175 лет назад родился отец джинсов [ Редагувати ]

Ждешь, что в музее небольшого среднеевропейского городка тебе в сотый раз покажут, как крестьяне пахали плугом землю или как охотились местные феодалы. Но в Буттенхайме рассказывают совсем другую историю. Она похожа на сказку и в то же время абсолютно правдива. Джинсы - безусловно, больше, чем просто холщовые штаны с заклепками. Как атрибут американских вестернов, или европейских студенческих волнений конца 60-х, или советских представлений о западном образе жизни, джинсы - вещь символическая, но непременно отсылающая к либеральным ценностям. Мало найдется в истории ХХ века символов столь же емких, конкретных и в то же время универсальных. Ведь джинсы - интернациональная одежда; лишь по происхождению они из Америки. Впрочем, если копнуть чуть глубже, все равно окажешься в Европе.
Отец-основатель
Эта история началась 26 февраля 1829 года, когда в Буттенхайме, небольшом городке во Франконии (исторической области на севере Баварии), в еврейской семье родился младший из семи детей - мальчик Лейб. Его отец Хирш Штраус был коробейником - ходил по окрестным деревням с деревянным заплечным ящиком и торговал иголками, нитками и прочими хозяйственными мелочами. После смерти отца, в 1847 году, когда Лейбу было восемнадцать лет, семья решила уехать в Америку. Пройдя необходимые формальности и опубликовав в местной газете объявление о своем намерении эмигрировать (это полагалось сделать, чтобы кредиторы могли предъявить претензии к тем, кто уезжает навсегда), Штраусы направились в Бремен, погрузились на корабль и пару месяцев спустя от прошлой жизни их отделяла Атлантика.
В Америке Лейб изменил написание своего имени и стал Ливаем Страуссом. Он провел несколько лет в Нью-Йорке, где занимался с братьями торговлей тканями, особенных успехов не достиг, а затем, на волне золотой лихорадки, уехал в Сан-Франциско и там основал фирму Levi Strauss & Co. Первоначально это была торговая фирма, которая специализировалась на одежде и галантерее. Ее клиентами были золотоискатели, ковбои и прочие пионеры Дикого Запада, ставшие впоследствии героями американских вестернов. Фирма процветала.
Однажды к Страуссу обратился портной Джэкоб Дэвис с просьбой помочь ему оформить патент на изобретение. С некоторых пор Дэвис укреплял швы на карманах брюк металлическими заклепками и пришел к выводу, что такая конструкция добавляет одежде прочности. Ливай согласился профинансировать оформление патента, и он был зарегистрирован 20 мая 1873 года на имя Страусса и Дэвиса. Эту дату можно считать официальным днем рождения джинсов.
Новые партнеры стали налаживать под крышей фирмы Страусса производство штанов нового типа. Вначале джинсы шили под присмотром Дэвиса рабочие-надомники, но увидев, что спрос велик, Страусс открыл в Сан-Франциско фабрику по производству джинсов, а затем и вторую. В 1890 году на этих фабриках трудились более 500 рабочих. Джинсы быстро завоевывали рынок. Ливай Страусс даже выиграл несколько судебных процессов против конкурентов, пытавшихся имитировать его продукцию.
Остается добавить, что Страусс умер в 1902 году в Сан-Франциско одним из самых богатых и уважаемых горожан. В 1906 году во время землетрясения контора фирмы сгорела и погибли все документы, относящиеся как к ее основателю, так и к предыстории джинсов. Однако сама фирма выжила и продолжала выпускать штаны, которые вскоре приобрели популярность в Америке, и не только среди золотоискателей и ковбоев. После Второй мировой войны джинсы стали экспортировать и в Европу. Дальнейшая история джинсов, ставших одним из культурных символов ХХ века, хорошо известна. А вот судьба их создателя оказалась прочно и надолго забыта.
На родине героя
Сегодняшний Буттенхайм - небольшой и ничем особенно не примечательный городок, скорее даже деревня, с населением в 3000 жителей. В двадцати минутах езды находится Бамберг - один из немногих средневековых немецких городов, почти не разрушенных во время войны и потому привлекающих туристов. В самом Буттенхайме варят вкусное пиво и есть пара ресторанов с хорошей кухней, куда иногда приезжают пообедать окрестные жители.
Еще пятнадцать лет назад никто в Буттенхайме даже не подозревал, что этот городок имеет отношение к истории джинсов. Но в середине 80-х годов кому-то на глаза попалась американская публикация, где говорилось, что Ливай Страусс был родом из маленькой деревушки во Франконии. Уж не из Буттенхайма ли? Любопытство, помноженное на местный патриотизм, помогло довольно быстро найти напечатанное в газете объявление об эмиграции Лейба Штрауса, а затем и установить дом, в котором он родился и жил. Оставалось выяснить, был ли этот отпрыск франконских Штраусов тем самым Страуссом, который основал фирму в СанФранциско и запатентовал первые джинсы. Как в Германии, так и в Америке сохранилось очень мало документов о жизни прародителя джинсов. Понадобилось пять лет напряженных архивных изысканий по обе стороны Атлантики, чтобы проследить весь путь Лейба Штрауса в эмиграцию и доказать, что он и есть тот самый Ливай Страусс.
