Хомутынник: Спешить со всеобщим декларированием не стоит [ Редагувати ]

Интервью главы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной рады Виталия Хомутынника агентству "Интерфакс-Украина".
Как Вы оцениваете разработанную Кабинетом министров программу активизации экономики на 2013-2014 годы, предлагаемые ею налоговые стимулы?
- Программа рассчитана на стимулирование роста ВВП. Предусмотренные в ней меры по снижению налоговой нагрузки, упрощение доступа к долгосрочным кредитам, поддержке малого бизнеса, на мой взгляд, вполне реалистичны. Кстати, многие из них уже несколько лет реализуются (в 2013 году до 19% снижен налог на прибыль, в 2014 году НДС снизится до 17%, до 5% уменьшен налог на прибыль для производителей IT-продукции и ряд других).
Теперь правительству необходимо разработать и подать в парламент законопроекты, необходимые для реализации предусмотренных в программе задач.
Каково Ваше видение пересмотра системы налоговых льгот?
- Оптимизация налоговых льгот, безусловно, нужна. В нынешнем виде налоговые преференции, часто, приводят к тому, что бюджет ежегодно недополучает значительные суммы, а с другой - к нарушению принципов конкуренции ведения бизнеса.
Думаю, необходимо провести серьезный экономический анализ, прежде всего, на уровне экспертов, чтобы определить, от каких льгот нужно отказаться, а какие сохранить и только после этого принимать решения.
Прокомментируйте, пожалуйста, инициативу Миндоходов о всеобщем декларировании доходов и так называемой нулевой декларации?
- Думаю, вначале необходимо разработать концепцию такого декларирования, где определить все возможные риски, которые могут возникнуть в процессе ее реализации. В то же время, введение ежегодного декларирования доходов всеми гражданами мне кажется нецелесообразным.
Чтобы такая мера принесла экономический эффект и не вызвала социального недовольства, нужно четко определить: кто и какие доходы должен декларировать, а также должны ли декларироваться расходы: кем и какие? Например, какая необходимость в подаче декларации людьми, которые работают только на одной работе и которые уже заплатили налоги, или пенсионерами, не имеющими кроме необлагаемой налогом пенсии других источников доходов?
Может, стоит учесть международный опыт в этом вопросе?
- Думаю, нам стоило бы учесть зарубежный опыт и не спешить со всеобщим декларированием. В таких странах как, например, США, Германия, Великобритания на подготовительный и переходной периоды для перехода ко всеобщему декларированию понадобилось от 3 до 5 лет. В это время осуществлялось соответствующее техническое оснащение фискальных служб, обучение персонала, широкая разъяснительная работа среди населения.
Предполагается ли проведение налоговой амнистии перед переходом ко всеобщему декларированию доходов?
- Налоговая амнистия - это необходимый этап переходного периода ко всеобщему декларированию. Без такой разовой фиксации активов граждан не будет отправной точки, от которой в дальнейшем можно будет отсчитывать прирост или уменьшение доходов.
В то же время, нужно определиться, будут ли выплачиваться налоги из доходов, задекларированных при такой "амнистии" и в каком размере.
Что вы можете сказать относительно инициативы Кабинета министров по снижению Единого социального взноса до 15%?
- Фискальная нагрузка на фонд оплаты труда сегодня не стимулирует рост экономики и, безусловно, требует пересмотра. Но какая конкретно ставка будет эффективной и приемлемой - 15% или другая, на мой взгляд, зависит от возможности государства найти компенсаторы от снижения ставки, а это порядка 90 миллиардов гривен. Размер отчислений этого взноса должен быть оптимальным с точки зрения баланса интересов бизнеса и государства.
Если ставка окажется заниженной, это может привести к недофинансированию государственных социальных программ, что недопустимо. Незначительное ее уменьшение не даст эффекта для экономики. Поэтому необходимо все тщательно проанализировать. Думаю, окончательно говорить о размере ставки ЕСВ можно будет только после детального изучения этого вопроса специалистами Миндоходов и Пенсионного фонда, а также широких консультаций с бизнесом.
Сохранится ли в случае такого снижения ЕСВ упрощенная система налогообложения? Была ли основа для слухов в начале этого года о возможности отказа от "упрощенки"?
- Упрощенная система эффективно работает, давая значительные преимущества для развития малого бизнеса и весомые поступления в бюджет, потому, на мой взгляд, нет необходимости ее отменять. В прошлом году мы внесли ряд изменений в Налоговый кодекс, расширив возможности "упрощенки" (ликвидированы ограничения на использование наемных работников для 5 и 6 групп налогоплательщиков и др.). Думаю, что снижение ЕСВ сделает упрощенную систему еще более эффективной и интересной для предпринимателей.
Есть ли необходимость, на ваш взгляд, расширять прогрессивную шкалу налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ)?
- Вопрос довольно неоднозначный. С одной стороны, международный опыт показывает, что практически во всех развитых странах мира, в том числе в европейских, действуют прогрессивные системы налогообложения доходов граждан. И это оправдано с точки зрения социальной справедливости.
В то же время, нужно учитывать и собственный опыт использования прогрессивной шкалы, когда повышение ставок нередко приводило к тенизации доходов, уклонению от уплаты налогов и, соответственно, к потерям для бюджета. На мой взгляд, такая ставка может быть от 10 до 20%, не более.
Как вы оцениваете законопроекты Кабмина об упрощении процедуры прекращения предпринимательской деятельности упрощенцами, не имеющими наемных работников?
- Оцениваю, безусловно, позитивно. Правительство последовательно осуществляет политику по улучшению бизнес-климата в стране и поддержке малого бизнеса. Упрощение процедуры закрытия бизнеса давно назрело и положительно воспринимается в предпринимательской среде. Проще станет не только начать бизнес, а и зарегистрировать его прекращение. Законопроект очень актуальный, потому, думаю, он будет рассмотрен комитетом на ближайшем заседании.
Ваша позиция по налогообложению депозитов: нужно ли его вводить, целесообразно ли повысить до 25% ставку по высокодоходным депозитам? Какова вероятность запрета валютных депозитов?
- Напомню, что в Налоговом кодексе заложена норма по налогообложению депозитов по ставке 5%, ее введение планируется с 2015 года. Думаю, сейчас такая мера может иметь больше негативных последствий, чем какой-то положительный эффект. Наша задача - привлечь финансы в банковский сектор, а такой инициативой мы сделаем все на оборот. Я буду против таких подходов.
Какова вероятность запрета валютных депозитов?
- Думаю, вначале нужно проанализировать все риски от такого шага. Вообще, на мой взгляд, нет смысла отказываться от каких-либо источников, дающих инвестиции в экономику страны.
Сейчас идет процесс формирования структуры нового Министерства доходов и сборов (МДС). Как вы оцениваете саму идею его создания?
- Я уже говорил, что поддерживаю идею создания министерства, отвечающего за все доходы в государстве. Это европейская практика. Данная инициатива направлена на повышение уровня налогового и таможенного сервиса, борьбу с коррупцией. Кстати, это отметили представители ЕБРР. Теперь на законодательном уровне нужно урегулировать ряд вопросов, связанных с созданием и деятельностью МДС.
Еще с конца прошлого года действует указ президента "О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти", который предусматривает создание министерства доходов и сборов. В связи с этим нужно внести изменения в Налоговый и Таможенный кодексы.