"Регионы" усилились Тигипко [ Редагувати ]

К началу нового политсезона правящий лагерь приготовил сюрприз. 16 августа Николай Азаров и Сергей Тигипко объявили о грядущем объединении возглавляемых ими партий. И такое решение может заметно повлиять на привычный политический ландшафт. Что особенно важко в преддверии парламентских выборов.
"Брак" по реформам
Громкие суды над Юлией Тимошенко и Юрием Луценко не позволили лету-2011 стать сезоном полноценного политического затишья. Процессы идут, допрашиваются вип-свидетели из числа бывшего и нынешнего руководства страны, Запад внимательно следит за происходящим, а отечественная оппозиция чаще заговаривает о необходимости объединения. Но пока национально-демократический лагерь то теоретизировал, то решал создавать надпартийный Комитет сопротивления диктатуре, правящие силы взялись за дело с большей практичностью. В их случае об "околополитическом" ситуативном сотрудничестве (с робкой еще надеждой на будущее предвыборное взаимодействие) речь не идет. Пропустив публичную стадию "первых свиданий", Партия регионов и "Сильная Украина" предпочли сразу объявить о "помолвке".
Сделанное 16 августа заявление Николая Азарова и Сергея Тигипко прозвучало неожиданно. Безусловно, возможность подобного сценария политологи допускали с момента вхождения лидера "сильных украинцев" в состав Кабмина. Но хороший результат Сергея Тигипко в президентском "забеге" и сравнительно неплохие рейтинги возглавляемой им политсилы способствовали сдержанности подобных предположений. Никто не спешил преждевременно сбрасывать со счетов шансы вице-премьера на сольную карьеру. Но логика политического момента, очевидно, распорядилась иначе.
Официальным объяснением слияния, как это часто бывает, послужило стремление объединить усилия во имя высокой цели. В этом случае речь предсказуемо зашла о президентском курсе реформ. "Для того чтобы мощно поддержать реформы, которые начал президент Украины с целью повышения уровня жизни людей, все граждане, политические и общественные организации, стремящиеся этой же цели, должны объединиться", - гласит общее заявление двух лидеров. С учетом того, что Сергей Тигипко и без каких-либо объединений уже почти полтора года работает в правительстве именно над реформами, "своевременность" подобного порыва несколько удивляет. Впрочем, сам заместитель премьера думает, что "входя в партию власти изнутри, разрабатывать и внедрять решения будет легче".
Дать ответ на вопрос: "Так почему же именно сейчас?" – вероятно, должна та часть совместного заявления, которая разъясняет актуальность поставленной перед двумя партиями задачи. В качестве аргументов руководство страны использует "новые вызовы": как внешние – "связанные со следующей волной глобального экономического кризиса", так и некие "внутренние". Объединительная риторика дала возможность бросить камень в "огород" политических оппонентов, не желающих консолидироваться ради интересов государства. "Политические силы, которые питаются из раздора, продолжают попытки противопоставить друг другу людей, которые действительно хотят спокойно работать и жить в благополучии. Способ политического существования этих сил вчерашнего дня - популизм, демагогия и политиканство. Они не умеют работать, и поэтому призывают к революциям", - клеймятся в документе протестные настроения оппозиции.
Однако мечта о "консолидации всех здоровых сил общества" не уменьшает значение не только "новых вызовов", но и особенностей политической ситуации. Во время совместного брифинга с Николаем Азаровым Сергей Тигипко говорил не только о нестабильной ситуации в мире и стране, но и о политических перспективах годового масштаба. "Почему именно сейчас назрело это решение? Осенью начинается политический сезон... Выборы в парламент - будет много крика и деструктива. Хотим без лишней конкуренции внедрить конструктив", - пояснил пока еще лидер собственной партии. Кто знает, возможно, в границах одной партии властям действительно будет проще "внедрять конструктив". Но и предвыборные выгоды от такой смены положения дел заметить несложно.
Все ради выборов?
По поводу того, кто больше выигрывает от вероятного слияния "Сильной Украины" и Партии регионов (кроме, разумеется, обещанных реформ) мнения наблюдателей быстро разошлись. Часть специалистов считает происходящее наиболее логичным вариантом развития ситуации. "Каждая политсила имеет свой, серьезный политический электорат. Партия Тигипко свободно преодолевает трехпроцентный барьер в парламент, сам Сергей Леонидович имеет неплохой личный рейтинг. Поэтому, объединив свои силы, эти две партии создадут еще более мощную политическую силу на политической карте нашей страны", - считает руководитель компании Research & Brаnding Group Евгений Копатько.
