Контрреволюция роз [ Редагувати ]

В ночь с 25 на 26 мая в Тбилиси власти разогнали оппозиционный митинг. В ходе возникших между протестующими и полицией столкновений погибло два человека. Международное сообщество по-разному восприняло события в Грузии: Россия обеспокоилась нарушением прав человека, а Европейский союз выразил свою поддержку президенту страны Михаилу Саакашвили. Тем не менее, поддержка грузинской оппозиции может в дальнейшем сыграть против РФ.
Кому Саакашвили не мил
Президент Грузии Михаил Саакашвили, пришедший к власти в стране на волне "Революции роз" в 2003 году, а затем переизбранный в 2008 году, у жителей своей страны вызывает весьма смешанные чувства. С одной стороны, во время его правления Грузия преобразилась. Когда-то маленькая кавказская республика была известна как край тотальной коррупции, безработицы, всеохватывающей власти "воров в законе". После прихода к власти "Миши" – так называют в народе грузинского президента – начались реформы, в результате которых о Грузии заговорили в мире как об одном из самых динамично развивающихся государств. Коррупцию практически полностью победили, инвестиционный климат в стране является одним из самых благоприятных в мире – в рейтинге Всемирного банка 2011 года страна занимает 12 место в мире по легкости ведения бизнеса. Грузинские реформы во всем СНГ вызывают зависть, отныне оппозиция в России и Украине говоря о своих целях в пример приводит именно эту страну. С другой стороны, несмотря на благоприятный инвестиционный климат и отсутствие коррупции в стране крайне высока безработица. "Во-первых, туристический бизнес еще не настолько развит, чтобы обеспечить занятость большей части населения. Во-вторых, экономическое эмбарго со стороны России на ввоз грузинского вина сдерживает развитие аграрного сектора. В-третьих, при том, что Запад оказывает Грузии моральную и финансовую поддержку в деле реформирования экономики, темпы роста западных инвестиций оставляют желать лучшего. В-четвертых, кадры, воспитанные в советской системе, не смогли вписаться в новые экономические условия и пополнили ряды безработных или низкооплачиваемых работников", - поясняет в "ЕЖ" ее причины эксперт Фонда комплексных прикладных исследований Автандил Цуладзе. Да и инвестиции в страну крайне невысоки, несмотря на то, что трудовое законодательство в государстве явно на стороне работодателя. Это, кстати, является и второй причиной недовольства Саакашвили – средняя зарплата в стране невысока – несколько сотен долларов. Кроме того, нынешнему грузинскому президенту не могут простить войну с Россией в августе 2008 года, в результате которой погибло 412 человек, а этнические грузины вынуждены были бежать с территории Южной Осетии. Впрочем, и до войны 2008 года у Саакашвили не было всенародной поддержки. Именно после акций протеста в 2007 году он добровольно назначил досрочные выборы президента, на которых, однако, победил.
Все вышеупомянутые факторы привели к тому, что в стране мало-помалу возрастает количество сторонников оппозиции. Однако грузинская оппозиция весьма пестра по своему составу. Тут и "радикальные демократы" во главе с Нино Бурджанадзе, и умеренные "свободные демократы" во главе с Ираклием Аласания, и такие одиозные личности, как экс-министр обороны и внутренних дел Ираклий Окруашвили. "То, что в Грузии называется оппозицией, в психиатрии называется инфантильностью", - в свое время охарактеризовала оппонентов Саакашвили российская журналистка Юлия Латынина. Оппозиция в Грузии разобщена. Показательно, что в "Дне гнева" помимо политсилы Бурджанадзе "Народное собрание" не участвовали другие оппозиционные партии и движения. Вместо заявленных нескольких десятков тысяч на акции протеста по разным оценкам вышло от 3 до 5 тысяч человек. "Грузинский народ доказал, что не верит тому, что, случись революция, жизнь сразу улучшится: не будет безработицы, цены на бензин и на все остальное пойдут вниз и т.д. и т.п. Вообще, у нас сейчас тотальное недоверие к оппозиции, к этой радикальной оппозиции", - цитирует "Эхо Кавказа" ректора Дипломатической академии, политолога Сосо Цинцадзе. Несмотря на это, акции протеста не обошлись без происшествий – погибло два человека, один из которых полицейский. Примечательно, что обоих погибших задавили машины из кортежа Бурджанадзе, которая покидала акцию протеста, когда ее начали разгонять стражи правопорядка. Несмотря на это, грузинскую оппозицию поддержали в России, явно не славящейся своим толерантным отношениям к противникам власти.
Наступит ли Россия на "грузинские грабли"?
