"Нам не нужна нефть. Дайте нам воды и еды для наших детей!" [ Редагувати ]
Операция по "освобождению" Ирака от режима Саддама Хусейна привела к безвластию и беззаконию в "контролируемом" британскими и американскими войсками Южном Ираке. Местные жители покидают свои деревни и спешат спастись от банд мародеров и грабителей. Говорят, что грабители - дезертировавшие солдаты 51-ой иракской дивизии.
В городах Сафван и Умм-Каср можно получить еду и воду, и даже устроиться на работу. "Мы их убеждаем, что останемся здесь надолго. До тех пор, пока не установится свобода и демократия, пока не наладится их мирная жизнь", - говорит майор Ален Пулсон из британского воинского контингента. Он - не боевой офицер, он - снабженец, который поставлен следить за одной тысячей иракцев, нанятых на работу в порт Умм-Каср на самом севере Персидского залива. "Мы возвращаем им работу и тем самым передаем порт в их управление", - считает он.
"Пока британцы здесь - мы в безопасности. Но мы боимся, что их армия уйдет, как это уже было в 1991 году. Мы все в опасности, если Саддам Хусейн останется. Если они узнают, что я здесь работал, меня убьют", - считает служащий порта Тарик. Он стоит рядом со стеной, на которой кто-то уже нацарапал на арабском языке - "Долой Саддама".
Вопиющая нищета простых иракцев бросается в глаза сразу после пересечения той условной линии, которая раньше была кувейто-иракской границей. Сегодня Кувейт отправляет в Ирак десятки тонн продовольствия, строит водопровод пропускной способностью до полутора млн. литров пресной воды в сутки, который прокладывается с севера эмирата в города Умм-Каср и Сафван. Несмотря на то, что после "освобождения" порта прошла неделя, многие иракские семьи до сих пор лишены доступа к пресной воде. "Дайте воды. Дайте еды. Нас здесь 200 семей. Мы не ели неделю", - кричат по обочине дороги плохо одетые иракцы, провожающие гуманитарный конвой голодными дикими глазами.
Увы, по соображениям безопасности, британские военные, охраняющие колонну, стараются проскочить небезопасные дороги быстрее и не подпускают журналистов пообщаться с местными жителями. Из окна автобуса видны лишь разрушенные бомбардировками жилые строения.
Свидетели рассказывали журналистам о разграблении одного из первых гуманитарных конвоев, следовавших в Сафван. На полпути от границы пять из семи машин были атакованы молодыми иракцами, принявшимися разгружать запасы прямо на дороге. Британские военные предложили сотрудникам миссии Красного полумесяца не вмешиваться и спокойно наблюдали за происходящим. В пункт назначения прибыли лишь две из семи машин. В Сафване же колонну встречали голодные женщины и дети, и, стоя послушно в очереди, от души благодарили, получая продовольственный паек и несколько бутылок с водой.
Простые иракцы в этом городе по-прежнему боятся, в их глазах таится страх. Один из местных жителей шепнул, что "агенты иракского режима по-прежнему среди нас, они переоделись в гражданское, и следят за нами".
"У нас нет школ, нет больниц", - рассказывает иракская женщина. На вид ей - лет 60, реально - не более 30. Она - беженка из Басры, и, по ее словам, отдала в виде взятки все состояние, чтобы иракские солдаты выпустили ее из города. "Мы больше не могли там быть, мы бы умерли. Мы слышали, что в Сафване - американцы и пришли просить еду и воду", - рассказывает она.
"У нас тяжелая жизнь, очень тяжелая, но это - наша судьба", - покорно вторит ей крестьянка Умм Аднан. Она вознесла руки в небо и причитает: "Боже, нам не нужна нефть. Мы устали от голода, нищеты и войн. Дай нам воды и еды для наших детей".