"Крах". Последние дни одного тирана [ Редагувати ]
В Германии прошла премьера фильма немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля "Крах", посвященного последним дням жизни Адольфа Гитлера.
Действие этой эпической драмы разворачивается в промежутке между последним днем рождения диктатора 20 апреля и его самоубийством 30 апреля 1945 года. На улицах Берлина идут тяжелые бои, Красная армия сжимает кольцо вокруг центра города, среди рушащихся домов разыгрываются драматические сцены.
Гитлер и его ближайшее окружение засело в бункере, фюрер (Бруно Ганц, Швейцария) категорически отказывается покидать столицу или капитулировать. Чтобы, по словам его придворного архитектора Альберта Шпеера (Хейно Ферх), "стоять на сцене, когда упадет занавес". Однако, "стоять" не очень получается. Гитлера душат приступы истерики, перемежающиеся с рыданиями и вспышками слепой ярости. "Вы все трусы и предатели! - наскакивает он на своих генералов, - вы ничему не научились в академиях, кроме как держать вилку и нож!"
"Обычный человек"
Но фильм рисует и другую сторону бесноватого, как принято считать, фельдфебеля: например, нежность и сентиментальность в отношениях с долголетней подругой Евой Браун (Юлиане Келер), ставшей его официальной женой за несколько часов до совместного самоубийства. Умиление могут вызвать сцены, где Гитлер ест спагетти с томатным соусом или пирожные, общается с собакой.
Сценарий написан на основании фундаментальной работы о Гитлере Йоахима Феста и личных воспоминаний последней секретарши фюрера Траудл Юнге (Александра Мария Лара) - одной из немногих, кому удалось выйти из бункера живой.
В 2002 году, на Берлинском кинофестивале, о ней был показан документальный фильм ("В мертвом углу", режиссер Отмар Шмидерер), где "героиня" на протяжении двух часов рассказывала о событиях, отображенных в "Крахе".
Продюсер и сценарист фильма Бернд Эйхингер считает, что Гитлер, как всякий другой, имел свои мягкие стороны: "Он был обычным человеком, а не каким-то психопатом". Вместе с тем Эйхингер полагает, что в каждом человеке сидит животное. Это очень опасно, и "Крах", по мысли его создателя, именно об этом призван напомнить людям.
Идею коллективной вины немцев Эйхингер не признает. Журналу "Плейбой" он сказал, что не приучен чувствовать вину за что либо, чего не совершал лично. "Гуманизация" образа коричневого диктатора, в которой его обвиняют многие немецкие кинокритики, - это сознательный, провокационный жест. Зло - банально.
Уроки прошлого
Накануне премьеры, в Киле, прошла специальная конференция историков, мнения которых по поводу "Краха" разделились. Для одних, как для профессора из Германа Грамля, все шоу представляется "мучительно живым".
Другие, как известный историк Гарс Моммзен, считают, что "скрупулезная реконструкция фактов - еще не история". Но все, вероятно, согласятся с Кристьяном Хартманом - научным консультантом фильма - в том, что "Крах" - это слом табу: "Фильм показывает Гитлера не как монстра или карикатуру, но как человека".
"Очень впечатляюще, но многие сцены действуют прямо шокирующе!" - сказала Бригитте Шредер, учительница.
"Что меня потрясло больше всего - это фанатичные подростки. После этого становится ясно, что Гитлер никого во внимание не принимал", - призналась школьница Гюльзен Мустафова.
"Я пережил войну и нахожу фильм очень реалистичным" - таково мнение пенсионера Герберта Ланге.
Согласно проведенному по заказу журнала "Штерн" опросу, 69% немцев считают реалистичное изображение Гитлера правильным.
Одновременно премьера "Краха" прошла на кинофестивале в Торонто. "Нью-Йорк Таймс" назвала работу Эйхингера реалистичной драмой, что, по мнению газеты, свидетельствует о прогрессе немцев в вынесении уроков из своего исторического прошлого.
Стоимость фильма - боле 13 миллионов евро - достаточно крупная сумма для немецкого кинобизнеса. Съемки проходили в Берлине, Мюнхене и Санкт-Петербурге (наверное, продюсеру местные руины понравились).