Операция "Ратификация" [ Редагувати ]

Центр украинской политической жизни на некоторое время переместился с Банковой в здание ВРУ. 27 апреля парламент ратифицировал "харьковский пакт" Дмитрия Медведева и Виктора Януковича – с шумом, пылью (вернее, дымом) и непредсказуемыми последствиями, которыми грозит оппозиция.
"Морской бой"
После того, как 21 апреля президенты государств-стратегических партнеров обнародовали подробности того, как именно нашей стране предстоит расплачиваться за "газовые" скидки, харьковское соглашение превратилось в Украине в тему номер один. С момента провозглашения: "Черноморскому флоту РФ в Украине быть. И быть еще долго" - общественная жизнь полнится протестами оппозиции, возмущением представителей интеллигенции, неодобрением местных властей западного региона, митингами и публично высказываемыми мечтами устроить импичмент президенту. Последний, правда, сделав пробежку вперед, не отказался и от ритуального шага назад. Сторонники гаранта намекнули, что в случае недоброжелательного вердикта Конституционного суда Виктор Янукович будет готов расторгнуть свежие договоренности. Глава КСУ в свою очередь заверил, что вместе с коллегами готов рассмотреть вопрос соответствия президентских планов статье 17 Конституции Украины. Но здесь, как и в случае с "подушной" коалицией, срабатывает подход "Утром – деньги, вечером – стулья". Пусть сначала парламент ратифицирует спорный документы, а судьи потом разберутся.
Как раз на народных избранников, точнее, на оппозиционное их крыло, представители национально-демократического лагеря и возлагали основные надежды. С учетом блокадного опыта нынешних нардепов продолжительное препятствование принятию потенциально одиозного решения выглядело делом техники. Но первые сомнения в перспективах плана "Нет ратификации!" смогли появиться после того, как "бютовцам" не удалось провести внеочередное заседание в субботу, 24 апреля, которое могло бы пройти на условиях инициатора.
Несмотря на предварительные споры и неодобрение комитетов, как и планировалось, днем Х было назначено 27 апреля. Оппозиционеры заранее предупредили, что принимать участие в пленарном заседании не будут, хотя в сессионном зале поприсутствуют. Но предосторожности (пребывание на страже, накрывание "проблемных" секторов полотнищем государственного флага и, как позже выяснилось, механическое блокирование индивидуальных систем голосования) ситуацию не спасли. С метанием яиц в спикера, с дымовыми шашками, с драками – но решение было принято. Двумястами тридцатью шестью голосами украинский парламент дал добро на продление пребывания ЧФ РФ в Крыму.
Поскольку подобные шоу (хотя, стоит отметить, не таких масштабов) в стенах законодательного органа давно вошли в привычку, то и первая волна протестов оппозиции основана на традиционных аргументах. "Сегодня абсолютно очевидно, что это голосование сфальсифицировано", - отреагировала на произошедшее Юлия Тимошенко. И действительно, к парламентским событиям 27 апреля возникает масса процедурных вопросов. Большинство из них стандартны: например, каким образом резко увеличилось поголовье депутатов, которых к началу заседания в зале зарегистрировалось всего 211 (одним только приведением к присяге "новобранцев" такой прирост не объяснить). Или (извечный украинский вопрос вопросов) как так получилось, что сработали карточки депутатов, отсутствовавших в зале. Представители властной фракции к таким особенностям голосования относятся по-философски. "Ни для кого не является секретом, что депутаты голосуют согласованно по решению фракции. Поэтому часть депутатов осуществляла защиту президиума, чтобы он мог работать, и другая часть работала непосредственно на рабочих местах", - не скромничал в описаниях "традиционных методов работы" лидер парламентского филиала ПР Александр Ефремов. И в самом деле – ничего, принципиально отличающегося от стандартных будней ВРУ-бытия, 27 апреля не произошло. Но именно тогда, когда речь заходит о принципиальных для судеб страны решениях, становится очевидно: при общем попустительстве знакомые "нелады" в украинском королевстве рискуют завести уж слишком далеко…
"Хороший день"
Если оппозиция сходу поименовала произошедшее в стенах Верховной рады "черной страницей в истории Украины", то инициаторы перемен со своей стороны не скрывают радости. Практически одновременно с украинскими коллегами "харьковский пакт" ратифицировали депутаты Госдумы РФ (правда, в соседнем государстве документу еще предстоит одобрение верхней палаты парламента – Совета федерации). Доволен и Дмитрий Медведев, а российское внешнеполитическое ведомство придерживается взглядов в духе "и только смерть разлучит" Крым и флот, точнее, - гипотетическое объявление войны.