Разгон митинга оппозиции в Тбилиси состоялся потому, что именно в ночь на 26 мая у оппозиции истекло разрешение на проведения митинга в столице Грузии. Что неудивительно, ведь 26 мая в этой стране отмечается День независимости. Несмотря на то, что с самого начала акции протеста оппозиционеры вели себя не всегда мирно и корректно, власти решились применить силу только в тот день. До этого протестующие задерживались полицией лишь тогда, когда их действия угрожали общественному порядку и безопасности граждан. Так случилось, например, в Батуми, где активисты оппозиции начали забрасывать камнями здание местного телевидения, или в Тбилиси, где 22 мая группа участников акции напала на полицейскую машину. Однако уже 23 мая российское министерство иностранных дел раскритиковало действия грузинской власти. "Подобные действия режима Михаила Саакашвили не могут расцениваться иначе, как препятствование реализации населением и политическими силами страны законных прав на свободу собраний и выражение мнения, закрепленных, в частности, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод". А после разгона митинга оппозиционеров МИД РФ и вообще назвал действия грузинских властей "грубым нарушением права на мирные собрания и на свободу выражения мнений". "Становится все более очевидным, что заявлениям режима М.Саакашвили нельзя доверять, а радужная картина "успехов молодой грузинской демократии" весьма далека от действительности", - заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. В ответ глава грузинского внешнеполитического ведомства Григол Вашадзе отметил, что МИД РФ "выразил разочарование Кремля тем, что там (в Москве) задуманная, профинансированная и организованная провокация, которая должна была произойти в Грузии, не произошла".
Для подобных выводов у Вашадзе есть справедливые основания – ранее нещадно критиковавшая Кремль Нино Бурджанадзе после перехода в оппозицию зачастила с визитами в Москву. На записи ее разговора с сыном, во время которого обсуждаются акции протеста, Бурджанадзе даже апеллирует к защите спецназа ГРУ. Помимо этого, акции протеста поддержал глава радикальной "Грузинской партии" Ираклий Окруашвили, который, по информации телеканала "Рустави-2" 19 мая проводил переговоры с высокопоставленными лицами в Москве. Сам Окруашвили эту информацию опроверг. Экс-министр обороны, который находится в Грузии в розыске, пообещал прилететь на митинг оппозиции в Тбилиси. Ведь в свое время он произнес, что без его участия власть Михаила Саакашвили свергнута не будет. Однако, по мнению экспертов, поддержка оппозиционеров может в будущем дорого стоить России. "Российский МИД должен молиться на Саакашвили, потому что этот политик себя полностью дискредитировал и очень удобен в качестве противника на дипломатической сцене, - цитирует "Голос Америки" руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина. Если к власти в Грузии придут Бурджанадзе и ее союзники, "которые не замешаны в военных авантюрах Саакашвили", они не откажутся от требований восстановления территориальной целостности Грузии и будут вести жесткий диалог с Россией. "Это будет диалог в европейском стиле: вы нам должны и точка", - считает Делягин. Более того, если Бурджанадзе, несмотря относительно умеренный в вопросах территориальной целостности Грузии политик, то Окруашвили считается одним из "ястребов". "Если 1 января 2007 года мы не встретим в Цхинвали, я уйду с поста министра обороны Грузии", - сказал он в бытность свою министром обороны Грузии. А когда началась российско-грузинская война в августе 2008 Окруашвили попросил предоставить ему возможность вернуться в Грузию из Франции, с тем, чтобы пойти воевать против российских войск.
Кроме того, обращает на себя внимание то, что критикующая Грузию Россия к своим собственным оппозиционерам относится без оглядки на "законные права на свободу собраний", разгоняя безоружные (в отличие от грузинских) митинги несогласных. Однако при этом, уровень демократических свобод в Грузии гораздо выше, чем в России. "В Грузии регулярно проходят все виды выборов, и нет ни одной политической силы, нет ни одной политической партии, нет ни одного кандидата в президенты, которому было бы отказано в регистрации, как это было в России. Нет ни одного бывшего кандидата в президенты, которого арестовали и посадили бы в тюрьму, как это делают в Белоруссии. Там нет ничего подобного тому, что происходит у нас в России, когда любой оппозиционный митинг или оппозиционная демонстрация заканчивается избиением мирных участников полицией", - сказал в интервью "Радио Свобода" президента Института экономического анализа Андрея Илларионова. Таким образом, заявления российского МИДа способны не только подстегнуть российских оппозиционеров к действиям, но и дают прекрасный повод обвинить российское руководство в двойных стандартах.