США стали на путь демократизации [ Редагувати ]

7 ноября прошли промежуточные выборы в Сенат и Палату представителей США. И впервые за 12 лет победу праздновали демократы.
Выборы в Конгресс рассматривались обществом США как генеральная репетиция к поискам нового президента, нового отца нации. От того, кто в них одержит победу, зависит очень многое.
Достаточно знать, что еще весной в Америке в станах "слонов" (республиканцы) и "ослов" (демократы) развернулась борьба за партийное лидерство. Выигравшие по ее результатам должны были готовиться к президентским выборам 2008 года. Кроме того, тогда же обе партии начинали избирать тактику и стратегию поведения, которые помогли бы им победить. Ценой победы являлись 15 мест в Палате Представителей и 6 мест в Сенате.
Наблюдатели отмечают, что сейчас в Америке наступил кризис лидерства. Мало того что у Буша сейчас самый низкий рейтинг за все годы его каденций, так и реальных претендентов на то, чтобы стать главными соперниками в борьбе за Белый Дом, не так много. Как писал в мае в "Зеркале недели" Иван Сагайдачный: "Лидер большинства в сенате Билл Фрист имеет все шансы стать кандидатом от республиканцев на выборах 2008 года, однако, если судить по работе в Конгрессе, ему едва удается наладить эффективную работу однопартийцев над важнейшими законопроектами о налоговых льготах, а, например, по закону об иммиграции или законопроекту о реформе системы лоббизма в рядах партии ситуация близка к расколу. В результате, работу Конгресса одобряют чуть более 20% американцев. Ситуация очень напоминает ту, что была в 1994 году, с той только разницей, что тогда такой "непопулярностью" пользовались демократы. И на выборах, в том году республиканцы впервые за 40 лет получили контроль и над Сенатом и над Палатой представителей".
В этом контексте у демократов появился великолепный шанс впервые за 12 лет победить. Однако у них была одна проблема - отсутствие четкой стратегии для этой победы. Именно поэтому вся их предвыборная кампания строилась на жесткой критике республиканцев, начиная с войны в Ираке и заканчивая войной с терроризмом. То есть именно тем, что Белый Дом считал своими козырями при разговоре с электоратом.
Недаром в проводящихся в 37 штатах региональных референдумах были вопросы о доверии к президенту Бушу и о продолжении войны в Персидском заливе. Во многом выборы стали референдумом по вопросу о доверии президенту Бушу и о войне в Ираке, как свидетельствуют экзит-полы. 60% избирателей, опрошенных на выходе с избирательных участков, сообщили, что голосовали против войны в Ираке, а 40% - что голосовали против Буша. Кроме того, по словам значительного числа избирателей, важное влияние на их решение оказали скандалы, связанные с коррупцией в рядах Республиканской партии.
С выборами в Палату представителей демократы справились великолепно. По данным на 5:15 (12:15 по киевскому времени), кандидаты от демократов получили 228 мест в палате представителей против 193 у республиканцев. Нерешенной остается судьба 14 кресел из 435. Если существующая на настоящий момент расстановка сил не изменится, республиканцы получат 10 из них, что позволит им сократить разрыв до 29 мест. Таким образом, план-минимум был выполнен практически на 200%
Предварительные результаты выборов в верхнюю палату Конгресса Сенат не столь однозначны и впечатляющи. Демократам удалось отобрать у республиканцев 4 сенатских кресла, но для того чтобы получить большинство, им необходима победа еще в 2 штатах. Однако в данный момент подсчет голосов в Виргинии и Монтане еще не закончен. В обоих штатах лидируют кандидаты от демократов. Так, что и в этой сфере они могут праздновать победу. Не стоит также забывать, что их виктория ковалась в так называемых "висящих штатах" - Огайо, Арканзасе и Нью-Йорке.
Победа Демократической партии США и получение ею большинства мест в нижней палате Конгресса означает, что спикером Палаты представителей впервые в американской истории станет женщина - лидер демократов в парламенте Ненси Пелоси.