Еще пять лет реставрировали дом, в котором он родился и жил. Семья Штраусов занимала первый этаж старого, постройки 1687 года, дома # 33 по Марктштрассе, главной улице Буттенхайма. Поскольку подлинные документы о жизни героя можно было пересчитать буквально по пальцам, а его вещей и вовсе не сохранилось, сам дом стал главным мемориальным свидетельством немецкого периода его жизни. Никакого евроремонта: здание было восстановлено со всем возможным тщанием и точностью, архитектор сохранил и кривые стены, и фахверковую конструкцию. Единственная вольность, которую он себе позволил, это выкрасить балки и ставни на фасаде в цвет голубых джинсов - деним.
Следующие пять лет ушли на то, чтобы превратить отреставрированный дом в музей. Прежде всего нужно было убедить местное сообщество и органы самоуправления Буттенхайма в целесообразности создания такого музея. Вначале муниципалитет испугался предстоящих расходов, явно выходящих за пределы его бюджета, тем более что в городе были и другие проблемы - строительство больницы, детского сада и т.д.
Тем не менее мысль о том, что Буттенхайм является родиной если и не джинсов, то по крайней мере их создателя, постепенно овладела умами граждан. Что касается средств, их удалось найти у различных спонсоров, в частности, в самой фирме Levi Strauss & Co. Впрочем, местные власти тоже внесли лепту в финансирование проекта, понадеявшись (совсем не напрасно), что музей привлечет внимание к Буттенхайму и благодаря притоку туристов и инвестиций потраченные деньги окупятся с лихвой. Для создания экспозиции был заключен контракт с профессиональным музейным агентством, которое сделало экспозицию "под ключ", и в сентябре 2000 года музей был открыт для публики.
Одновременно муниципалитет выкупил стоящий по соседству дом, в котором родилась и жила мать Лейба. В нем устроили фондохранилище, а на первом этаже открыли с благословения фирмы Levi's джинсовый бутик, торгующий сувенирами, а также ординарными и дизайнерскими моделями одноименных джинсов, в том числе "ретро" - образца 20-х, 30-х и 50-х годов. Доходы от бутика идут на содержание музея.
Экспозиция
Официально музей в Буттенхайме называется Мемориальный дом Ливая Страусса "Джинсы и их культ" (Jeans & Kult). На первом этаже этого небольшого здания скупо, но весьма драматично показана жизнь семьи и самого Лейба вплоть до эмиграции. Экспозиция лаконичная, современная и очень стильная: в ней, как и в самом музейном здании, воспроизводится фирменный "джинсовый" стиль - сочетание голубого, серого и желтого с ярко-красными акцентами (отсылающими к флажку Levi's на заднем кармане).
Само слово "джинсы" происходит от названия производившейся в Генуе грубой хлопчатобумажной ткани, из которой еще в XVIII веке в Европе шили рабочие штаны. А специфический голубой цвет - деним - получил название от французского города Ним, поскольку краску получали из Нима. Экспозиция дает возможность увидеть, как менялись модели джинсов на протяжении ста лет. Музей поддерживает тесные отношения с коллекционерами джинсов во всем мире.
Музей открылся совсем недавно - в 2001 году, но о нем уже хорошо знают в Германии, и не только. Вдохновленный успехом, муниципалитет планирует выкупить еще два дома, которые находятся между музеем и бутиком, чтобы устроить там музейные кафе и выставочный зал.
Одежда пионеров
Реклама XIX - начала XX вв. рекомендовала джинсы как одежду для лесорубов, фермеров и ковбоев. Их главным достоинством считалась прочность. Жители Запада ценили их за практичность. Впоследствии, когда рынок джинсов распространился на Восток, важной составляющей рекламной политики фирмы Levi's стал романтический образ первопроходцев Дикого Запада. В этот же период фирма стала культивировать легенду, что джинсы были одеждой золотоискателей, хотя в действительности они появились после золотой лихорадки.
Крылья орла
Еще при жизни Ливай Страусс выиграл несколько судебных процессов против конкурентов, пытавшихся имитировать его продукцию. Кроме заклепок, он ввел еще ряд деталей, отличавших джинсы его производства. Уже в 1873 году на заднем кармане появились две простроченные кривые линии, изображавшие "изгиб крыльев орла, обитающего в Скалистых горах". В 1886 году сзади на поясе появилась кожаная нашивка с изображением двух коней, пытающихся (повидимому, безуспешно) разорвать пару джинсов. И по сей день она является зарегистрированным логотипом фирмы. Частью фирменного стиля стали также двойная строчка, выполненная оранжевыми или желтыми нитками, и "ширинка на болтах" - вначале в ней было четыре металлические пуговицы с рельефной надписью Levi Strauss & Co S.F. Cal., затем их стало пять. Впоследствии в конструкцию джинсов были добавлены и другие детали. В 1902 году стали пришивать второй задний карман, а в начале 20-х годов появились шлевки для ремня. Красный флажок с надписью Levi's, ставший еще одним отличительным признаком фирмы, появился в 1936 году. А с 1937 года стали закрывать тканью заклепки на задних карманах, поскольку они царапали мебель или седло.
Судьба джинсов в Европе
В Европу джинсы проникли главным образом благодаря тому, что они были частью обмундирования американских солдат во время Второй мировой войны. Для армии была разработана специальная упрощенная модель. Например, на задних карманах не было строчки в виде крыльев орла, однако, чтобы сохранить брэнд, эти линии стали рисовать. В послевоенной Германии такие джинсы можно было купить только на черном рынке или в специальных магазинах для американских военнослужащих. В середине 50х годов немцы стали выпускать джинсы собственного производства наподобие американских. Они назывались "Мустанг". Лишь в 1960 году американские джинсы Levi's появились в немецких магазинах, а потом и в магазинах других европейских стран.