Представители украинской власти также, похоже, склонны верить в нерушимые узы "бартерного" договора. Во всяком случае, у Виктора Януковича, который решил посвятить 27 апреля поездке в Страсбург и выступлению на Парламентской ассамблее Совета Европы, "сегодня очень хороший день". Сомневаться в бодром настроении главы государства не приходится, и легкая, но знаковая оговорка (рассказывая о результатах визита в Киев Владимира Путина, Виктор Федорович назвал российского премьера президентом) его едва ли омрачит, как не смутили президента неоднозначные обстоятельства ратификации договоренностей.
Не менее "хороший день", по всей видимости, и у Николая Азарова – кроме ратификации перед майскими "каникулами" парламентарии нашли в себе силы принять и бюджет. В ходе краткого брифинга по свежим следам парламентских событий глава правительства пообещал светлые горизонты, а заодно и то, что в ближайшее время к работе приступят международные эксперты, цель работы которых – расследовать деятельность предыдущего Кабинета. Взгляды власть имущих на будущее, которое должно ожидать их соперников, в общих чертах известны, поэтому сенсацией заявление премьера не стало. Куда больший интерес привлекло его мнение касательно возможного плебисцита. Напомним, на одной из "постпактовых" пресс-конференций Виктор Янукович уверял, что "как только будет принята соответствующая законодательная база", в Украине может пройти череда референдумов. И базирование на территории нашей страны флота иностранного государства тоже рискует стать предметом всенародного обсуждения.
Спустя несколько дней "плебисцитные" вкусы власти претерпели некоторые изменения. То, что Николай Азаров не считает пребывание ЧФ РФ в Крыме в полной мере иностранным военным присутствием – не сюрприз. А вот его убежденность в том, что раз Верховная рада ратифицировала обновленный договор, то, выходит, и обсуждать нечего, все-таки несколько смущает. "Никакой необходимости проводить референдум после сегодняшнего голосования в парламенте нет. По данным соцопросов, более 60% граждан поддерживают данное решение, несмотря на оголтелую пропаганду", - приняло новую форму фирменное "Да пошли вы!" Николая Яновича, адресованное на этот раз украинскому народу. Впрочем, глава "объединенной оппозиции" убеждена, что случись в ближайшее время референдум – результаты его все равно будут сфальсифицированы. А значит с апрельской радостью власть предержащих нужно бороться другим оружием.
Не было бы счастья, да несчастье поможет?
Спрогнозировать масштабы влияния "харьковского пакта" и сопутствующих договоренностей (обнародованная в СМИ информация позволяет сделать допустить, что одним только Крымом Украина не отделается – на кону будущее энергетики и, возможно, авиации) на геополитическом уровне пока затруднительно. Но в том, что касается оценок степени воздействия апрельских событий на внутриполитическую ситуацию большинство специалистов солидарны: соглашение от 21 апреля и его ратификация могут оказаться теми несчастьями, которые поспособствуют объединению украинской оппозиции.
О необходимости защитить стратегические интересы государства единым фронтом практически сразу же заявили представители большинства парламентских и внепарламентских национально-демократических сил и "сочувствующих". Как минимум, сообща планируется проводить бессрочные пока акции протеста. Накануне судьбоносного голосования о готовности вести совместные с БЮТ действия объявили даже прежде холодные к сотрудничеству "заукраинцы" во главе с Вячеславом Кириленко. Но, похоже, "тимошенкоцентризм" зарождающегося Комитета защиты Украины снова может сыграть против попыток объединить оппозицию. Ведь Виктор Ющенко уже успел заявить, что с экс-премьером ему сливаться в едином порыве, пожалуй, не с руки. Причем аргументация недавно сложившего полномочия президента ("...сдала украинские экономические интересы") по ряду пунктов совпадает с пояснениями власть имущих, зачем нужно было идти на небесспорное соглашение с Россией.