Тем не менее, по поводу взаимной выгоды грядущего сотрудничества в экспертной среде мнения расходятся – причем, в зависимости от "предмета интереса", в разной степени. Когда речь заходит о пользе для ПР, оценки по большей части едины – главной партии власти подобное слияние, скорее всего, пойдет на пользу. Хотя точка зрения, допускающая, что антирейтинг вице-премьера-реформатора ударит по позициям президентской силы, тоже существует. " Я сомневаюсь, что это какие-то дополнительные очки даст Партии регионов, скорее всего, минусы. Ведь именно с Тигипко сегодня ассоциируется целый ряд непопулярных реформ", - убежден нардеп от КПУ Александр Голуб. Впрочем, с учетом истории отношений Сергея Тигипко с фракцией КПУ, которая уже не раз требовала его отставки, особенности коммунистического восприятия можно было предугадать…
Объединение "регионалов" с "СУ" скажется уже на следующих парламентских выборах. На сегодня Партия регионов остается самой популярной политсилой, хотя рейтинг ее в последнее время неуклонно снижается. При этом основная цель, которую ставит перед собой ПР на выборах 2012 года – завоевать парламентское большинство. Вероятно, при помощи Сергей Тигипко добиться этой цели ей будет проще – во-первых, уменьшается число конкурентов на выборах, которые могли бы оттянуть часть целевой аудитории ПР, во-вторых, есть шанс претендовать уже на голоса, "зарезервированные" за "Сильной Украиной" – например, в центральном регионе страны. И пусть почти все политологи предупреждают: автоматическое суммирование рейтинга двух политсил маловероятно, - надежда на укрепление позиций остается. Еще более перспективно сотрудничество может выглядеть в свете следующих президентских выборов. Если Виктор Янукович решится идти на второй срок (а пока нет оснований в этом сомневаться) – одним конкурентом для него становится меньше. С другой стороны, привлечение "молодого и перспективного" политика "европейского образца" может стать символом курса ПР на обновление. "Партия регионов, бесспорно, усилила свой статус, и это очень удобный момент, чтобы начать модернизацию под выборы 2012 года", - допускает директор компании персонального и стратегического консалтинга Berta Communications Тарас Березовец. Но тут многое зависит от обещанной Сергею Тигипко роли в будущей общей партии.
Оценки выгод "Сильной Украины" от слияния заметно разнятся. Хотя, если быть точным – разнятся оценки персональных выгод Сергея Тигипко. По поводу судьбы партии предположения не слишком разнообразны – в относительно автономное будущее "СУ" мало кто верит. Неплохо осознают риски, похоже, и в самой партии. Во всяком случае, заместитель лидера политсилы Александра Кужель, следуя нынешней политической моде, объявила на свой странице в Facebook о том, что для нее "переход в ПР неприемлем". В принципе, руководители двух партий сообщили, что вопрос партийного слияния еще будет обсуждаться снизу доверху, и любое объединение может быть только добровольным. Вероятнее всего, мнения все-таки разойдутся. А тем временем осколки "Сильной Украины" (а в партии, по словам ее руководства, состоит около 100 тысяч человек) с распростертыми объятиями ждут в других политических силах – о готовности принять "преданных" уже заявила "Батьківщина".
Ориентиры "регионального" будущего Сергея Тигипко сейчас определить тоже сложно. Разные эксперты воспринимают ситуацию по-разному. Одни считают решение вице-премьера ошибкой, которая хоронит его персональную политическую карьеру. "Это решение уникально, поскольку я не знаю случаев в европейской практике, когда человек получает на президентских выборах 12%, а потом сам же хоронит свою политическую карьеру, входя младшим партнером в какую-то более крупную партию", - сетует директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Другие же специалисты допускают, что для Сергея Тигипко такой вариант достаточно выгоден: партостроительными работами он занимался не очень усердно, рейтинг "Сильной Украины" полз вниз, да и на его популярности должны были сказаться реформы, вроде той же пенсионной. Теоретически, подобный шаг выглядит вполне логично – особенно, если в Партии регионов узаконят-таки поднятие проходного барьера до 5 процентов – "Сильная Украина" могла бы эту планку и не взять… Но все же многое зависит от того, какие именно аргументы использовались при обсуждении возможного слияния. Версий масса: от вынужденного согласия со стороны "Сильной Украины" до уверенности некоторых политологов в личных выгодах Сергея Тигипко, которому "сватают" то портфель премьера (что в свете регулярных слухов об отставке Николая Азарова выглядит интересно), то кресло главы обновленной Партии регионов. Впрочем, некоторые специалисты подобные перспективы оценивают с долей скепсиса. "Азаров, при всех негативах, которые у него есть, для Януковича – идеальный глава партии и глава правительства в этот период", - убежден политолог Алексей Голобуцкий.
Чем бы ни обернулась тяга к объединению для Сергея Тигипко, уже сейчас можно допустить, что для политического ландшафта в целом она не пройдет незамеченной. Электоральные "плюсы" от слияния для Партии регионов пока прогнозировать сложно (да и не похоже на то, что там рассчитывают исключительно на партийную популярность – слишком уж явно стремление вернуть "мажоритарку"). А вот непосредственным соперникам Сергея Тигипко на поле "третьих сил" решение ПР и "Сильной Украины" пойдет на благо. Уход с предвыборного поля "Сильной Украины" освобождает пространство для маневра для других проектов, претендующих на симпатии схожей аудитории. Считается, что больше прочих от такой перемены выиграет Арсений Яценюк (и он же тогда станет тогда претендентом на выход во второй тур президентских выборов, если единственное, что изменится, - это невозможность баллотироваться для Юлии Тимошенко). Неплохи также шансы повысить свои показатели у партий Владимира Кличко и, возможно, Вячеслава Кириленко и Анатолия Гриценко. Наконец, некоторая часть "третьего" электората может уйти не к Партии регионов, а к "старым" проектам национально-демократического толка… Но тут уже многое зависит от того, станет ли ПР останавливаться на достигнутом или продолжит нести идеи консолидации в политические массы. Возможности для дальнейшего расширения есть – это и "аграрии" Владимира Литвина, которому, наверное, непросто будет расставаться с постом спикера, и "Единый центр" Виктора Балоги (глава МЧС не спешит заранее отказываться от такой мысли), и некоторые партии левого фланга… Вероятные изменения закона о выборах и в самом деле готовы сделать все, чтобы гигантам на выборах пришлось проще.