ЕС отметил вступление в силу Лиссабонского договора [ Редагувати ]
Евросоюз на этой неделе отметил вступление в силу Лиссабонского договора. С первого декабря у ЕС есть свой президент и министр иностранных дел. Но главное - объединенная Европа получила своеобразный основной закон - Конституцию, по которой теперь будут жить все страны сообщества. Новый договор позволит быстро принимать эффективные решения в нынешних непростых экономических условиях. Смогут ли изменения в правилах игры на европейской арене приблизить Украину к ЕС - выясняла Ольга Токарюк.
Феерверки под звуки девятой симфонии Бетховена. Вступление в силу Лиссабонского договора в столице Португалии отмечали с размахом. Речи европейских лидеров - полны гордости и пафоса. Герман ван Ромпей отныне - первое лицо Евросоюза: он избран его президентом.
Герман ван Ромпей:
Мы должны использовать Лиссабонский договор для достижения амбициозных целей. Преодоление экономического кризиса, создание рабочих мест, сохранение социальной защиты, борьба с изменениями климата и обеспечение энергетической безопасности. Это то, на что надеются полтора миллиарда жителей ЕС, доверившихся нам.
Феерверков в Лиссабоне Европа ждала долгих восемь лет - с тех пор, как в 2001-м появилась идея создания европейской конституции. Она должна была реформировать ЕС и способствовать его единству.
Франции и Голландии посчитали, что Конституция лишит их части суверенитета - и провалили ее на референдумах в 2005-м.
После долгого поиска компромисов, Европа вместо Основного закона получила документ меньшей юридической силы - дополнение к предыдущим соглашениям. Большинство пунктов Лиссабонского договора переписаны из текста евроконституции. Кроме положений о гимне, флаге и девизе Евросоюза. Отказаться от символов заставили несколько стран, посчитавших, что Европа может превратится в сверхгосударство.
Одна из них - это Польша. Её президент Лех Качинский подписал Лиссабонский договор одним из последних.
Яцек, Ключковски, посол польши в Украине:
Ми стоїмо на позиції, що ЄС - це не є наддержава. це є просто союз суверенних національних держав. Коли справа дійшла до підпису президента, він не проголосив супротиву, але сказав, що було би некоректно підписувати раніше, ніж Ірландія проголосує на референдумі.
Именно ирландский референдум чуть было не поставил крест на Лиссабонском договоре. Документ одобрили только со второй попытки - после того, как Ирландии разрешили сохранить в некоторых сферах приоритет собственного законодательства над европейским.
Это касается военного нейтралитета и запрета на аборты, а также права проводить самостоятельную политику в иммиграционных и визовых вопросах.
Польша и Чехия тоже добились исключений - им разрешили не присоединяться к Хартии фундаментальных прав европейцев. Дипломаты не скрывают - процес принятия Лиссабонского договора был мучительным, и на новые реформы ЕС отважится не скоро.
Пока же существенные изменения коснулись в первую очередь структуры управления ЕС.
Созданы два новых поста - президента и единого представителя по внешней политике. Количество депутатов Европарламента сокращено, но полномочия органа - увеличатся. Многие решения будут приниматься большинством голосов, от обязательного консенсуса обновленный ЕС откажется. Страны впервые получают возможность выйти из Евросоюза.
Договор расширяет право голоса самих европейцев: любая инициатива, под которой подпишутся не менее милиона граждан, обяжет Еврокомиссию принять официальное решение по этому поводу.
В остальном европейцы особых изменений не почувствуют - считает посол Чехии в Украине.
Ярослав Бешта, посол Чехии в Украине:
Для обычных европейских граждан это очень долго не будет иметь никаких последствий. Это просто подтверждение тенденций евроинтеграции.
Лиссабонский договор увеличивает шансы на евроинтеграцию Украины - говорит посол Евросоюза в Киеве.
Сануэль Тишейра, посол Евросоюза в Украине:
Лиссабонский договор создает институциональный механизм принятия решений, который необходим для дальнейшего расширения ЕС. И с этой точки зрения, если Украина проведет все требуемые реформы, он может способствовать осуществлению ее европейских амбиций.
Эксперты уверены - следующий, 2010-й год будет экспериментальным для Лиссабонского договора: станет понятно, насколько эффективно выстраданное соглашение. Задача-минимум для Евросоюза - наконец обрести "человеческое лицо" и стать действительно влиятельным игроком на мировой арене.
Аналитик британского центра "Чэтем Хаус" Ричард Уитмен смотрит на будущее ЕС с осторожным оптимизмом.
Ричард Уитмен:
Принятие лиссабонского соглашения означает, что Европа наконец прекратила говорить о реформах и может сосредоточиться на других проблемах. Но я не верю, что после всех этих изменений процесс принятия решений в ЕС станет более эффективным. Лиссабонский договор решил одни политические проблемы, зато вскрыл другие. Он сделал Европу лучше, но не намного.
Ольга Токарюк, Анна Гороженко, Ирина Тымчишин и Светлана Шекера, "Подробности недели", телеканал "Интер".