Крымский узел [ Редагувати ]

Впереди 18 мая. Сюргюн куню - "День высылки". Эта дата будет отмечаться крымскотатарским народом в 62 раз. 18 мая 1944 года неугодный Сталину этнос был депортирован из Автономной республики Крым в Узбекистан под предлогом пособничества врагу. На десятилетия полумилионный народ стал изгнанником. Вместе с ними из тогдашней Крымской области было переселено много других людей. По данным Совета министров АРК, в 1941 году из Крыма были депортированы 61 тысяча немцев и членов их семей в Ставропольский край, а 18 мая 1944 года выселению подверглись 188626 крымских татар. Их участь вскоре разделили 11 тысяч армян, более 12 тысяч болгар и 14 с половиной тысяч греков).
На место крымских татар были поселены прдеставители титульной нации тогдашнего государства. Некоторые до сих пор считают репатриантов "врагами народа".
Каждый год перед днем народного траура в автономной республике вновь нагнетаются страсти. Политики стращают электорат "страшными исламистами", и, как следствие, вызывают всплески межнациональной вражды.
Вот и сейчас на первые полосы газет попала новость о блокировании крымскими татарами дороги "Ялта - Симферополь" - одной из основных трасс полуострова. Акция была проведена 11 мая так называемой "Партенитской группой по выделению земли" в районе поселков Маяк и Кипарисное. Группа требует выделить крымским татарам 500 гектаров местной земли, на что славянская община идти не желает. Это, по данным Московского Комсомольца, единственное место в автономии, где крымским татарам до сих пор не было выделенно ни одного участка. Партенит оказался на какое-то время отрезан от внешнего мира.
Крымские татары организовали автопробег-реквием, около 700 машин которого заняли почти всю трассу, на которой обгон запрещен. Целью было проведение митинга в поселке. Однако его жители и представители так называемого российского казачества закрыли им въезд двумя "камазами", считая, что таким образом крымские татары хотят захватить землю в этой части Большой Алушты (по их словам, были такие прецеденты). Из-за блокирования трассы пострадали отдыхающие Крыма, многие из которых опоздали на свои поезда или самолеты, объезжая место конфликта через Севастополь.
14 мая суд Алушты вынес обоюдоневыгодное решение, запретив автопробегу въезд в Партенит (из-за отсутствия предварительного несогласования организаторов с местной властью) и обязав местных жителей разблокировать трассу для проезда транспорта.
Еще в марте на главной площаде Симферополя был организован крымскотатарский палаточный гоордок. Бастующие требовали земли именно в этом поселке.
А 12 мая в Феодосии должен был монтироваться памятник апостолу Андрею Первозванному. Однако активные действия крымскотатарской молодежи, которая поставила пикет на месте установки монумента, помешали этому. По словам крымских татар, это событие, которое по плану должно было произойти 13 мая, не было согласовано со всеми национальными общинами города. Они протестуют против места установки памятника - у въезда в город.
К "черному дню" местное МВД, как всегда за последние 17 лет, приведено в полную боевую готовность. Власть боится провокаций пророссийских радикалов. Представители российской диаспоры в Крыму тоже не сидят сложа руки. Как сообщил "Новый Регион" дружинники "Социал-патриотической ассамблеи славян" взяли под охрану одну из местных православных церквей, мотивируя это опасением провокаций со стороны крымских татар.
Пытаясь каким-то образом смягчить ситуацию в автономии, Кабмин обнародовал постановление номер 637 от 11 мая 2006 года, согласно которому утверждена программа до 2010 года по расселению и обустройству депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые вернулись на проживание в Украину. На ее реализацию собираются потратить более 651 миллиона гривен. За прошедшие 14 лет на капитальное строительство было уже потрачено 818,4 миллиона гривен. Сейчас, по данным Кабмина, жильем не обеспечены до ста тысяч репатриантов (около 40% от общего количества).
А в Алуште с 1 июля 2006 года вводится "комендантский час", то есть запрещена продажа спиртных напитков и сигарет после 22:00 в незакрытых помещениях.
В Крыму уже много лет пытаются найти точки соприкосновения три основные силы. Крымские татары требуют землю своих предков. Заселенные на их место россияне активно противодействуют этому. А сверху из центра на них глядит украинская власть, которая до сих пор не пошевелила даже мизинцем, чтобы создать многовекторную и стратегическую программу урегулирования в регионе.
После 18 мая 1944 года в Крыму осталось меньше 20 тысяч крымских татар. С 1989 года они стали возвращаться на полуостров. Их собратья по несчастью чеченцы и ингуши вернулись домой в 1957. Люди рассказывали, что насилия по отношению к новым хозяевам у этих кавказских народов не было. Они просто садились под свои бывшие родовые дома и начинали демонстративно точить ножи. День точили, два точили, три точили. На четвертый день у русских обычно не выдерживали нервы и они сами уезжали.