Если у республиканцев кризис лидерства, по утверждениям аналитиков - понятие временное, то для демократов он стал своего рода хронической болезнью. И хотя сейчас стоит говорить о том, что они уже оправились от поражения Керри, которого называли вторым Кеннеди. Долгое время, вплоть до весны, в партии продолжались поиски "нового клинтона" - харизматичного лидера, способного выиграть на президентских выборах-2008. И, судя по всему, он был найден. Им станет... Клинтон. Сейчас Хиллари Родэм Клинтон празднует свое сенаторство в штате Нью-Йорк. По утверждениям аналитиков, эта победа - весомая заявка на участие в президентских выборах, которые состоятся через 2 года.
Весной 2006 года вдруг оказалось, что у Хиллари практически нет соперников среди однопартийцев. Миллионер Керри, хотя остается лидером умеренно настроенных демократов, на которых, однако, лежит вина за все последние поражения партии, уже проиграл ей по своим финансовым резервам.
А если учесть ту энергию и активность, а также женскую легкость и элегантность, с которой миссис Клинтон во время предвыборной кампании обзаводилась союзниками (Рупертом Мэрдоком, к примеру), то ее лидирующие позиции в партии сейчас едва ли кто-то может оспорить.
Впрочем, как пишет "ЗН", Хиллари избегала любого намека на то, что ее нынешняя активность как-то связана с президентскими выборами, и говорила, что все ее усилия нацелены на победу в ноябре. Что она скажет сейчас, после победы на выборах, неизвестно.
А в Палату представителей прошел первый в истории мусульманин Кейт Эллисон, также из Демократической партии. Этот выбор тем более симптоматичен, что в США сейчас проживают порядка 5 миллионов людей, исповедующих эту религию. Эллисон принял ислам в 19-летнем возрасте, когда учился в университете штата Детройт. В одном из интервью в ходе своей предвыборной гонки Эллисон заявил, что, по его мнению, было бы неплохо, если бы кто-то, кто является мусульманином, находился в конгрессе, чтобы мусульмане чувствовали, что они являются частью политики в этом органе и чтобы остальные американцы видели, что мы находимся здесь, чтобы внести вклад в свою страну.
Данный факт говорит об активизации внутренних оппонентов республиканцев в стране. Например, это касается разобщенного испаноязычного сегмента американского общества. Люди просто устали от войны, общественной сегрегации, когда тебя разделяют по принципу "ты - местный или ты - иммигрант, борьбы с неуловимыми террористами и агрессивной внешней и внутренней политики. Потому не стоит удивляться победе демократов.
Уверенно побеждают демократы и на губернаторских выборах. По предварительным результатам, им удалось отобрать у республиканцев по крайней мере 6 губернаторских постов. Отметим, что уверенную победу одержал губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер, представляющий Республиканскую партию. Комментируя свое переизбрание, он отметил, что "всегда любил делать сиквелы".
Расхожее мнение гласит, что ничего невозможно сделать, когда Белый дом и конгресс США контролируют разные партии. Наблюдатели по обе стороны политического коридора, похоже, согласны в одном: эпоха беспрецедентного затора может вскоре опуститься на Вашингтон. Мысль заключается в том, что при партийных демократах, контролирующих хотя бы одну палату конгресса, и администрации Буша, остающейся в Белом доме два последних года, столица страны погрузится в бесконечные слушания, расследования и политическое сведение счетов, а законы приниматься не будут.
Но это не обязательно так и вот почему: история показывает, что разница в законодательной продуктивности Вашингтона при разделенном и однопартийном правлении на самом деле невелика. Дэвид Мэйхью, профессор политологии и эксперт по конгрессу в Йельском Университете установил, что в 1947-1990 годах принималось в среднем 13 важных законов, когда одна партия контролировала все рычаги власти, и 12, когда президенту приходилось иметь дело с одной или обеими палатами конгресса, контролируемыми оппозицией, пишет Time.
Однако этот факт не уменьшает того одиночества, в котором оказался сам Буш-младший. Теперь ему придется работать много больше, да еще и в ухудшившихся условиях, когда законодательный орган контролируют оппоненты его партии.
Таким образом, прошедшие выборы ознаменовывают закат эпохи республиканцев на рубеже тысячелетий. И, соответственно, начало эпохи нового либерализма в США, которым в 2008 году, вероятно, предстоит избрать первую женщину-президента с фамилий Клинтон.