской политики. Так или иначе, французский фронт Украине прорывать придется, поскольку французский закон обязывает консультироваться с народом по поводу всех новых кандидатов.
Недовольство у европейцев вызывает и урезание государственных суверенитетов стран. Согласно Конституции, ЕС движется к созданию наднационального государства. С единой валютой, гимном, флагом, лидером, наделенным соответствующими полномочиями, дискуссиями на наднациональном уровне, единой внешней политикой и налоговой системой. Следовательно, европейские страны довольно болезненно реагируют на такую идею федерализма, усматривая в этом ограничение своего государственного суверенитета.
В частности, камнем преткновения стал вопрос президентства в ЕС. Если сегодня каждые полгода "власть" в ЕС меняется, предоставляя всем странам право хоть и на короткое, но как-никак президентство (по-очереди), то в будущем предусмотрен пост постоянно действующего президента ЕС, с избранием на 2,5 года. Кроме того, предложенная модель избрания президента ЕС двойным большинством (то есть поддержать кандидатуру должно будет больше половины стран, представляющих не менее 60 процентов всего населения ЕС) существенно меняла соотношение сил в организации. Вот представители разных стран в последнее время и занимались скрупулезным подсчетом того, что каждая из них теряет, а что - получает. Очень довольной осталась Германия, а вот Нидерланды, как оказалось, потеряют при новых условиях "4 процента власти".
Взгляды западноевропейцев на Европу и механизм будущего голосования, в частности, прояснил ... конкурс "Евровидение-2005". Согласно соцопросам, "недопуск" голландского конкурсанта коалицией европейских государств в финал конкурса в этом году усилило оппозицию европейской конституции в Нидреландах за десять дней до того, как в стране пройдет референдум. "Евровидение-2005" затронуло больной нерв маленькой страны, обеспокоенной тем, чтобы не быть поглощенной расширяющимся Евросоюзом.
Морис де Хонд, главный специалист по опросам общественного мнения, сообщает, что 71% европейцев думают, что "тот факт, что существенно больше стран Восточной Европы дошло до финала "Евровидения", чем стран Западной Европы, является примером того, как власть внутри ЕС сместилась на восток". Он говорит: "Люди видят в этом подтверждение того, что они теряют власть в ЕС и что Восточная Европа сплотилась против Западной".
Кроме того, Конституция предусматривает механизм введения санкций по отношению к государствам-членам, которые нарушили общие ценности Евросоюза, детально расписанные в статье 2: "ценности уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека". Если страны Евросоюза посчитают какого-либо лидера государства "антидемократичным" (как это было с Саддамом, как это может быть с Лукашенко, как это могло быть в Украине) - к данной стране могут быть применены экономические санкции. После событий в Ираке, когда протест "таких орлов внешней политики" как Франции и Германии был просто проигнорирован, европейцы опасаются гипотетически возможной ситуации оказаться в похожей ситуации.
Как европейцам жить дальше?
Итак, европейцы сегодня голосуют против Конституции из-за недоверия к политике национальных правительств (настояния, еще больше подогреваемые оппозиционными силами), из-за недовольства ростом цен в связи с введением в обращение единой европейской валюты (на которую возлагали так много надежд), опасения по поводу ожидаемого притока иммигрантов (что уже началось), страха перед ростом преступности и угрозой терроризма (что уже произошло в Испании). Что же ожидает Европу завтра? Можно представить три потенциально возможных варианта развития событий.
Первый из них - "Закат Европы". За потоком взаимных обвинений в связи с тем, что французы и голландцы отвергли конституцию, по принципу домино последует массовое "нет" в Дании, Польше и Чехии. (А предпосылки для этого уже есть - в Польше обе правоцентристские партии, которым все опросы прочат победу на парламентских выборах 25 сентября, встретили результаты голосования бурными аплодисментами. А президент Чехии Вацлав Клаус не раз открыто заявлял, что "демократия не существует за рамками национального государства"). Это приведет к кризису легитимности всей правовой системы ЕС, в ходе которого государства потребуют ренационализации политики в сферах, которыми сегодня руководит ЕС. Французы потребуют протекционизма, чтобы защититься от конкурентов из Восточной Европы, где налоги низки. Отказа подчиняться решениям Европейского суда потребуют страны Центрально-Восточной Европы. ЕС придется отдать национальным правительствам "обратно" полномочия, которые те ранее делегировали руководству ЕС. Начнется дезинтеграция Евросоюза.
Второй вариант - "Двойная Европа". Ориентированные на интеграцию "старые европейцы" - Франция, Германия, Бельгия и Люксембург - создают ядро федерализма, разработав новый проект Конституции и сохранив европейскую модель экономики с ее высокими налогами и щедрыми пособиям. Новые восточные члены не рискнут принимать такие жесткие правила игры, и остаются в стороне, то есть вне зоны действия ЕС.
Наконец, третий вариант - "Соединенные Штаты Европы". Быстро проводятся переговоры по совершенно новому "упрощенном" проекту Конституции (некой "Constituin-lights") с учетом позиции Франции, Голландии и остальных опасающихся. С целью угодить всем во имя спасения Основного закона, ограничения сводят на нет, а обязанности до минимума. В результате расширения появляется федеративный союз 30 с лишним государств. Турция вступает в ЕС в 2015 году, становится его крупнейшим членом с населением 80 миллионов человек, и при голосовании ее голос весит больше, чем голос Германии. Николя Саркози и Тони Блэр становятся сопрезидентами Европы, а через пять лет их сменяет бывший президент Турции. Не слишком ли оптимистично? Да и вряд ли такую Европу (с такой суперкомпромиссной Конституцией, регулирующей разве что порядок проведения встреч и саммитов) можно будет считать тем желанным Европейским Союзом, присоединится к которому, стремится Украина.
Сегодняшнее "двойное нет" французов и голландцев" пока еще не означает крах Европы. Если до начала 2006 года четыре пятых стран ЕС, то есть 20 из 25 стран, утвердят конституцию, а в остальных государствах возникнут проблемы, то в соответствии со специальным протоколом должен состояться саммит глав стран - членов ЕС для поиска путей решения проблемы. Тогда этому "меньшинству" (Франции и "компании стран") придется проводить еще один референдум, на котором французы, однако, могут вновь сказать "нет". Кстати, глава Совета Европы Юнкер на вопрос "не беспокоится ли он, что скажут европейцы на референдумах", дипломатично (после продолжительной паузы) заявил: "Мою озабоченность я пока оставлю при себе...". Может, и вправду, не стоит так беспокоится о судьбе братьев-европейцев?