Свою роль камешков в огород "пробютовской" ориентации возможной протестной деятельности могут сыграть и другие факторы. Неприятным, но несмертельным ударом по репутации политической силы служит обнародование того факта, что в роли юридического куратора "харьковского пакта" выступил Андрей Портнов – нечто подобного следовало ожидать. Более весомый ущерб может нанести заявление Владимира Путина о том, что сама Юлия Владимировна была готова обсуждать вопрос дальнейшего пребывания ЧФ в Крыму. Эту реплику российского премьера уже успел определить на знамена премьер украинский, который пришел к выводу, что "более циничного и наглого политика", чем Юлия Тимошенко, не существует. Не исключено, что тема "рыльца в пушку" будет активно развиваться и далее. Но основное влияние этот тезис окажет, скорее, на ядро сторонников Виктора Януковича, хотя нельзя проигнорировать и возможность некоторого его воздействия на готовность к действиям тех потенциальных протестантов, которые со скепсисом воспринимают экс-главу правительства.
Несмотря на не стопроцентную безупречность позиций БЮТ, шансы на хотя бы ситуативное объединение оппозиционных сил и их сторонников остаются. И, хотя социологи не обещают значительного роста протестной активности народа, последние события показывают, что стоит ожидать как минимум череды заметных митингов. Угроза суверенитету Украины (а именно так может быть воспринята ратификация харьковских договоренностей немалым числом граждан государства) – это тот фактор, который поможет на некоторое время сгладить многие противоречия. Одновременно, подобная реакция избирателей может повлиять и на парламентариев. Симптоматично, что своим неодобрением результата переговорного процесса успел поделиться экс-глава СП Виктор Балога – патрон той самой партии "Единый центр", представители которой в Верховной раде чуть ли не в первую очередь считались потенциальным "полуфабрикатом" для пополнения коалиционных рядов. Можно допустить, что после решения о ратификации приток депутатов в большинство несколько замедлится, и достичь искомого результата в 300 конституционных "штыков" власти будет труднее. "Одно дело бороться с кризисом вместе с Януковичем, совсем другое — сдавать национальные интересы", - цитирует "Зеркало недели" анонимных депутатов-"нунсовцев".
Замедление процесса перехода парламента под почти полный контроль Банковой – это, своего рода, "полуавтоматический" результат операции "Ратификация", которого можно было ожидать. Куда больше внимания заслуженно вызывают возможные действия оппозиции. Если судить по последним заявлениям, ряд вариантов – таких, как импичмент, референдум или упование на решение Конституционного суда – из-за своей бесперспективности энтузиазма у оппозиционеров не вызывает. Ставка, похоже, будет сделана на устрашающий эффект от уличных протестов, на сопротивление властным инициативам на местах (там где представительская местная власть нелояльна по отношению к победителям выборов) и на парламентскую, то есть, в какой-то мере антипарламентскую деятельность. Среди свежих обещаний Юлии Тимошенко мелькнула и очередная блокадная инициатива. То, что, с одной стороны, выглядит как попытка помахать кулаками после драки, с другой – может открыть простор для возможного маневра. Как известно, продолжительная бездеятельность парламента может привести к его роспуску. Плюс в распоряжении оппозиционеров (как они любят напоминать) остается проверенный инструмент отзыва 150 мандатов – правда, после событий 2007 года его использование существенно осложнилось.
Со слов Юлии Тимошенко можно сделать вывод, что наиболее перспективным вариантом борьбы с результатами неправедного голосования служит курс на досрочные парламентские выборы. Безусловно, попробовать денонсировать новую версию договора можно и нынешним составом парламента, но поверить в это тяжело. А вот после перевыборов, как полагают эксперты, договор "Скидки за Крым" можно будет и пересмотреть. В то же время не следует сбрасывать со счетов и возможные контрмеры нынешней власти – вряд ли президент будет спешить объявлять о роспуске парламента, даже если для этого появятся основания. Но потенциальные происки противника – это не единственная помеха для оппозиционеров. Главным вопросом повестки дня по-прежнему остается их готовность на время поступиться индивидуальными амбициями во имя общих интересов. Перспективы консолидации ожидает самая что ни на есть проверка боем.