С крымскими татарами было все по-другому. Сначала, в 1989 году, им пыталась помогать вся страна. Однако Союз развалился, и крымскотатарская проблема досталась молодой Украине. Крымские татары приезжали, руководствуясь льготным разрешением новой власти. За это они центральную власть и поддерживают. Ведь аналогичного закона для потенциальных репатриантов-западноукраинцев стран СНГ Верховная Рада не приняла.
Сейчас в АРК насчитывается до 280 тысяч человек этой национальности. По оценкам экспертов, вполне возможна репатриация еще 100 тысяч крымских татар из бывших республик СССР. Кроме того, не стоит забывать, что в Турции сейчас проживает порядка 5 миллинов человек, идентифицирующих себя как крымские татары.
Репатрианты требуют себе землю, на которой сейчас живут русские. Им совсем не хочется уступить землю крымским татарам. Тем более их во всех сферах жизни поддерживает Российская Федерация, которая, однако, не спешит принимать репатриантов назад. Ей легче держать на територрии непокорной соседки потенциальную "горячую точку", чтобы в нужный момент ее воспламенить.
Ведь, по большому счету, Крым России нужен как символ ее величия (читай, алмаз в череде оккупаций 17-19 веков в Европе и Азии). Украину, похоже, РФ потеряла. А вот Крым, который чрезвычайно важен ей в идеологическом смысле, потерять будет обидно. Хотя после 2017 года черноморский флот РФ может и уйти с полуострова, Крым она пока держать будет под полным своим контролем, каким бы неэтичным он ни был.
Волынку о Крыме, исламистах, украинском национализме, притеснении русского языка и грязном море российские СМИ заводят постоянно перед и в разгар курортного сезона. Этот черный пиар выгоден, в первую очередь, курортам - конкурентам украинских крымских здравниц (Сочи etc.). Хотя отбить желание у простого смертного ездить на ЮБК им еще не удалось.
А еще Крымский регион показывает себя с самой веселой стороны, когда начинаются выборы разного пошива. Политическая фауна полуострова так же причудлива и разнообразна, как и фауна биологическая. Достаточно сказать, что в Верховный Совет АРК крымские татары попадают, баллотируясь от имени... правоцентристских сил (1998 - "Рух", 2002 - "Наша Украина", 2006 - Народный Рух Украины). Россия и здесь не забывает половить рыбку в мутной воде. Ведь она защищает в Крыму не только и не столько русское население провинции, а еще и бизнес-интересы своих крупных бизнесменов. А рассказы о крымскотатарском ваххабитстве и исламском радикализме - для верящих российскому телевидению обывателей.
Как противовес россиянам и РФ Киев опирается на крымских татар, которые год от года становятся все многочисленнее, влиятельнее и, прямо скажем, ведут себя все наглее. Демография, увы, тоже не на стороне славян. У крымских татар нормой считается наличие в семье больше пяти детей. Уже сейчас можно сделать вывод, что если в ближайшие лет десять-пятнадцать в АРК не случится какой-нибудь локальной кровопролитной войнушки, то крымские татары вытеснят славян из Крыма количеством.
Уже сейчас их молодежь требует от Украины признать Крым крымскотатарской автономной республикой в составе Украины. Власть делает вид, что не слышит и пока закрывает глаза на самозахваты земли на побережье (в то время, как отданная им земля в степи пустует). Киев резонно считает, что в этой ипостаси от крымских татар только польза. Они мешают россиянам заняться своим объединением. Но, похоже, терпение народа-изгнанника понемногу начинает иссякать, о чем свидетельствуют события на симферопольской дороге.
К тому же. И плохо относиться к татарам Киев позволить себе не может, ведь это отразится на оценке миром прав нации на свободное развитие и на отношения с Турцией.
Москва постепенно кричит о том, что Украина пригревает на груди змею, готовит себе местное Косово или разрешает там отдыхать борцам за независимость Ичкерии. Однако РФ забывает одно: если Украина вступит хотя бы в НАТО, то такая проблема будет решена цивилизованным путем.
А ведь крымским татарам нужно не сильно много. Что же они сами предлагают правительству?
Нужно волевым решением сверху сделать крымскотатарский язык одним из официальных в Крыму, вернуть в употребление старые топонимы крымскотатарского, армянского, греческого и немецкого происхождения, что, в конце концов, придаст Крыму экзотики. А еще крымские татары хотят легализации курултая (их неофицального, однако самого влиятельного органа законодательной власти) и открытой возможности получить курортную землю на Южном берегу Крыма.
Не так много, не правда ли, нужно народу для счастью. Главное, Киеву необходимо не переборщить. Ведь аппетит приходит во время еды.