Недовоенная доктрина [ Редагувати ]

13 апреля Кабинет министров Украины одобрил новую военную доктрину. Предыдущая редакция этого документа была утверждена 7 лет назад. Новую военную доктрину должен утвердить президент. Ощутимое влияние на оборонную политику военная доктрина вряд ли окажет. Впрочем, в новой доктрине есть весьма показательные моменты – так, дискредитация власти приравнивается к угрозе возникновения военного конфликта.
Доктрина ни к чему
Беглый взгляд на военную доктрину Украины позволяет предположить, что существенной новизны в оборонную политику она не принесет. Тем не менее, для страны этот документ важен. "Принятая военная доктрина является документом публичного общения между военными и политическими элитами разных государств. Но она не спасает страну от внешних угроз. Этот документ является лишь базисом, на котором должно быть выстроено общее понимание того, что теперь к обороне нужно относиться по-другому. Если этого не произойдет, то, как бы красива ни была эта доктрина, она страну не защитит", - говорит в комментарии "КоммерсантЪ-Украина" военный эксперт Сергей Згурец. Впрочем, в документе особых "сюрпризов" нет – как и прежде подтверждается нейтральный статус Украины. "Украина не считает ни одно государство (коалицию государств) своим военным противником, но будет считать потенциальным военным противником то государство, действия или намерения которого будут содержать признаки угрозы применения военной силы против Украины", - говорится в документе. Таким образом, потенциальных противников у нашей страны пока нет – никто из соседей или других стран не задекларировал намерение угрожать нам применением военной силы.
Вместе с тем, в доктрине делается ударение на внеблоковости Украины. "Украина придерживается политики внеблоковости, расценивает ее как важный фактор снижения напряженности военно-политической обстановки в регионе", - говорится в документе. Таким образом, чаяния президента, говорившего о необходимости внеблокового статуса, теперь закреплены в новом документе. Осталось лишь, чтобы глава государства его подписал. Впрочем, вряд ли можно ожидать от Виктора Януковича чего-либо иного. Концепция внеблоковости – одно из его любимых детищ, о преимуществе которого он не устает говорить даже в заграничных поездках. Там, пребывая в конце марта с визитом во Вьетнаме, Янукович сказал: "Принцип внеблоковости - это данность новой Украины, вызванная текущими геополитическим реалиями. Отказавшись от участия в блоках, мы не только ослабили значительную внутреннюю напряженность вокруг этой проблемы, но и сделали шаг на пути усиления уровня безопасности на всему континенту". Да и на Родине украинский президент не забывает напоминать о нейтральном статусе Украины. "Внеблоковость рассматривается Украиной как последовательная позиция защиты национальных интересов без участия в военных союзах, что создает необходимые возможности для развития партнерских, взаимовыгодных отношений с другими государствами и международными организациями по всем направлениям. Мы понимаем, что большинство современных вызовов и угроз имеют глобальный характер. Для их преодоления требуется объединение усилий стран мира и общие подходы к обеспечению региональной и глобальной безопасности. Украина готова к такому сотрудничеству", - сказал президент, выступая перед парламентом 7 апреля.
Наша страна, согласно доктрине, настолько "внеблоковая", что даже когда вероятность агрессии будет чрезвычайно высокой, она попытается решить все мирным путем: сначала обратится в Совбез ООН, введет режим чрезвычайного положения и будет "демонстрировать собственную обороноспособность". В принципе, в таких мероприятиях по защите от вероятного нападения ничего удивительного нет. Ведь в доктрине прямо говорится: "Учитывая тенденции и условия развития военно-политической обстановки, Украина считает, что вооруженная агрессия, в результате которой возникнет локальная или региональная война против нее, в среднесрочной перспективе является маловероятной". Однако, если украинские власти признают, что не верят в нападение на Украину, зачем же было менять старую доктрину, которая была столь же "миролюбива"? Из-за одной лишь "внеблоковости"?
Политическая оппозиция как военная угроза
На этой неделе один из украинских внутреннеполитических скандалов вышел за пределы нашей страны. Украинские народные депутаты вряд ли способны кого-либо удивить своими резкими высказываниями. Но случается, они превосходят самих себя. Так, "регионал" Александр Ефремов решил обвинить в "Налоговом Майдане" не только предпринимателей, но и некую внешнюю силу. И, как это часто бывает, одним из виноватых оказался "Вашингтонский обком". Точнее – Джордж Сорос. "У меня есть данные, что Сорос выделил средства на то, чтобы подготовить у нас в Украине определенную группу молодых ребят, которые могли бы по варианту Северной Африки (события в Египте, Ливии - Ред.) запускать любые проекты", - сказал Ефремов 14 апреля. Отчего этими "ребятами" не занимается СБУ, и какие данные у него есть, народный депутат не пояснил. Сразу же последовали заявления как от представителей оппозиционных сил, так и от представителей Международного фонда "Відродження", который финансируется Соросом. "Тут некоторые говорят, что нас финансирует Сорос. Я хочу подчеркнуть, что мы все самостоятельные люди и сами себя финансируем. Чужих денег нам не надо", - сказала народный депутат – "бютовец" Наталья Королевская. Выступили со своими заявлениями и "люди Сороса". "Международный фонд "Відродження" действует как национальный фонд. Это означает, что никто в Украине по распоряжению Сороса не запускает различных проектов по варианту Северной Африки. Таких распоряжений или проектов нет и быть не может", - сказал директор фонда "Відродження" Евгений Быстрицкий. Позже, "Газете по-украински" Быстрицкий так прокомментировал слова Ефремова. "Я считаю, что это патология, психическая патология, или в лучшем случае это указывает на патологический страх представителей Партии регионов перед независимыми действиями гражданского общества", - сказал представитель фонда", - сказал глава "Відродження". "Мы можем только догадываться (о причинах внимания регионалов к Соросу). Им нужно отвести внимание от провалов ради политического промывания стратегии Украины и проведения своих реформ", - сказал Быстрицкий.
Меж тем, в новой доктрине появилось одно довольно интересное новшество – пополнился список внутренних угроз возникновения военных конфликтов. Теперь, помимо проявлений сепаратизма внутри страны и неудовлетворительного состояния вооруженных сил, угрозой считается "вмешательство во внутренние дела, осуществляемое с помощью информационного влияния, экономического давления, финансовой и моральной поддержки отдельных политических сил, неправительственных организаций", чья деятельность направлена на "дискредитацию" власти. Таким образом, все неправительственные организации по умолчанию получают статус потенциально опасных для военной безопасности Украины. Особенно те, которые финансируются из-за рубежа. Не секрет, что у международных наблюдателей политика украинских властей вызывает, мягко говоря, смешанные чувства. Президента уже призвали не подписывать данный вариант доктрины. "Оборона – это общегосударственный вопрос, поэтому должны были присоединиться все другие министерства (а не только Минобороны – ред.) – промышленной политики, экономики, транспорта, образования, юстиции, финансов, и т.п.", - пишет на своем сайте народный депутат, глава комитета по национальной безопасности и обороне Анатолий Гриценко. По его словам, проект доктрины – общетеоретический, написанный учеными. "Там нет четких директив для тех, кто должен заняться планированием и развитием сферы обороны. Можно обосновать численность армии как в миллион, так и в 10 тысяч человек. Его (проект – ред.) можно передать в другую страну и принять там. Проект военной доктрины размыт", - уверен Гриценко. Однако, судя по тому, как его рьяно поддержали в правительстве, а также по содержанию проекта, многое от него не требуется. Нужно лишь в который раз закрепить "внеблоковость" Украины и дать очередной повод усилить контроль за неправительственными организациями.