Сегодня вспоминают трагедию в "Лужниках", унесшую 66 жизней [ Редагувати ]
Стадион-убийца. Сегодня вспоминают один из самых трагических дней в истории не только российского, но и мирового футбола. 20 октября 1982 года в Москве на главном стадионе страны - "Лужники" - погибли в давке 66 болельщиков. Всю информацию о тех событиях сразу же засекретили, а видео матча изъяли спецслужбы. Но и сейчас в этой истории много неизвестного. События 30-летней давности восстановил Вениамин Трубачёв.
- Это в садике, это тоже на море.
Фотографии хранятся в альбоме, стоят на столе, висят на стенах. У Аллы Костылевой снимки единственного сына Алексея по всей квартире. Таким он был в 18 лет, когда ушел с друзьями на футбол, и уже не вернулся.
Алла Костылева, мать погибшего Алексея Костылева:
- Я даже никак не представляла, что они могли погибнуть. И вообще удивительно положить столько людей.
В 1982 в Лужниках важный международный поединок. "Спартак" играет с голландским "Харлемом". Москвичи забили в самом начале матча и выигрывают 1-0.
Вениамин Трубачёв, корреспондент:
- Кажется, ничего важного на футбольном поле уже не произойдет, до финального свистка остаются считанные секунды. Некоторые болельщики направляются к выходам, многие идут по узким лестничным пролетам и в этот момент "Лужники" взрываются от радости – "Спартак" забивает гол.
Второй гол нападающий Сергей Швецов вколачивает в ворота, когда идёт добавленное арбитром время и половина болельщиков уже ушла. В тот вечер на выход и вход были открыты только одни небольшие ворота.
Вениамин Трубачёв, корреспондент:
- И зрители, которые уже успели выйти и находились здесь в подтрибунном помещении, ринулись обратно на стадион, из-за этого образовалась давка, и людей вот на этой лестнице в буквальном смысле затоптали насмерть.
Погибли 66 болельщиков - это официальные цифры, но люди, которые были на стадионе говорят, что жертв было намного больше. Борис Бюрюков тогда чудом остался жив, он часто приходит к памятнику возле стадиона с фамилиями тех, кто погиб.
Борис Бюрюков, болельщик футбольного клуба "Спартак" (Москва):
- Если бы мы пошли на 2 или 3 минуты раньше на выход, был бы такой момент, что точно оказали бы посредине этого пролета. Среди людей, которые погибли.
Трагедии на стадионах случались и до, и после - Лужников. Точно также в давке погибли люди на шотландском "Айброксе" в 71-ом и на английском "Хиллсборо" в 89-ом. Но главное отличие - московские события спецслужбы старательно замалчивали
Евгений Ловчев, обозреватель газеты "Советский Спорт", футболист московского "Спартака" (1969-1978):
- Даже я, футбольный человек, только закончивший играть в сборной и в "Спартаке" футболист, толком чётко не знал этого. Почему замалчивалось? - Потому что все в стране советской хорошо.
За случившиеся наказали руководство стадиона, директора получили небольшие тюремные сроки. Но Алла Костылева за 30 лет так и не услышала ни соболезнований, ни извинений. Просто сухо и кратко вызвали на опознание в морг.
Алла Костылева, мать погибшего Алексея Костылева:
- Показали одежку, думаю, уткнулась так. Сына покажите мне. Какой-то период времени прошли, я сдернула покрывало и увидела этот шов этот сверху до низа.
Без уведомления сделали вскрытие, и даже похоронить сына по всем канонам не позволяли. Власти боялись массовых выступлений, поэтому запретили родственникам устраивать прощание во дворах. Но тысячи людей все равно пришли. Позже в память о погибших написали песню, которая стала неофициальным гимном.
- И с той поры ни один год прошел, и, приходя в Лужники на футбол, мы вспоминаем наших ребят и не забудем горечь утрат.
Вениамин Трубачёв, Олег Невядомский, "Подробности", российское бюро телеканала "Интер", Москва