Янукович играет на "трубе" [ Редагувати ]

Переговоры между Россией и Украиной о возможном снижении цены на газ уже превратились в обязательный элемент политического "ландшафта". 22 февраля, общаясь со страной, президент подтвердил, что надежда остается. И даже намекнул, какими путями она может реализоваться. На кону не только альтернативные поставки, но и аренда ГТС.
Оптимизмом по газу
В ходе телемоста "Диалог со страной" президент уделил внимание многим темам, интересующим участников трансляции. Но "вечнозеленый" вопрос энергопоставок 22 февраля стоял особняком по ряду причин. В-первых, прямое включение с буровой на шельфе Черного моря стало одним из первых и самых ярких моментов прямого эфира. Во-вторых, обращение к "газовой" теме предсказуемо породило массу встречных животрепещущих вопросов. И ответы на некоторые из них прозвучали интересно.
В первую очередь Виктор Янукович заверил сотрудников платформы "Петр Годованец" (той самой "вышки Бойко"), что совместными усилиями политиков и газовиков непременно удастся избежать худшего – повышения тарифов не только для населения, но и промышленности. "Вы можете быть уверены, что в том числе и с вашей помощью, мы цену на газ ни для населения, ни для промышленности повышать не будем. Сегодня наше население платит - я бы сказал так - реальные цены, которые сложились на нашем рынке",- пояснил гарант Конституции. Стабильность тарифов для населения, как известно, входит в число дежурных обещаний нынешних властей. Да и внимание к нуждам промышленников президент объяснил просто – желанием уберечь их позиции на внешних рынках. "Мы будем бороться за то, чтобы мы были конкурентоспособными, и не будем загонять наших производителей, чтобы себестоимость продукции была ниже рентабельной", - уточнил глава государства.
Торжественное обещание тарифного благоденствия вступает в прямое противоречие со стандартными условиями возобновления сотрудничества с Международным валютным фондом, который реальными "цены для населения" не считает уже много лет. При этом украинские власти и ранее уточняли, что повышение тарифов они воспринимают как крайнюю меру. С другой стороны, на сегодня непросто найти другие пути выправления бюджетного баланса Нафтогаза. Впрочем, президент по поводу "общегазового" будущего высказывался с воодушевлением. "У нас есть оптимизм. Несмотря на те сложности, которые были все эти три года, я скажу, что мы выдержали огромное испытание. Наше государство, украинский народ, наша промышленность, товаропроизводители, - мы сохранили сегодня национальные интересы, мы значительно продвинулись вперед в программах энергосбережения", - сообщил он. Правда, президентское воодушевление до масштабов того оптимизма, который в последнее время демонстрировали в правительстве, дотягивало не всегда.
Основной энергетический курс на сегодня, как повторил Виктор Янукович, заключается в сокращении зависимости от импортных ресурсов. "Три года подряд мы повышаем добычу собственного газа - нам это удается делать. Мы сокращаем потребление газа, мы применяем как энергосберегающие технологии, так и замещаем газ другими энергоносителями, в основном углем и угольными смесями", - подчеркнул президент успехи своего правления. По его словам, в ближайшие годы в стране будут построены несколько заводов по производству синтетического газа из угля. Но пока эти мощности еще не существуют, а планы на добычу собственных углеводородов позволяет лишь надеяться на самообеспечение в будущем, Украина рассчитывает на диверсификацию поставок.
К одной из любимейших тем на Банковой относятся серьезно. "С компанией RWE мы заключили контракт на 5 миллиарда кубометров газа и, как говорится, потихоньку качаем этот газ. Это только первые шаги", - напомнил глава государства. И все же президент не преминул напомнить, что далеко не каждый диверсификационный проект легко воплотить в жизнь. "Я скажу, что мы будем искать любые пути диверсификации источников поставок газа. И Туркменистан - один из источников. Но я бы сейчас не преувеличивал наши возможности в Туркменистане. Есть надежда, над вопросами надо работать. Но бассейн Каспийского моря - сложный вопрос, здесь идет конкурентная борьба каспийских стран. От Украины мало что здесь зависит. К сожалению, разговоров, сколько я себя помню, много, но ничего не построено. Хотя много разговоров о строительстве газопроводов. Поэтому Украина должна быть реалистом в этом вопросе", - разъяснил Виктор Федорович.
Активизация туркменского вопроса напрямую связана с тем, что во время февральского визита главы государства в Туркменистан между Украиной и среднеазиатской республикой было подписан многообещающий (в том числе – и с точки зрения поставок энергоресурсов) меморандум о взаимопонимании. В Кабмине открывающиеся перспективы оценили очень высоко. Премьер уверен, что "угроза" более дешевого туркменского газа может помочь Киеву в переговорах со стандартным партнером. "По нашему мнению, это будет способствовать поиску взаимовыгодного формулы сотрудничества в газовой сфере с российскими партнерами", - рассказывал Николай Азаров 20 февраля. Но действенность туркменского аргумента во многом зависит как раз от российской стороны. Как напомнил 22 февраля президент – с "трубой", связывающей прикаспийскую зону с Европой, в последние годы ситуация не упростилась. В правительстве уже больше года считают, что Россия могла бы предоставить свои трубопроводы для транзитной прокачки (чего она сейчас принципиально не делает) во имя сотрудничества в рамках Зоны свободной торговли в СНГ. Но, если судить по словам главы государства, всерьез на это Киев не надеется. А, значит, туркменский газ все еще остается не реальной перспективой, а методом давления. И эффективность его оценить пока трудно. Впрочем, и здесь украинские власти настроены оптимистично.
