Украина военная: Парады и взрывы [ Редагувати ]
![Украина военная: Парады и взрывы](/media/upload/news/2008/08/29/740x415/550624_3.jpg)
Двадцать четвертого августа украинцы могли испытать прилив теплых милитаристских чувств – родина похвасталась своей военной мощью на торжественном параде. Но с двадцать седьмого августа градус чувств пошел на понижение – начался очередной пожар на складах боеприпасов. ЧП в Лозовой смогло придать президентскому стремлению увеличить военный бюджет новый оттенок смысла…
Очередное горячее лето
За последние годы в Украине сложила абсурдная ситуация, когда пожар на территории военной базы – это, конечно, чрезвычайное происшествие, но уже не сенсация. И тем не менее, каждый раз – как первый: военные не знают в чем проблема, "МЧСники" не сразу определяются, с какой стороны подступиться, местные жители спешно эвакуируются, причем многие – своими силами.
Происшествия на военных складах случаются с регулярностью, достойной лучшего повода. Первым по-настоящему громким случаем стали взрывы под Артемовском в 2003 году. А в 2004 не только на территории страны, но и за ее пределами запомнили слово "Новобогдановка". Взрывы на территории 275-й артиллерийской базы, где, кроме прочих, хранились реактивные снаряды для "Градов", "Смерчей" и "Ураганов", улетавшие за пределы десятикилометровой зоны эвакуации, запомнились своей интенсивностью, продолжительностью и пятью погибшими. Кроме того, с целью "закрепления материала" Украина получила в 2005 и 2006 годах Новобогдановку-2 и Новобогдановку-3 калибром помельче (не считая случаев детонации отдельных снарядов, которые привели к смерти одного пиротехника и ранению нескольких). Казалось бы, после такого "молока" остается только "дуть на воду". Но в 2008 году "почетное звание" дежурной катастрофы у Запорожской области отняла Харьковская.
По словам представителей правоохранительных органов, в среду, 27 августа, на территории 61-го арсенала возник пожар, который быстро распространился на склады, где хранились более 90 тысяч тонн боеприпасов, включая мины и реактивные снаряды. Так стартовала очередная летняя канонада, в ходе которой пока пострадали два военнослужащих, а около 18 тысяч местных жителей были эвакуированы. Специфика случая на Харьковщине состоит в том, что арсенал находится неподалеку от райцентра Лозовая – 64-тысячного городка, значительная часть территории которого находится в пятикилометровой зоне обязательной эвакуации. Кроме того, Лозовая – крупный железнодорожный узел, через который российские поезда проходят на юг (что даже в конце лета – немаловажное обстоятельство). С пассажирскими поездами проблему решили сравнительно просто – пустили их в объезд. Жители близлежащих сел и районов Лозовой, дома которых либо горели, либо лишились стекол, спешно эвакуировались - кто при помощи властей, кто своим ходом. А на "освобожденной" территории тут же объявились мародеры. Военные и пожарные при помощи бронетехники достаточно быстро смогли остановить распространение огня, но помешать взрыву снарядов уже было нельзя. Двадцать восьмого августа, когда появилось сообщение о том, что ситуация находится под контролем, первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Николай Цицюрский допустил, что взрывы, количество которых сокращается, могут продлиться до начала выходных. Двадцать девятого августа саперам удалось начать работу – взрывы происходили уже только на территории самого арсенала. И пока в силу обстоятельств покончить с чрезвычайным происшествием не удается, оперативный штаб и власти страны определяются с тем, кто виноват и что делать.
Что делать – понятнее: после того, как "фейерверк" закончится, настанет черед "бытовухи" – ремонта поврежденных зданий и коммуникаций, очистки территории от осколков и невзорвавшихся снарядов – склады с самими опасными не пострадали. После этого земли предполагается передать во владение местной общины, а сам арсенал, по словам первого вице-премьера Александра Турчинова, подлежит передислокации. С тем, кто виноват – как всегда, сложнее. Министр обороны Юрий Ехануров сообщил о том, что следствие определяется между шестью версиями возникновения пожара. Причем самая популярная поначалу – "банальный" лесной пожар – с большой долей вероятности останется "за бортом", поскольку представители Государственного комитета лесного хозяйства утверждают, что очаг возгорания возник уже на территории базы. С этим согласен и Александр Турчинов. Обыватели, как водится, винят во всем коррупцию в военной сфере, а высшие эшелоны власти "развлекаются" перекладыванием ответственности за происходящее друг на друга – не проследили, не предупредили, недостаточно профинансировали.
