В Танзании до сих пор существуют социалистические колхозы [ Редагувати ]
"От каждого по способностям, каждому по труду". Лозунг, который долгое время культивировался на территории Советского Союза - воплощают в жизнь у других берегов. Как утверждает наш корреспондент Андрей Цаплиенко - принципы социализма не чужды жителям Танзании. И под Африканским солнцем до сих пор существуют "колхозы". Что же такое социализм по-африкански - далее в сюжете.
Тридцать лет назад харьковская студентка Валентина Шайо вместе с мужем Ибрагимом переехала к нему на родину, в Танзанию. В то время здесь строили особый, африканский, социализм.
Валентина Шайо, хозяйка магазина сувениров:
- Я бы не сказала, что у них социализм был, потому что ничего в магазинах не было, это у нас социализм был.
Ее мужу, инженеру, предоставили дом, где все было "казенным". Инвентарные номера стояли даже на белье.
Валентина Шайо, хозяйка магазина сувениров:
- Даже давались постельные принадлежности, ложки, вилки.
Соседи знали: Валентина приехала из страны развитого социализма. Они спрашивали ее: "Правда ли, что у вас машины общие, и каждый может взять любую?"
Валентина Шайо, хозяйка магазина сувениров:
- Причем, у многих был тоже вопрос: "А женщины?" После машины задавали вопрос: "А женщины у вас тоже общие?
Вопрос вполне серьезный. Моделью для афро-социализма служила сельская община, а в местных селах женщин считали чем-то вроде имущества.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- Все вокруг народное, все вокруг мое. "Vijiji wya ujamaa", в переводе "коммунальные деревни", самый громкий проект африканского социализма. Все работали на общину в меру своих сил и желания, каждый получал свою долю из общего котла. Как ни странно, проект оказался живучим. Даже сейчас посреди жаркой саванны можно найти такие вот африканские колхозы.
Кукуруза и рис источник жизни для деревни Бутиама. В поле выходят чуть свет, но к обеду на рабочих местах остаются только самые выносливые.
Джек Ньямвага, ветеран коллективного труда, убежден - все африканские крестьяне в душе социалисты.
Джек Ньямвага, бывший лидер общины:
- Понятия "семья" и "деревня" в Африке всегда означали одно и то же. Богатые крестьяне помогали бедным. Если у меня не было коров, мне бы обязательно дали их на время, чтобы у моих детей было молоко.
Именно в деревне Бутиама родился человек, придумавший концепцию африканского социализма.
Первый президент Танзании Джулиус Ньерере дружил и с Востоком, и с Западом. В местных "колхозах" с одинаковым гостеприимством встречали и британского премьера Маргарет Тетчер, и китайских коммунистов. После двадцати лет правления Ньерере добровольно оставил президентское кресло и вернулся крестьянствовать в родное село, где и закончил свои дни. А вскоре пришел конец и африканскому социализму.
Джек Ньямвага, бывший лидер общины:
- Нас добил распад Советского Союза. Это было худшей рекламой социализма. Мы потеряли шанс повернуть богатых и бедных лицом друг к другу.
Мавзолей Джулиуса Ньерере со временем тоже стал объектом капитализации. Для того, чтобы увидеть могилу главного афро-социалиста, даже его соратникам нужно платить за вход.
Андрей Цаплиенко, Вадим Ревун, Танзания, "Подробности", телеканал "Интер".