Почем литр голубой крови? [ Редагувати ]

Сколько стоит стать маркизом? А английским лордом? А русским графом? А шляхтичем? А сколько стоит просто исследовать свои корни? Авось и найдется что-то интересное в переплетениях архивных документов? На все эти вопросы "Подробности" попытаются дать ответ ниже.
Продается королевство
Наверное, каждый из нас в детстве мечтал стать принцем или князем, маркизом или виконтом, завидуя героям Александра Дюма-Папы. Когда мы повзрослели, то поняли, что не видать настоящим советским людям титула, как капиталистам - нашей военной тайны. Когда же грянули перемены в начале 90-х, многие из нас услышали от перепуганных стариков-родителей семейные легенды, существующие практически в каждом роду, о том, что, дескать, и у них по венам течет толика голубой крови.
Стиль жизни каждого подсказал два диаметрально противоположных направления легализации сией небесной субстанции. Одни начали искать, где купить себе титул, а другие или зарылись в архивы, или поручили это делать профессионалам.
Никто не забыл, как в середине 90-х нувориши из "постсоветских", поимев много-много денег, решили, что пора и облагородиться. А, так как такой род бизнеса поставлен в Европе на поток, то особых проблем, чтобы стать "аристократом" не предвиделось и не предвидится. И ассортимент титулов здесь широк. Были бы деньги. Что же предлагают на рынке, который постоянно растет? Ведь порождения предложения спросом еще никто не отменял.
В Великобритании, к примеру, существует "Манорное общество" (поместье на английский переводится как manour), пишут "РИА Новости". Оно является посредником между покупателями и продавцами, поместным британским дворянством. Титулами торгуют в Лондоне на аукционах четыре раза в год. Оказывается, в Британском сообществе накопилось больше средневекового благородства, чем есть на него претендентов. Многих поместий уже нет, дворянские династии вымерли. Их титулы скопились у того или другого, ныне здравствующего дворянина. А зачем ему столько? Вот он и продает. Это касается титулов "лорд" или "барон". Они, конечно, не дадут их новым обладателям заседать в Палате Лордов и вообще не возведут их в пэры. Звание пэра может пожаловать только королева или премьер. К примеру, рыцарями Британской Империи стали уже сэры Пол Маккартни, Ринго Старр или Элтон Джон. Товар - это феодальные поместные титулы. "Скажем, титул "лорд манора Вудчерч", проданный за 13,5 тысяч долларов, означает, по сути, "владелец поместья Вудчерч". То есть, говоря по-нашему, покупатель становится как бы лордом некой английской Малаховки", - пишет Владимир Симонов. Именовать себя он имеет право, к примеру, не "лорд Cолоник", а "Cолоник, лорд Mалаховки". Однако, естественно, это никого не волнует. Иногда с титулом можно купить небольшой кусочек земли Альбиона с развалинами замка.
Один из аукционов в 1997 году, который состоялся в Лондоне 2 июля, принес 644 тысячи долларов за 28 лотов, чья продажная цена колебалась от 8550 долларов за титул "лорда манора Боллинакети" до 150 тысяч долларов за "барона Хьюстона". По состоянию на середину октября 2006 года, по информации сайта immigration-world.com на аукцион были выставлены баронские титулы Орейри, Килмор, Кенри, Кинаталун, Кантурк и так далее. Цена таких титулов колеблется между 30 и 60 тысячами долларов.
"Существует тысяча и один способ стать бароном", - пишет Влад Лисин в статье "Братва во дворянстве". Жителю США, например, достаточно зайти в муниципалитет, чтобы сменить имя Тони Кацнельсона на сэра Антони, барона Нельсона, причем скорость операции зависит только от размеров очереди перед ним. Однако это не совсем титул. Так же и мы можем поименовать себя в ЗАГС-е Николаем Третьим Романовым или же Екатериной Второй Великой.
Интереснее выглядят предложения из Германии. Можно попросить об усыновлении кого-нибудь из немецких аристократов, у которых по закону титул является частью имени. Интересно? Продолжаем дальше список.
До 2004 года можно было купить один квадратный сантиметр земли в шотландской усадьбе, владение которой давало право на титул барона. Однако сейчас возникла проблема. Акт об упразднении феодального землевладения отделяет владение титулом от владения землей. Ранее титул барона мог быть продан лишь вместе с землей, принадлежащей титулованному владельцу. После 28 ноября 2004 года официально регистрироваться начали лишь сделки купли-продажи земли. Это не оставило никаких шансов потенциальным покупателям проверить законность титула.