Бюджетом по обороне
По странному совпадению, накануне чрезвычайного происшествия в Лозовой с президентской подачи в украинском обществе наметилась дискуссия по поводу того, стоит ли увеличивать военные траты. Напомним, 23 августа в интервью The Times Виктор Ющенко обозначил основные околовоенные приоритеты Украины. Помимо вступления в НАТО, о котором говорится уже давно, президент сделал акцент на необходимости увеличить финансирование армии. "После недавних событий (кавказского конфликта – "Подробности") стало ясно, что нам нужно пересмотреть наши приоритеты обороны. На заседании Совета национальной безопасности и обороны в августе или сентябре мы пересмотрим всю систему финансирования Вооруженных сил в 2008 году и рассмотрим перспективы на 2009 год. Нам нужно увеличить военный бюджет, чтобы снять все вопросы насчет того, что случится завтра", - выказал обеспокоенность грузино-российским конфликтом президент. Аналогичный курс на милитаризацию Верховный главнокомандующий обозначил и во время своего выступления на торжественном параде в честь Дня независимости. После этого армия замерла в ожидании, население застыло в легком удивлении, а часть политиков заподозрила, что Украину уже втянули в гонку вооружений.
И в плане состояния армии, и если брать во внимание собственно вооружение, Украине пока несколько затруднительно "гоняться" за лидерами соревнования. По словам министра обороны Юрия Еханурова, в 2008 году армии из бюджета было выделено 9,9 миллиарда гривен, что по его словам "несерьезно". На фоне результатов США - свыше 600 миллиарднов долларов ежегодно (абсолютные чемпионы пресловутых гонок вооружений) - подобные суммы выглядят бледно. Да и на Россию, которая планирует в следующем году вложить в армию около 50 миллиардов долларов, Украине пока равняться рановато.
Безусловно, Украина – страна сравнительно небольшая и неагрессивная, подобные затраты ей и не к чему. Но отрицать существующее недофинансирование военной отрасли тоже нельзя. А подрихтовка к параду той части техники, которая выглядит "потоварнее", не решает проблему ограниченной боеспособности армии. Президент вот считает, что военный бюджет нужно срочно увеличивать – правда, пока избегает конкретных цифр, кроме гипотетических пяти миллиардов гривен, необходимых на закупку нового вооружения. Некоторое количество тех самых конкретных цифр присутствует в утвержденной правительством Государственной целевой программе реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса до 2013 года. Согласно ей, на развитие ОПК предполагается выделять ежегодно порядка 50 миллиардов гривен из бюджета и изыскивать около 13 миллиардов внебюджетных средств. Основная цель программы – развитие украинской военной авиации. Но средства, выделяемые для поддержания нескольких отраслей, всю армию не спасут. По мнению директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака только общая модернизация вооружения украинской армии требует от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов ежегодно. И речь пока только о вооружении, за скобками остаются затраты на переход к контрактной армии, решение социальных проблем армии (как необеспеченность жильем и невысокие зарплаты), "подтягивание хвостов" в виде недоутилизированных боеприпасов или военных самолетов, простаивающих без топлива, необходимого для тренировочных полетов…
Финансовых затруднений у украинской армии столько, что перед любым модернизатором открывается широчайший простор для деятельности. На сегодня военным удавалось все больше "латать" наиболее вопиющие прорехи, и то – с переменным успехом (чему случай с арсеналом в Лозовой – очередное подтверждение). И если президент решился всерьез взяться за оборону страны (даже если сподвигла его на это "конъюнктура" международного рынка, сложившаяся по итогам кавказского конфликта) – честь ему и хвала. Правда, пока непонятно, откуда брать деньги, и еще менее понятно – на что именно они пойдут. Пожар на территории 61-го арсенала теоретически может послужить катализатором для понимания необходимости, что о материальном положении армии нужно не только говорить, но уже и что-то с ним решать. На сегодня в Украине необходимо утилизировать 1 миллион 343 тысячи тонн боеприпасов. В условиях хронического недофинансирования этот процесс рискует затянуться до нескольких десятков лет (за все годы независимости было уничтожено порядка 10 процентов "приговоренных"). Поскольку своя "Новобогдановка" или "Лозовая" есть едва ли не в каждой области – проблема будет актуальна ровно столько, сколько существуют склады-"смертники". А ведь в масштабах всеармейских проблем утилизация "неблагонадежных" боеприпасов – мелочь…
Стремление улучшить материальное положение армии, продемонстрированное президентом, само по себе похвально. Но для его реализации нужно многое: средства (причем в таком объеме, от которого бюджет не "надорвется"), целевые программы (а не вялое проедание), возможности для эффективного освоения. И кроме прочего – желание что-то сделать, выходящее за рамки речи на параде, когда само положение обязывает к военному воодушевлению. Рекламировать свою заботу о родине можно по-разному, но на фоне пылающих военных складов большая часть этой рекламы выглядит непрезентабельно.