РГ: В союз или в зону [ Редагувати ]

Украина стоит перед выбором: либо быть членом Таможенного союза, либо иметь зону свободной торговли с ЕС, пишет "Российская газета".
Встреча Владимира Путина с Виктором Януковичем должна была состояться еще в декабре прошлого года. Однако в последний момент украинский лидер передумал лететь в Москву. Официальный Киев внятно не объяснил тогда, что случилось. А вот политологи не упустили случая рассказать: звонок чиновника из Брюсселя сорвал российско-украинский саммит. То, что эта версия недалека от истины, косвенно подтвердили сами еврочиновники.
Брюссель открыто призвал Киев сделать выбор: между Россией и Евросоюзом. Раньше в ЕС не позволяли себе столь откровенно демонстрировать свои истинные цели. Очевидно, в Брюсселе поняли, что сейчас предложения России для Украины куда привлекательней и выгодней, чем любые пустые обещания Евросоюза.
Ведь, по сути, еэсовцы в условиях глубочайшего кризиса в зоне евро в состоянии кормить Киев исключительно разговорами о "светлом будущем". В действительности же украинцам при поспешном вступлении в ЕС уготовлена судьба болгар или румын. Их в Евросоюзе не просто открыто называют людьми второго сорта, но и создают такие условия, при которых ни Болгарии, ни Румынии никогда не вылезти с последних мест по уровню доходов на душу населения внутри ЕС.
А вот что предлагает Россия. Во время своего последнего визита на Украину в январе этого года глава МИД России Сергей Лавров заявил: "Мы искренне убеждены, что наши ближайшие соседи не должны ставиться перед искусственным выбором между "западным" и "восточным" векторами развития.
Интеграционные процессы на континенте - и в Евросоюзе, и в евразийских форматах - развиваются по одним и тем же правилам, поэтому необходимо способствовать объективной тенденции к их сопряжению, а не пытаться искусственно противопоставлять их друг другу...
Надо быть готовыми взглянуть на многие привычные понятия по-новому, правильно и своевременно оценить трансформации в международных делах. Контрпродуктивно цепляться за архаичную, коренящуюся в логике "холодной войны" философию проведения в Европе новых разграничительных линий, разделения континента на "своих" и "чужих"...
Россия и Украина решают во многом схожие задачи, связанные с обеспечением устойчивого социально-экономического развития, повышением жизненного уровня граждан, интеграцией в мировую экономику. А если учесть объединяющие нас историческое наследие, нашу глубочайшую культурную и духовную общность, теснейшее переплетение экономических интересов, то очевидно, что решать все эти задачи лучше не порознь, а в сотрудничестве друг с другом".
Безусловно, не все вопросы российско-украинских двусторонних отношений удается разрешать так быстро, как хотелось бы. Однако важно, что поиск путей их урегулирования - а они неизбежно возникают в отношениях между соседями, тем более при таких насыщенных объемах связей во всех областях - ведется путем деловых, откровенных, прагматичных переговоров с целью выхода на действительно взаимовыгодные варианты их решений. "Доброжелательная атмосфера нашего взаимодействия позволяет рассчитывать на достижение самых хороших результатов", - добавил Лавров.
"Наша задача - создать основу для настоящего единения всей Европы. Для начала единения экономического и торгового, в какой форме - это уже другой вопрос, возможно, в форме договоренности Европейского союза с одной стороны, России - с другой и Украины - с третьей. Возможно, в форме зоны свободной торговли. В любом случае европейское экономическое единство, общий рынок Востока и Запада был и будет достойным ответом на сегодняшние вызовы времени", - ответил Лаврову его украинский коллега Леонид Кожара.
О перспективах развития отношений между Москвой и Киевом в редакции "Российской газеты" говорил и статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин: "Украина для нас всегда остается важнейшим партнером и дружественным государством. Это та аксиома, с которой мы начинаем любые размышления о наших отношениях с Украиной...
