Почему шииты не торопятся помочь США? [ Редагувати ]
Президент Буш обратился к иракскому народу и пообещал, что на этот раз не бросит его на произвол судьбы. Давая эти заверения, Буш по сути дела обещал исправить промах своего отца, которого многие противники Саддама Хусейна винят в поражении восстаний, потрясших Ирак после войны 1991 года.
Особенно это относится к шиитам иракского юга, которые были окрылены победой союзного оружия и восстали против режима. Их несколько смущало, что Буш-старший остановил войска коалиции на полдороге к Багдаду и объявил войну законченной, но они все равно думали, что могут рассчитывать на американскую поддержку. Расчет оказался неверным.
Американская администрация умыла руки и не пришла им на помощь, когда правительственные войска жестоко подавляли и шиитское восстание, и выступления мятежных курдов на севере Ирака. Более того: заключая перемирие, американское командование разрешило иракской армии пользоваться вертолетами, с которых та расстреливала восставших. Вашингтон боялся распада Ирака, пугавшего его дестабилизацией всего региона, и поэтому отказался помочь тамошним самостийникам.
Уцелевшие этого не забыли и не торопятся сейчас встречать союзников цветами. Находящиеся в Ираке американские журналисты постоянно наталкиваются на местных жителей, которые говорят, что рады приходу союзников, но до смерти боятся махнуть им рукой, поскольку в толпе рыщут саддамовские политруки и активисты баасистской партии, которые могут жестоко за это наказать.
Смысл объяснений, которые слышат журналисты, сводится к простой формуле: "Вы пришли и ушли, а нам тут жить". Поэтому сейчас американское командование пришло к выводу, что до тех пор, пока местные жители не убедятся в том, что правящий режим действительно приказал долго жить, они бросать в воздух чепчиков не будут.
Вдали от посторонних глаз многие жители, по словам журналистов, охотно докладывают союзникам, где прячутся баасисты, указывают на опорные пункты и тайные склады оружия. Но до убедительной победы коалиции высовываться они не станут. Именно это имел в виду Буш, когда он заявил в своем выступлении, что Саддам Хусейн "до самого конца использует страх как орудие своего господства".