Компромиссная надежда
Переговорные условия для достижения "газового" компромисса с Москвой, казалось бы, трудно назвать удобоваримыми. Поиск рецепта "частичного присоединения" к ТС идет с трудом, Украина продолжает сокращать объемы закупок, да и долговой спор о недоборе вряд ли совсем не скажется на реалиях. К слову, президент снова подтвердил, что выплачивать Газпрому пресловутые 7 миллиардов долларов правящий лагерь не собирается. А заодно и опять посетовал на равнодушие со стороны Европейского энергетического сообщества. "Нарушаются интересы Украины. Тогда вопрос, а зачем нам быть в этом сообществе? Мы значительно обострили сегодня этот вопрос, мы обратили внимание европейского сообщества на то, что мы как члены сообщества крайне недовольны отношением к Украине этого сообщества", - не в первый раз возмутился глава государства. При этом стоит заметить, что профильный министр не так давно признал, что официально Украина за помощью не обращалась. А с неофициальной поддержкой Европа не спешит…
Впрочем, судя по всему, управиться с Россией Киев планирует собственными силами. "Мы не останавливали переговоры с нашими российскими партнерами, и мы значительно продвинулись в этих переговорах. Но пока окончательного решения нет. У нас есть соответствующий план, и мы по этому плану работаем. И мы все-таки надеемся, что мы найдем компромиссное решение, которое позволит нам снизить цену на газ, поставляемый из России", - рассказывал президент. В контексте затянувшихся "подвижек в переговорах" эксперты все чаще упоминают о возможности создания консорциума по управлению украинской ГТС – и не обязательно трехстороннего. О том, каким может быть формат такого сотрудничества, Виктор Янукович 22 февраля умолчал. Зато сообщил, что о продаже отечественной "трубы" речь пока не идет.
В ходе общения с гражданами гарант достаточно четко очертил свое видение судеб газотранспортной системы. "Она (ГТС, - "Подробности") останется государству. Она, скорее всего, будет передана в аренду", - заявил Виктор Федорович. Цели аренды, по его словам, прозрачны. "Чтобы арендной платы хватало на содержание этой ГТС, чтобы разделить ответственность по содержанию этой ГТС. И, безусловно, получить гарантии прокачки соответствующих объемов газа", - перечислил президент вероятные базовые условия. И тут же уточнил, что долгие сомнения переговорный процесс могут обойти. "Сегодня идут переговоры, работают специалисты. Мы близки к принятию решения. Мы стремимся к тому, чтобы это решение было принято в первом полугодии этого года", - отметил глава государства.
Президентские слова об аренде некоторые специалисты оценили как обкатку "пробного шара" в переговорном процессе. "Я думаю, что президент дал информацию об одном из возможных вариантов компромисса с Россией. Я не исключаю, что этот вариант обсуждается, может быть, даже взят за основу. Может быть, это один из компромиссных вариантов нового газового соглашения с Россией", - допустил глава руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Не стоит забывать о том, что прямую продажу или приватизацию ГТС украинское законодательство запрещает. Зато его последняя редакция не мешает перемещать заманчивые активы между "дочками" Нафтогаза в том случае, если речь будет идти о "бюджетных учреждениях, государственных предприятиях или акционерных обществах, 11 процентов акций которых находятся в государственной собственности Украины". Реорганизация НАК в повестке дня остается уже давно – она же является одним из условий энергетического сотрудничества с Европой. И многое зависит от того, как эта реорганизация пройдет, какие предприятия "родятся" в итоге и как они смогут управлять ГТС. Вероятно, при желании обосновать аренду "трубы" будет не настолько сложно, как ее продажу. Вопрос только в том, на каких именно условиях Киев может искать соарендаторов.
К тому, что Россию заинтересует сугубо аренда и участие в модернизации украинского трубопровода, немалое число экспертов относится скептично. В Кремле не раз упоминали о своих симпатиях к "белорусскому варианту", согласно которому Газпром поэтапно выкупил ГТС соседней страны. "Газпром пойдет на условия аренды украинской ГТС только в том случае, если он получит право в будущем полностью контролировать трубу. В договоре может быть так и прописано: договор аренды на несколько лет с последующим правом Газпрома выкупить долю ГТС. Инвестировать, но ничем не управлять и не владеть – на такие условия Россия не согласится", - считает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. Возможно, "обезопасить" ГТС Украины смог бы давно обсуждаемых трехсторонний консорциум. Тем более что Европа интереса к некоторым украинским активам не теряет. "Украинская газотранспортная сеть и потенциал ее подземных хранилищ (они способны хранить 31 миллиард кубометров газа; все газохранилища Евросоюза имеют общую вместимость 95 миллиардов кубометров) может и в дальнейшем привлекать инвестиции и иметь большую ценность, если газ сможет поставляться в Украину из ЕС - для потребления или хранения", - напомнил в феврале комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер. Правда, интерес России к настолько проевроевройскому использованию украинских возможностей (еще и в духе норм Европейского энергетического сообщества со всеми его "энергопакетами") еще требует доказательства. Впрочем, как сказал президент, в "газовом" вопросе пока "окончательного решения нет". И тем интереснее становится, каким же оно все-таки будет…