Баррикады и самооборона: Митингующие Евромайдана готовы к сопротивлению [ Редагувати ]
Вернемся к протестам. Они не утихали всю неделю, хотя после прошлых выходных часто можно было услышать - мол, митингующие не продержатся долго. Но за всю эту неделю власть так и не сделала шага навстречу. Не начала переговоров. А главное - так и не были наказаны или хотя бы названы виновные в жестоком разгоне Евромайдана.
У людей, которые выходят сейчас на улицы много различий. Разная идеология, разные представления о будущем. И требования - разные.
"Отправить в отставку правительство Азарова. Уволить или даже арестовать министра внутренних дел Захарченко... Все-таки подписать соглашение об Ассоциации"... Но среди этих разных требований одно уж точно общее для всех. Виновных - наказать. Невиновных, но арестованных - освободить.
Речь о тех участниках акций протеста, кто в начале этой недели оказался за решеткой. Называют разные цифры - 10, 11, 15 и более задержанных... В любом случае - они есть. И им грозит уголовное наказание по обвинению в организации массовых беспорядков.
В частности, штурме администрации президента в минувшее воскресенье. Но в этом деле так много неясного, что у многих возникает совершенно оправданный вопрос, а не оказались ли за решеткой невиновные. В то время как настоящие провокаторы разгуливают на свободе.
Свои сомнения открыто высказывают украинские интеллектуалы - заявление об этом со сцены на Майдане зачитал академик Мирослав Попович. Говорил об этом и предстоятель греко-католической церкви Любомир Гузар.
О том, как на уходящей неделе продолжал меняться Майдан, все более политизируясь и становясь все более радикальным. А еще о том, как Майдан самоорганизуется, как меняется состав протестующих - Михаил Колесников.
Евромайдан - еще недавно совсем юный и студенческий - стал сначала политическим, а потом и вовсе - народным.
Михаил Колесников, корреспондент:
- Это улица Институтская, один из подходов у Майдану Незалежности. Именно с этой стороны в ночь на 30-е ноября подступили отряды "Беркута". Теперь здесь самая высокая баррикада. Деревянные фрагменты сцены, металлические ограждения, декорации, в общем, все, что предназначалось для большой новогодней елки, пригодилось в строительстве рубежей Евромайдана.
Теперь и защищать его есть кому. Территория поделена на секторы. Охрана - из добровольцев. Многие из них не понаслышке помнят о недавней жестокости силовиков.
- Боевые позиции они строили по очень интересной системе. Они строили по системе, что человек стоит на месте - и все.
- Допустим, вот, идет оттуда "Беркут", человек 200, что вы будете делать?
- Живым щитом становится, то выбегает охрана из центра Майдана, идет на усиление нашего сектора.
Теперь свою роль здесь знает почти каждый. Эта компания на микроавтобусе приехала из одного села. Перекрыли въезд на Майдан со стороны Крещатика. План действий в случае вторжения автозаков - есть.
Роман Жирик, охранник Майдана:
- Перегороджаєм, повністю перекрита дорога, лишається суто одна полоса. Маємо машину - вони тоже вирівнюються, перекривають і цю одну полосу.
А в случае наступления со стороны Верховной рады и Кабмина - эти люди первые дадут сигнал.
Василий Третецкий, охранник Майдана:
- Люди, які проходять повз, особливо старшого віку, просять: ви тільки не йдіть. Ну, тобто люди переживають.
Отряды народного сопротивления формируют неподалеку от сцены. Волонтеры заполняют анкету. После этого - инструктаж и распределение по сотням.
Мария Шаплай, участник Майдана:
- Кожна сотня має свого керівника, і має своє завдання. Завдання полягають в охороні порядку і безпеки мітингуючих, у виявленні і усуненні провокаторів, і взагалі щоб все було добре на Майдані.
Экипировка постепенно совершенствуется. К каске и наколенникам прибавился самодельный щит. Для защиты от провокаторов - говорит Евгений. Парень еще несколько дней назад понятия не имел, что окажется здесь.
Евгений, охранник Майдана:
- Вийшов з дому, пішов на Євромайдан в Чернівцях, і оказався в Києві на Євромайдані. Я просто не готовий був до того, я не взяв теплий одяг і так далі. Люди допомагають по можливості, хто чим може.
А Иван помнит Майдан совсем другим. В далеком 90-том он пришел на свой первый протест. Тогда еще не на Майдан, а на площадь Октябрьской революции.
Иван Довганич, участник Майданов (1990, 2002, 2004):
- Не було ні мобільних телефонів, ні інтернету, як ви знаєте. Мені було 19 років, я їхав з гуртожитку на 9-му тролейбусі по Хрещатику і побачив, що на площі Жовтневої революції якісь студенти, це був вечір, кладуть палатку.
Но Евромайдан 2013-го - нечто новое. Именно сейчас трансформация общественного протеста дошла до максимума - отмечает психолог Олег Покальчук. Он побывал на всех Майданах 90-тых и нулевых.
Олег Покальчук, психолог:
- Немає хаосу, немає натовпу, неузгоджених дій - це відчувається. Крім того, вирази облич людей. Вони, можливо, менш романтичні, більш зосереджені. І більше осмислені - вони розуміють, про що йдеться - це важливо.
И то, что нет единого политического лидера - не проблема, - считает психолог.
Олег Покальчук, психолог:
- Один лідер - це погано. Різні групи, пунктуально різні групи мають своїх лідерів.
Это и рожденные на Евромайдане уличные командиры, и певцы - Сашко Положинский, Руслана. Ведь она первая бросилась защищать митингующих от спецназовцев в ночь зачистки Майдана. На время протеста о пении забыла.
Руслана Лыжичко, народная артистка Украины:
- Нам головне зараз гідність не втратити, з голосом ми потім якось розберемося. Якісь першочергові речі для життя.
Ближе к Майдану стала и жена Виталия Кличко.
Наталья Кличко, жена Виталия Кличко:
- Сегодня была в госпиталях у пострадавших ребят, которые принимали участие в мирных акциях. Вот ходили на Майдан, поднимали людям настроение, пели, например.
А это - другой Майдан. Турецкий. Течение событий - очень похожее. Сначала жители Стамбула возмутились из-за вырубки парка. Полиция применила силу, погибли демонстранты. И тогда туда ринулись все. Расставили палатки. Подходы - забаррикадировали автобусами и строительными блоками. Из экипировки - каски, и респираторы - от слезоточивого газа. Предводителя у них тоже не оказалось. Им условно стал лидер нации Мустафа Ататюрк, сто лет назад провозгласивший Турцию светской страной. Впрочем, оккупай Гези продержалась недолго. Силовики сделали паузу, а потом всех разогнали.
В Украине милиция тоже устроила затишье. Впрочем, оккупай Майдан готовится к любым исходам. Теперь к охране присоединились и офицеры-отставники, и бывшие спецназовцы, и ветераны-афганцы. Майдан, хоть и мирный, но к войне готов лучше, чем две недели назад.
Михаил Колесников, Александр Данилов, Сергей Еременко, Вячеслав Фролов, Подробности недели, Телеканал "Интер"