В Шотландии сейчас зарегистрировано около 2,5 тысяч баронств. Владелец титула может использовать приставку "барон" на официальных документах, кредитных карточках и чеках. В отличие от английских титулов, шотландские баронства останутся наследственными активами, передаваемыми по наследству, даже при том, что их подлинность нельзя уже проверить официально.
Но для тех, кто действительно хочет купить титул, еще не все потеряно. С 29 ноября 2004 года начал свою деятельность новый Регистр шотландских баронств, который с целью предотвращения мошенничеств решил основать Алистер Ренни. По его мнению, новый Регистр позволит защитить интересы настоящих и будущих шотландских баронов. В него войдут лишь титулы, прошедшие проверку особым поверенным.
В Шотландии торговля баронскими титулами - весьма выгодный бизнес. По словам главного продавца этого богатства, Брайана Гамильтона, около двадцати титулов продаются ежегодно на общую сумму порядка 2,5 миллионов фунтов. Стоимость престижного баронского титула в Шотландии оценивается от миллиона до двух миллионов долларов. Однако стойкий спрос заставляет цены расти по всей Европе.
Есть еще вариант с Ирландией. Там можно купить замок и также стать ненаследственным бароном, однако дворянства это вам не даст. В дворянское достоинство возводит только лишь глава монаршего рода, если род не правит, например граф Парижский во Франции, и все. Очевидно, что сделать это можно и в наше время.
Албания объявила о восстановлении института герольдии, который предполагаемо должен заниматься восстановлением старинных дворянских титулов со времен Иллирийской республики. Титулы, естественно, не продаются, но число поколений, прошедших от смерти последнего владельца до обратившегося за титулом потомка, не ограничено. Все владельцы этой земли, естественно, раздавали свои титулы аборигенам, так что на рынок титулов скоро будет выброшено немалое их количество, однако обойдутся такие титулы в копеечку. Нельзя забывать и о наследнике албанского престола принца Лекa Первого, который занят вполне прибыльным делом -торгует оружием из Южно-Африканской Республики Время от времени он титулует своих друзей ко дню рождения.
Итальянской аристократкой можно также стать достаточно легко. Особенно это касается украинок-гастарбайтерш. Им достаточно выйти выгодно замуж, и сыну или дочери гарантировано дворянство.
Кстати, по миру достаточно много разбросано микрогосударств, чьи короли с легкостью и за определенную плату могут вас посвятить в аристократы. Сергей Смирнов пишет в статье "Титулованные дворняги": "Мой знакомый сэр Орлов-Викторов как-то рассказал мне историю про австралийца, который купил землю и объявил себя королем. Новоявленный монарх послал письмо королеве Великобритании, в котором попросил ее признать его права на корону. По английским законам, если королева в течение определенного срока не отвергла просьбу, то можно считать, что она с ней согласна. Король стал выпускать свои почтовые марки, чеканить монету, а в его усадьбу стали ломиться толпы туристов".
К слову, 9 января текущего года стало известно, что на продажу выставлено королевство. Как передает Агентство финансовой информации "М3-медиа", на продажу выставлена самая маленькая страна в мире со своим собственным флагом, почтовыми марками, валютой и паспортами. Это самопровозглашенное государство-княжество Силэнд в Северном море, которое продает его основатель и владелец князь Рой I (майор в отставке Падди Рой Бейтс). Хозяин Силэнда не называет точную сумму, которую рассчитывает выручить от продажи своего государства, но "готов рассмотреть любые предложения".
Силэнд был основан в 1967 году. Именно в этом году на платформе, служившей в годы Второй мировой войны базой ПВО, высадился Падди Рой Бейтс со своей женой. Он провозгласил на платформе независимое княжество, а себя объявил князем. Княжество расположено в двенадцати километрах от береговой линии в районе местечка Харвич. Оно состоит из двух бетонных башен, соединенных между собой платформой, сопоставимой по размерам с теннисным кортом. Кстати, в этом государстве-княжестве за вполне сходную цену всего в несколько десятков фунтов до сих пор можно было купить титул лорда, барона или баронессы! Так что дерзайте, господа!