При всех перипетиях нашей сложной истории, Украина - это родственная соседняя страна. Это касается и контактов между людьми, и экономики. У нас неплохой товарооборот - 50 миллиардов долларов. Мы не собираемся Украину за рукав тащить в Таможенный союз. Это абсолютно неправильное представление. Действительно мы говорим с Киевом о преимуществах Таможенного союза. Предоставляем аргументы и статистику. Но решение должны принимать украинцы.
Мы слышим заявления украинских политиков в пользу интеграции с Евросоюзом при дружественных отношениях с Россией. Диалог продолжается. Отношения богаты конкретными делами в экономике, торговле, гуманитарной сфере. По пребыванию Черноморского флота основные вопросы решены. Теперь мы вместе работаем по практическим деталям пребывания наших военных моряков в Крыму. Они не носят политического характера. Атмосфера отношений позволяет эти вопросы решать".
Ультиматум
"Что мы должны говорить четко - это то, что одна страна не может быть одновременно членом Таможенного союза и иметь глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли с Европейским союзом. Это невозможно", - заявил президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу во время своей встречи с Виктором Януковичем в феврале этого года в Брюсселе. При этом Баррозу подчеркнул, что окончательное решение относительно того, быть членом Таможенного союза или же иметь зону свободной торговли с ЕС, должно быть принято Киевом.
Газовый вопрос
Газовые отношения России и Украины далеки от идеала, но наша страна находится в лучшей позиции, так как по транзиту топлива и в обеспечении им Европы имеет сразу несколько альтернатив. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные "РГ".
А самым главным сейчас является вопрос об аренде украинской газотранспортной системы (ГТС), уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Все началось с того, напоминает эксперт, что несколько лет назад "Газпром" объявил о скидках на газ только для тех стран, чьи газотранспортные системы будут переданы в российскую собственность. "Украина отказалась от такого шага и в результате получила более высокие закупочные цены на "голубое топливо". При этом желание наших соседей говорить только об аренде (без последующего выкупа) своей системы нельзя назвать выгодным для России", - уверен Сергей Правосудов.
Действительно, зачем нашей стране брать в аренду, модернизировать и развивать газотранспортную систему соседнего государства, не имея возможности ею управлять? Да и ситуация, считает эксперт, сейчас совсем другая: у России в качестве козыря есть газопровод "Северный поток", говорит эксперт. "А когда начнет работать еще и "Южный поток", по большому счету, о транзите газа через территорию Украины можно будет особо не вспоминать", - уверен он. Оба "потока" смогут почти полностью покрыть запросы Европы в нашем газе. Тем более что северный трубопровод пока не заполнен - вторая его нитка занята только на 30 процентов.
В этой ситуации покупку Украиной европейского газа Правосудов ни в коем случае не считает панацеей от дорогого, как считает Киев, российского. "Разница в стоимости настолько невелика, в пределах 5 долларов, то эту меру можно рассматривать лишь как политический, а не экономический шаг", - заметил он. Тем не менее транзит природного газа по территории Украины в январе 2013 года сократился уже на 23,2 процента по отношению к январю прошлого года. А в 2013 году наши соседи планируют закупить в России всего около 18-20 миллиардов кубов газа.
К проблеме с газотранспортной системой стоит добавить и долги за уже поставленный газ, считает президент Российского газового союза Сергей Дмитриевич Чижов. Речь идет о 6-7 миллиардах долларов штрафов, которые накопились за недобор газа в прошлом году. "В ближайшей перспективе полностью решить оба вопроса вряд ли удастся. Скорее всего, наиболее актуален комбинированный вариант. Например, Украина вернет часть долга и отдаст нам газотранспортную систему в долгосрочную аренду", - поделился Чижов своим прогнозом с "РГ".
Хотя тут, подчеркнул он, могут возникнуть и другие вопросы, например, связанные с тем, какому собственнику принадлежит земля, по которой проходит труба в тех или иных районах. "В любом случае, учитывая "Северный" и "Южный" потоки, которые в ближайшие пять лет станут реальной альтернативой украинскому трубопроводу, нашим соседям ничего не остается, как искать политически и экономически взаимовыгодное решение. Модернизация системы необходима. В этой ситуации ничего, кроме поиска компромисса, не остается", - резюмировал Чижов.