Тарас Григорьевич скинул шапку к Шевченковским дням [ Редагувати ]
В феврале этого года Национальный банк Украины ввел в обращение стогривневую банкноту нового образца, тоже с Шевченко, но - молодым и без каракулевой шапки. Это нынче мода такая: менять старого народника Кобзаря на молодого романтика Тараса - на приглашениях, обложках книжек, памятных досках. Но что в сущности изменилось? Раньше были сплошь "каракулевые" Шевченко, а теперь вот "бесшапочные". Такое впечатление, что все дизайнеры, кроме растиражированного автопортрета 1840 года (именно его напечатали на новой стогривневой купюре), не подозревают о существовании других шевченковских автопортретов - их насчитывается больше девяноста. А с другой стороны, откуда им знать да еще и оценить мастерство своего суперзнаменитого коллеги? Национальный музей Тараса Шевченко, где хранится подавляющее большинство оригиналов его художественных работ, уже второй год не имеет возможности их полноценно показывать. То бесконечные ремонты, то конфликты в коллективе, а теперь вот нет средств на экспозиционное оборудование.
Впрочем, и для прежнего, и для нынешнего руководства на первом плане иные вопросы. Обходились же раньше без специального оборудования! И очень простым способом. Всего-навсего заказали художникам-реставраторам точные копии шевченковских акварелей. Поскольку выставляли их без специальной таблички (а это нарушение музейных норм), то посетителям ничего другого не оставалось, как думать, что вот эти выгоревшие и запорошенные от беспощадной эксплуатации листы и являются шедеврами Шевченко. Для чего рядовому зрителю было знать тонкости шевченковского штриха, когда развешенные в несколько ярусов "картинки" служили лишь иллюстрацией к героической биографии Кобзаря? И неважно, что на смену революционеру-демократу пришел национальный пророк, - музей, как и раньше, должен воспитывать, а не давать какое-то там эстетическое удовольствие!
Когда "найдутся" деньги и откроется обновленная старая экспозиция, то ожидания, что она представит "настоящего" Шевченко, будут напрасными. Прокрустово ложе монографического принципа экспозиции будет тяготеть над горемычным Тарасом до тех пор, пока не обновится способ написания его биографий, а на их основе не создадут мультимедийные программы и в музей не придут высокие технологии.
Так что пусть школьники отдохнут, а художники читают умные книжки и смотрят альбомы. Однако приобрести в свободной продаже подобную продукцию непросто. Дело в том, что в течение последних лет самые известные художественные альбомы Шевченко: "Святой Киев наш большой", "Один на один с Шевченко" "Национальный музей Тараса Шевченко" - выходили по печально известной программе социально значимых изданий. А эта печатная продукция по условиям программы в свободную продажу не поступает (если, конечно, издательство за свои средства и на собственный риск не допечатает тираж). Еще, правда, необходимо сделать одну ремарку: если вы не видели оригиналов, то изданный недавно альбом музея вас введет в заблуждение относительно колорита картин. И печатники здесь не виноваты, потому что современной слайдотеки или цифровой базы шевченковских произведений в музее нет.
По программе социально значимых изданий выходит и Полное собрание сочинений в 12 томах, работа над которым начата еще в 1980-х, потом была приостановлена и возобновлена лишь в 2001 году - за это время издано лишь шесть томов литературного наследия. Живопись Шевченко опять-таки стала жертвой устаревших методологий, интриг и геронтологии. И в настоящее время седьмым и восьмым томами занимаются двое немолодых научных сотрудников, которые отбрасывают большинство новейших подходов младшего поколения. Председатель редколлегии Полного собрания сочинений академик и нардеп Николай Жулинский просто не нашел времени и желания разобраться в предложенной концепции и выслушать ее разработчиков.
А раз так непросто подступиться к шевченковским шедеврам в музее или по книге, то, может, лучше отправиться в путешествие по его родным местам, которые его вдохновляли. Тут, вдали от столичной суматохи, хоть и ненамного веселее, но, по крайней мере, спокойнее на душе. Может быть, статус национального, недавно присвоенный историко-культурному заповеднику "Родина Тараса Шевченко" (объединяющему несколько сел - Шевченково, Кирилловка, Будища Черкасской области), улучшит и качество дорог, ведущих к мемориальным местам. Во всяком случае, гостиницу в Шевченковом строят. И инвесторы здесь не прогадают, потому что за прошлый год заповедник посетило около 35 тысяч человек. Вскоре в заповеднике появится новый объект - в настоящее время реконструируется парк-имение Павла Энгельгардта в Будищах. Кроме этого, в области действует туристическая программа "Золотая подкова". Это местная инициатива, но, к сожалению, на местном уровне все и остается, так как общегосударственного продвижения культурных маршрутов, даже с таким патриотическим уклоном, как шевченковский, пока еще нет.
А относительно статуса, то работники заповедника на вопрос: "Как вам после этого живется?" - ответили, что на объемах финансирования в этом году это не отразится, но "национальный - звучит гордо", это стимулирует.
Вообще-то, 2006 год - не юбилейный, поэтому ожидать чего-то грандиозного не приходится, но не за горами очень круглая дата - 200 лет со дня рождения поэта. Программу по подготовке к юбилею пока не принимали, но недаром в феврале Шевченко скинул шапку (по крайней мере, на новой банкноте) - очевидно, это знак.
Николай Скиба