Nobilitus versus agriculus
А что же в Украине, спросят читатели? Нет ли путей стать кем-то важным, хотя бы на бумаге? Есть, ответим мы. Как отмечает еженедельник "Власть денег", у Украины есть свой король по имени Орест Первый. Сейчас он, по информации историков, проживает в Херсоне. В миру он известен под именем Орест Карелин-Романишин. В свое время он занимался изучением геральдики и поддерживал хорошие отношения с якобы потомком последнего гетмана Украины Скоропадским Олельком Вторым. Так он получил регентство. Когда Олелько умер, других кандидатов на корону не нашлось. По оценке еженедельника Орест посвятил уже около полутора тысяч дворян, в том числе сделав Леонида Кучму великим князем, а Александра Кузьмука - графом.
Кстати, у Ореста конкурентов в его сегменте не наблюдается, в отличии от россиян. Интересно, что еще никто из украинцев не додумался провозгласить себя наследником первого короля Галиции Данила. А для этого достаточно доказать, что у тебя в жилах течет кровь Рюриковичей. Интересно, что вероятность такого поворота дел велика. Ведь очень большая часть российского дворянства были потомками киевских князей. И хотя прямая ветвь галицких королей угасла еще в 14 веке, непрямые потомки могут на этот титул спокойно претендовать.
Если же человек уверен в том, что у него в роду были дворяне или шляхтичи, то он может сам попытать счастья в архивах или же попросить об этом профессионалов. Доцент кафедры истории "Киево-Могилянской академии" Татьяна Люта говорит в эксклюзивном интервью "Подробностям": "Если это князья Острожские, то с ними нет проблем! Если речь идет о более мелкой публике, то бесспорно нужно будет поискать. Но если она была нобилитована, то есть в тот или другой способ проходила через регистрационные акты, то, я думаю, это также не проблема. Это, в конце концов, можно все найти, все "вытокы та джерела" за несколько месяцев. Но если схема более сложная, то нужно будет повозиться".
А сложность, по мнению Лютой, в том, что современные люди очень тяжело привязываются к дореволюционным схемам, потому что есть большая, почти в 100 лет лакуна, которая нарушила систему учета народонаселения от времен Российской империи до сегодняшнего дня. Было нарушена церковно метрическая система. Ведь она не сразу была переведена в ЗАГС-овую систему, а соответственно эта дыра дает историкам большую проблему. Чтобы ее преодолеть, нужно конкретно увязывать себя с людьми, которые родились до 1917 года.
Таким образом, по словам историка, советский период мало того что документально перекрыл доступ к генеалогическим корням, он еще и очень серьезно помешал людей, которые проживали от 200 до 500, а то и больше, лет на одном месте. И это тоже повлияло соответственно на воссоздание всех связей. Ведь далеко не все люди могут сказать больше, чем о 3-4 поколениях. Кое-кто что-то знает о 5-7 поколениях. Ну, а 11 поколений - это уже совсем вещи, которые могут быть только в контексте таких исследований. Люта отмечает: "И я не могу сказать, что в каждом случае можно дойти до 11 поколения. Все зависит от состояния сохранения документов, и, очень, от памяти семьи. Если семья помнит кого-то до революции, это нам дает основания, думать, что исследование увенчается каким-то результатом".
Вообще же, по словам историка, исследование стоит от 250 долларов. Потолка, как вы сами понимаете, нет. Ведь можно исследовать 1 ветку можно 2, а можно и все 32. По словам Татьяны Юриевны, к ней иногда приходят люди и предлагают найти среди своих предков «голубую кровь». По ее словам, движет ими преимущественно тщеславие, хотя и бывают клинические случаи. Как говорят историки: "Все хотят быть nobilitus, но почему-то никто не хочет быть agriculus". Очень часто бывает, что исследования не подтверждают связи, и клиент остается недовольным. Нередко доказать на 100% связь нельзя и потому в выводах исследования остается злосчастное слово "очевидно".
Вообще говоря, проблемы генеалогии могут потянуть на десятки подобных материалов. Относительно же торговли титулов, то этого не брезговали никогда. Тот же Д*Артаньян был "шевалье" только во втором поколении. Его папаша-негоциант купил полуразваленный замок с одноименным названием, а потом префект получил несколько ливров на лапу и дописал до имени дворянскую приставку. Как пишет историк Норман Дейвис, еще тридцать лет назад в польских городах можно было встретить юношей с перстнями-печатками, на которых были выгравированы их шляхетские гербы.
И напоследок стоит еще раз вспомнить Дюма с его незабвенным "Графом Монте-Кристо": "А его графский титул? Ну, знаете, это можно купить. В Италии? Повсюду".