Грузия начала расследование августовской войны [ Редагувати ]

Созданная в Тбилиси парламентская комиссия по расследованию причин, приведших к войне на Кавказе, вчера заслушала командующего миротворческими силами Грузии в зоне грузино-осетинского конфликта генерала Мамуку Курашвили. Именно он в первый день войны заявил, что Грузия проводит операцию по "восстановлению конституционного строя в Цхинвальском регионе". Вчера он дезавуировал это заявление, противоречащее утверждению официального Тбилиси о том, что решение нанести удар по Цхинвали было принято только после "массового вторжения российских войск" на грузинскую территорию. Об этом сообщает издание "Коммерсантъ-Украина".
После завершения боевых действий в Тбилиси поползли слухи об аресте генерала Курашвили, а также о том, что он был вынужден скрываться. Однако Курашвили самолично развеял все домыслы, приняв участие в слушаниях. Излагая свою версию случившегося, Мамука Курашвили заметно нервничал и начал с признания собственной вины. "Мое заявление не было ни с кем согласовано. Я его сделал импульсивно", – сообщил он. "За свое заявление я получил справедливое взыскание в генеральном штабе",– согласился с решением военного руководства Мамука Курашвили.
При этом он возложил ответственность за эскалацию конфликта на командующего смешанными миротворческими силами генерала Марата Кулахметова. "Кулахметов делал вид, что не мог повлиять на осетинскую сторону, чтобы она прекратила обстрел грузинских деревень. На самом деле он просто не хотел изменить ход событий", – обвинил грузинский генерал российского коллегу.
При этом, по версии генерала, грузинские части получили приказ лишь подавить огневые точки в Цхинвали, а не овладеть городом. Причем решение открыть огонь по Цхинвали принято после того, как артиллерийским огнем осетинской стороны было почти полностью разрушено грузинское село Авневи.
Заявление Мамуки Курашвили фактически повторило высказывания секретаря совета национальной безопасности Грузии Александра Ломаи, прозвучавшие днем ранее. По словам Ломаи, "президент Грузии Михаил Саакашвили принял решение о начале контратаки в Цхинвальском регионе 7 августа через несколько часов после заседания Совета национальной безопасности, на котором подтвердилась информация, что российские войска и так называемые ополченцы с Северного Кавказа начали массовое вторжение через Рокский тоннель на грузинскую территорию".
Между тем, в минобороны РФ утверждения Мамуки Курашвили назвали "циничной ложью". "Особенно поражает тот факт, что эту ложь распространяет командующий грузинскими миротворцами, которые за 20 минут до начала массированного обстрела города грузинской армией сбежали из штаба миротворцев в Цхинвали со своих служебных мест",– отметил помощник командующего сухопутными войсками РФ полковник Игорь Конашенков.
В свою очередь, глава МВД Грузии Вано Мерабишвили также настаивает, что грузинская сторона была вынуждена ответить на вторжение российских войск. Об этом он сообщил в интервью изданию "Коммерсантъ-Украина".
Вано Мерабишвили называют вторым человеком после президента Саакашвили, который, по мнению грузинских депутатов, обладает самой полной информацией о недавней войне. Перед тем как предстать перед парламентской комиссией, Мерабишвили объяснил "Коммерсанту", зачем Грузия ввела войска в Южную Осетию.
По его словам, российские подразделения вошли на территорию Южной Осетии "в три часа утра 7 августа, а мы (грузинские части - прим. ред.) – в час ночи 8 августа". "Это уже доказано. Мы, наверное, просто опоздали", - заявил Мерабишвили, ссылаясь на распечатки телефонных переговоров, которые вели южноосетинские пограничники в ночь на 7 августа
"Вообще же, когда мы говорим о войне, не надо говорить о 7 или 8 августа. У Кокойты еще год назад было минимум 20 танков и 25 САУ. Где и как 20-тысячный городок может купить такое вооружение? Эта война началась как минимум в 2001 году. В 2000 году в Южной Осетии за президента Владимира Путина проголосовало всего 1,2 тысячи человек. А в этом году за Дмитрия Медведева – больше 30 тысяч. Как так получилось, что за восемь лет количество российских граждан в Южной Осетии выросло в тридцать раз, тогда как население в два раза уменьшилось? В Цхинвали прислали русских генералов и министров. Тогда и началась эта война. Путин хочет войти в историю России как собиратель земель. Россия однозначно готовилась к этой войне", - заявил глава МВД Грузии
Говоря о том, почему Грузия, в таком случае, поддалась на провокацию российской стороны, Вано Мерабишвили отметил: "А какой у нас был выход? Не было ни одного дня, когда мы не старались привлечь внимание (международной общественности - прим. ред.) (…) Как можно не реагировать, когда начинается этническая чистка пятнадцати тысяч грузин, которые жили в анклаве за Цхинвали? Наша полиция не могла уже туда ездить, и с 1 августа эти пятнадцать тысяч были заложниками Кокойты. И все эти дни шли безостановочные обстрелы и бомбежки этих сел, этих людей, которых мы не могли защитить".
Мерабишвили предположил, что благодаря своевременному "ответу" Грузии удалось "выиграть время". "Что было бы, если б русские танки вошли и без сопротивления дошли до Тбилиси? - отметил он. - Было два варианта. Или они остановились бы в Цхинвали и "освободили" те грузинские деревни, которые остались в анклаве, или двинулись бы в направлении Тбилиси. И в том, и в другом случае мы были бы в худшей ситуации, чем сейчас. Если бы мы без сопротивления потеряли территорию, общественность Грузии нам бы не простила. А в худшем варианте они взяли бы Тбилиси за три дня, и тогда мировое сообщество просто не успело бы среагировать. Через месяц они провели бы тут новые выборы, и какой-нибудь Гиоргадзе стал бы президентом".
Однако, отвечая на вопрос, почему не было эвакуировано население из грузинских сел, прилегающих к Южной Осетии, Вано Мерабишвили заявил: "Скажу честно: если бы до девяти вечера 7 августа меня спросили, каков процент вероятности начала войны, я бы сказал "тридцать". Когда Саакашвили объявил перемирие, мы думали, что россияне и осетины откликнутся, и это был шанс остановить эскалацию. Конечно, мы догадывались, что готовится что-то серьезное. И все-таки мы не верили, что Россия пойдет дальше, что русские спустя десятки лет после падения СССР снова введут свои танки на территорию другого государства".
В то же время, Мерабишвили не согласился с тем, что в итоге войны Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию. "Южную Осетию и Абхазию потеряли прежде всего сами абхазы и осетины. Они будут жить по российским стандартам. Если им это нравится, пускай живут. А если нет – тогда мы их не потеряли", - отметил глава грузинского МВД.