Греция ведет масштабную борьбу с нелегалами [ Редагувати ]
Евро или нелегалы - что более губительно для Греции? Экономический кризис, преследующий Элладу в последнее время, обнажил проблему нелегальных мигрантов в этой стране. Но, если раньше власти сквозь пальцы смотрели на тех, кто переправляется через реку с символическим названием Эвро, то сейчас всех нарушителей пытаются выдворить обратно. Ведь миллион нелегалов - это грозная цифра. Андрей Цаплиенко изнутри посмотрел на быт и проблемы тех, кто не собирается возвращаться к себе домой.
София Рапти, лейтенант пограничной полиции:
- Вон там турецкий блок-пост!
Лейтенант София Рапти патрулирует самый сложный участок границы Евросоюза. Накануне здесь задержали перебежчика с украинским паспортом.
София Рапти, лейтенант пограничной полиции:
- Задержали здесь? Метров двести отсюда?
- Даже еще меньше.
Поговорить с соотечественником не удалось. Он попросил убежища в Греции. И теперь, по закону, общаться с журналистами сможет лишь тогда, когда ему предоставят статус беженца. Или же, - что более вероятно, - отправят на родину. Принудительно. Европа уже совсем не толерантна в отношении незваных гостей.
София Рапти, лейтенант пограничной полиции:
- Иногда они ведут себя агрессивно. Но мы заставляем их вернуться на турецкую территорию и не подходить близко к нашей границе.
Беглеца из Украины поместили в центр временного содержания. Его соседи - сирийцы, афганцы, сомалийцы, - не хотят возвращаться домой. О деталях своего быта сообщают в письменном виде. «Греческое правительство обращается с нами, как с рабами. К нам относятся хуже, чем к животным. В этой тюрьме держат маленьких детей» - написано на самодельных плакатах.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- Это один из центров, куда свозят нелегальных мигрантов перед принудительной отправкой на родину. В левом зарешеченном крыле содержат женщин. Нам запретили заходить на территорию центра, но даже отсюда хорошо слышны звонкие женские голоса: "Свободу! Свободу! Свободу!".
В 2011 греческие пограничники задержали пятьдесят пять тысяч нелегалов. Обычно в зону евро они плывут - через реку Эвро.
Сейчас группу перебежчиков на турецкой стороне засек греческий тепловизор. Они несут резиновые лодки к реке. И вот уже через полчаса выгружаются в Европе. Проводник, что есть сил, гребет назад. Ему и в Турции неплохо. За каждого пассажира он получил по триста евро. Переход через сухопутный участок стоит дешевле.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- Позади Турция, впереди Евросоюз. Чтобы попасть туда, человеку без визы нужно преодолеть двести метров открытого пространства. За мной сейчас наблюдают десятки глаз. То же самое происходит с нелегалом, и, как только он делает первый шаг по греческой земле, тут же попадает в руки полиции.
До недавнего времени иммигранты действовали по простой схеме. Гость получал статус беженца или предписание покинуть страну. Но, как только выходил за пределы центра временного содержания, тут же выбрасывал документ. А дальше растворялся в афинском гетто. Именно так население небольшой страны за последние десятилетия увеличилось на миллион человек. В гетто процветает торговля контрабандой, наркотиками и живым товаром. В Брюсселе забили тревогу. И отправили на Балканы две сотни офицеров Европейского Агентства по охране границы "Фронтекс".
Мариан Петре, офицер агентства "Фронтекс":
- Основной поток нелегалов проходит именно здесь, и это сущая правда. Плыть через море это рисковать жизнью, поэтому в Европу они идут отсюда.
Каждый день в Греции становится на сто человек больше. Нелегалы подвели греческую экономику к самому краю пропасти. Отступать некуда, и полицейские развернули самую большую в истории Евросоюза охоту на чужеземцев. Назвали всенародную облаву с юмором - "Гостеприимный Зевс". Цель операции - не только закрыть границу, но и выдворить из страны незваных гостей.
Нелегал:
- Я сюда пришел из Турции, уже два года здесь.
Нелегал:
- У меня все документы в порядке, меня домой не отправят.
Отправка происходит без лишнего шума. Дату и рейс не сообщают ни прессе, ни пассажирам. Под эскортом полицейских нелегалы едут в аэропорт. Ну, а дальше - чемодан, самолет, родина.
Кристос Манурос, руководитель департамента прессы греческой полиции:
- В ближайшее время мы выдворим из страны шестьсот человек.
Поток нелегалов с начала операции сократился в пять раз. Но полностью остановить его не удалось.
Металлическая конструкция с начинкой из колючей проволоки. Такими сварными модулями греки хотят отгородиться от Турции. А, тем временем, нелегалы пытаются прорваться и через официальные пункты пропуска.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- Чтобы попасть в Европу через парадный вход, непрошеным гостям нужно проявить немалую смекалку. С помощью таких вот детекторов греческие полицейские обследуют машину на предмет пустот и тайников, в которых прячутся нелегалы. И иногда находят пассажиров в самых неожиданных местах.
На этом пограничном переходе видали всякое. Нелегалов извлекали из контейнеров и доставали из цистерн. Самый большой улов, - пятнадцать человек - нашли в рейсовом автобусе из Тбилиси.
Они прятались над пассажирским салоном, в тайнике высотой тридцать сантиметров.
Георгиос Саламангкас, начальник регионального управления полиции:
- На протяжении всего пути от грузинской столицы пассажиры в салоне не знали, что над ними нелегалы. Они неподвижно лежали около суток. Поразило то, что на них надели подгузники, чтобы не просились на улицу.
Пятнадцать лет назад Гамлет Мнацаканян стал иммигрантом. Легальным. Открыл в приграничном районе небольшой бизнес. В его магазинчике "Русские продукты" немало товаров с надписью "Сделано в Украине". Нелегалы не бывают агрессивными, говорит Гамлет, ну, разве что, попросят дать им немного еды и отправляются дальше, в Афины.
Гамлет Мнацаканян, предприниматель:
- Пока здесь спокойно. До нас еще не дошло, что ломают магазины и витрины в Афинах и Салониках. Жестокость и агрессия. Здесь пока что не чувствуется это.
За время кризиса доходы Гамлета упали почти вдвое. Сложно взять кредит в банке. Еще сложнее выплатить его. Но любой иммигрант, и легальный, и нелегальный, убежден: даже в такой, охваченной кризисом, Европе жить гораздо легче, чем выживать за ее пределами.
Андрей Цаплиенко, Иван Топчий, Афины, Орестиада, Александрополис, "Подробности недели", телеканал "Интер"